Дело №2-2231/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Соликамск 30 октября 2014 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Т.В. Крымских,
при секретаре судебного заседания Митюшовой Е.В.,
с участием истца Травниковой А.В.,
представителя истца Малушкиной Н.Г., действующей на основании устного ходатайства,
представителя ответчика ФКЛ ПУ КТБ-17 ОИУ№ 1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Ивановой Е.К., действующей на основании письменной доверенности,
представителя третьих лиц ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю Климашевской И.М., действующей на основании письменной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Травниковой А. В. к ФКЛ ПУ КТБ-17 ОИУ№ 1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о взыскании денежной выплаты,
у с т а н о в и л :
Истец Травникова А.В. обратилась в суд с иском к ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о взыскании единовременной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты.
Иск обосновала тем, что работала в ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в период с <дата> по <дата> в должности медицинской сестры палатной туберкулезно легочного отделения краевой туберкулезной больницы ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. В соответствии с Постановлением Правительства № 839 от 17.10.2011 года «О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», за период её работы с <дата> по <дата> ей была установлена единовременная выплата в размере <данные изъяты> рублей, но произведена выплаты в сумме <данные изъяты> рублей. При обращении к ответчику с заявлением о выплате единовременной выплаты, ей пояснили, что денежные суммы будут выплачены ей позднее. Письмом от <дата> она была уведомлена о том, что данная выплата ей не будет произведена, в связи тем, что выделение бюджетных ассигнований на осуществление указанной выплаты в <дата> не предусмотрено. С <дата> по <дата> она продолжала служить в ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. Единовременная денежная выплата ей не начислялась и не выплачивалась.
Просит взыскать с ответчика единовременную денежную выплату в размере <данные изъяты> рублей, ежемесячную денежную выплату в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Травникова А.В. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что о нарушении своего права на получение единовременной денежной выплаты в размере <данные изъяты> рублей узнала в <дата> года, когда ей было вручено письмо ГУФСИН России по Пермскому краю, содержащий ответ на их коллективную претензию от <дата> года, из которого следовало, что произвести единовременную денежную выплату в <дата> не представляется возможным, вопрос может быть решен исключительно в судебном порядке. В суд она обращаться не стала, ждала, судебных решений по обращениям своих коллег. О нарушении своего права на получение ежемесячной денежной выплаты узнала в <дата>, когда ей для ознакомления был вручен экземпляр текста Постановления Правительства № 839 от 17.10.2011 года «О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях». Ознакомившись с его текстом, она обратилась к работодателю с требованием производить ей ежемесячные выплаты, ей было отказано. Обращаться в суд она не стала. С заявлением о производстве выплат к ответчику не обращалась. Работала в учреждении до <дата> года, после чего, была переведена на работу в <данные изъяты>. В суд с иском обратилась в <дата>, когда узнала, что по искам ее коллеги вынесены судебные решения о взыскании с ответчика денежных средств. Уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском не имеет.
Представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме. Полагает, что срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском составляет 3 года, данный срок Травниковой А.В. не пропущен.
Представитель ответчика ФКЛПУ «Краевая туберкулезная больница № 17» ОИУ №1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Иванова Е.К. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Заявление на единовременную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства РФ № 839 от 17.10.2011 года, было подано истицей <дата> года, заявка в ГУФСИН была направлена поздно, выплата истице произведена частично, продление выплат на <дата> не представляется возможным в связи с прекращением финансирования. Считает, что истица пропустила срок для обращения в суд, поскольку знала о нарушенном праве на получение ежемесячной выплаты еще в конце <дата>, на получение единовременной выплаты – в <дата>. Финансирование по выплатам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 17.10. 2011 года № 839, осуществлялось из средств федерального бюджета. Полагает, что истицей без уважительных причин пропущен срок обращения в суд с настоящим иском, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса РФ.
Представитель третьих лиц ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России Климашевская И.М. исковые требования считает необоснованными по доводам, изложенным в письменных возражениях. Полагает, что истицей пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социального обеспечения граждан Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. При этом согласно положению ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации федеральных законов по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляется Российской Федерацией в виде субвенций бюджетам субъектов. Финансирование обязательств, связанных с реализацией законов субъектов РФ, не является расходным обязательством Российской Федерации в соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, а отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (утратило силу 8 мая 2003 г.).
Пунктом 10 этого постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.
19 августа 1993 года вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 г.)
Частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 1 января 2005 года, согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отменены ранее предоставляемые медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы без указания на равноценную компенсацию.
Пунктом 50 ст. 35 вышеназванного Закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения: для медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения меры социальной поддержки устанавливаются Правительством Российской Федерации; для медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (ч.ч. 4-6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в указанной редакции).
Вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72).
В соответствии с предоставленными федеральным законодательством полномочиями Правительством Российской Федерации ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения установлена в размере 1200 рублей.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. № 1556ан/174н.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839, в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлено осуществить единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
Согласно п. 4 указанного Постановления меры социальной поддержки, предусмотренные п. 2 Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, и не ухудшает условия их предоставления.
В судебном заседании установлено, что истец Травникова А.В. в период с <дата> по <дата> работала в ФКЛ ПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в должности медицинской сестры палатной, то есть являлась медицинским работником в федеральном государственном учреждении системы здравоохранения, состояла в штате по основному месту работы. В период с <дата> по <дата> должность была аттестована.
В период с <дата> по настоящее время истица была зарегистрирована и проживала по адресу: <...>, а затем по <...>. Льготами по оплате коммунальных услуг, освещения и отопления не пользовалась. Данные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспаривались.
Таким образом, судом установлено, что Травникова А.В. имела право по состоянию на <дата> и в последующем на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем, имеет право на единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ № 839 от 17.10.2011 г.
Приказом Минздравсоцразвития РФ №1556ан и Министерства финансов РФ №174 от 16 декабря 2011 года утвержден Порядок осуществления с 01 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским работникам и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (Приложение № 1) и Порядок осуществления в 2012 году единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2011 года медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимися до 01 января 2012года), в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2014 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством РФ (Приложение №2).
Согласно Приложению № 2, право на получение единовременной денежной выплаты имеют право работники учреждений при условии, что по состоянию на 31 декабря 2004 года они имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством РФ (п. 2 Порядка)
Единовременная и ежемесячная выплата назначается по месту работы в учреждениях (п. 3 Порядка).
Единовременная денежная выплата производится на основании документов, подтверждающих право на нее, перечисленных в п. 5, 6 Порядка.
Днем обращения работника с заявлением считается день приема учреждением заявления со всеми необходимыми документами (п. 7 Порядка).
Ежемесячная денежная выплата производится на основании документов, подтверждающих право работников на ежемесячную денежную выплату (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность с отметкой о месте регистрации по месту жительства, или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении учреждений, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей производится учреждением с момента возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости (п. 2, 3 Порядка).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 839, меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим постановлением, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы, в том числе и в случае увольнения до 01 января 2012 года.
Судом установлено, что заявление о производстве единовременной выплаты по п. 2 Постановления Правительства РФ № 839 и необходимые документы были сданы истцом Травниковой А.В. в отдел кадров ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю <дата> года. С заявлением о производстве ежемесячной выплаты истец к ответчику не обращалась.
Также установлено, что ГУФСИН России по Пермскому краю <дата> в адрес начальников учреждений направлено письмо за №, из которого следует, что кадровым службам учреждений в срок до <дата> предписывалось подать заявки на финансовое обеспечение единовременных выплат в <дата>, о чем ссылались представители ответчика и третьих лиц. Следовательно, организация и формирование заявок были возложены на учреждение (работодателя), что подтверждает доводы истца о том, что заявление производстве единовременной выплаты ею было подано в сроки, когда отдел кадров учреждения начал принимать такие заявления и формировать заявку.
Вместе с тем, доводы ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящим иском заслуживают внимания.
В силу ч.1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», абзаца 1 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, а также ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (ч. 3 ст. 390 и ч. 3 ст. 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).
Из пояснений истца, данных в судебном заседании, установлено, что из письма ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата> № (л.д. 6), в <дата> Травникова А.В. узнала о нарушении своих прав, а именно о том, что выплата ей не будет произведена в связи с отсутствием финансирования, закрытии данной статьи расходов. О ежемесячной выплате узнала в <дата>, после чего обратилась устно для производства указанного вида выплаты, ей было отказано. <дата> была уволена из ФКЛ ПУ КТБ-17 ОИУ№ 1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. Однако она обратилась в суд с настоящим иском лишь <дата>, то есть со значительным пропуском трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ,
Проанализировав доводы истца и представителя ответчика в указанной части, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд с иском с требованием о взыскании ежемесячной выплаты для истца истек не позднее <дата>, по требованию о взыскании единовременной выплаты срок обращения для истца истек не позднее <дата>.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд, которые бы служили объективным препятствием для своевременного обращения истицы в суд за разрешением данного спора, в материалах дела не имеется и в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ истицей суду не представлено.
То есть судом установлено, что истицей пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, уважительные причины восстановления указанного срока отсутствуют, о пропуске истицей указанного срока заявлено ответчиком в ходе рассмотрения дела. Пропуск истицей срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ч.1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы единовременной и ежемесячной денежной выплаты не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования Травниковой А. В. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница № 17 Объединения исправительных учреждений № 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» о взыскании единовременной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме, с 05.11.2014 года.
Судья Т.В. Крымских.