Дело № 12-3/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с.Покровка 18 февраля 2019 года
Судья Октябрьского районного суда Приморского края Севостьянова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу, поступившую от
представителя ООО «Уссурэлектромонтаж», юридический адрес: <адрес>, ИНН №, КПП №, на постановление мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района Приморского края от 30.11.2018 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Уссурэлектромонтаж», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,
у с т а н о в и л:
29.10.2018 в 13 часов 10 минут установлено, что на территории заказника «Полтавский», примерно в 5,3 км. юго-восточнее <адрес>, ООО «Уссурэлектромонтаж» в нарушение п. 4.1 Положения о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Полтавский», утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 13.10.2008 № 252-па, при выполнении электромонтажных работ произвело незаконную порубку деревьев - согласно перечетной ведомости: дуба монгольского в количестве 35, березы белой в количестве 34, липы амурской в количестве 1.
31.10.2018 в отношении юридического лица ООО «Уссурэлектромонтаж» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
30.11.2018 постановлением мирового судьи судебного участка №80 Октябрьского судебного района Приморского края ООО «Уссурэлектромонтаж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель ООО «Уссурэлектромонтаж» Гребенюк С.В. подал жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Уссурэлектромонтаж» состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы представитель ООО «Уссурэлектромонтаж» Гребенюк С.В. указал, что доводы представителя юридического лица ООО «Уссурэлектромонтаж», а также все представленные суду документы, в том числе и официальное разрешение на производство работ и документы об отсутствии границ заказника «Полтавский», мировым судьей не были приняты во внимание при рассмотрении дела. Полагает, что решение принято на основании доводов лица, составившего протокол об административном правонарушении. Согласно договору подряда, заключенного между ООО «Уссурэлектромонтаж» и АО ДРСК, подрядчик (ООО «Уссурэлектромонтаж») обязуется по заданию заказчика произвести кадастровые работы, разработать проектную и рабочую документацию и выполнить работы по реконструкции (строительству) сетей 0,4, 6-10 кВ, СТП 6-(10)/0,4 кВ, ТП для технологических присоединений территории обслуживания СП ПЦЭС филиала ПЭС. По дополнительному соглашению к договору подряда утверждено техническое задание мероприятий по строительству и реконструкции электрических сетей до 10 кВ для технологического присоединения потребителей, в перечень которых входит строительство ВЛ-10 кВ, КТП160/10/0,4 в <адрес>-1, <адрес>. В ходе выполнения указанных мероприятий специалистами подрядчика был разработан первичный пакет документов для отвода земельного участка заказчику. Администрацией Октябрьского района АО ДРСК выдано разрешение на размещение линии электропередач, класс напряжения 10 кВ, КТПН 160 кВа на земельных участках, которое Дирекцией обжаловано не было. В этом разрешении не установлены ограничения использования земельных участков в качестве особо охраняемой природной территории. Более того, в нем указано, что земли, предоставленные для использования в вышеуказанных целях, являются землями сельскохозяйственного назначения, на которых разрешено строительство линий электропередач. Постановление губернатора Приморского края от 30.04. 1996 года №268 «О государственных заказниках краевого значения», установившего границы заказника «Полтавский», в том числе, и географическое описание этих границ, отменено постановлением губернатора Приморского края от 30.03.2005 года № 69-пг. В настоящее время границ территории заказника краевого значения «Полтавский», их географического описания местоположения, перечня координат характерных точек этих границ не установлено, на учет в Едином государственном реестре он не поставлен, кроме того, по состоянию на 29.10. 2018 в месте производства работ и по пути следования к нему информационных знаков, позволяющих определить нахождение на территории заказника «Полтавский», не имелось. ООО «Уссурэлектромонтаж» выполняло вырубку зеленых насаждений не самовольно, а в строго отведенном коридоре, при разрешенном строительстве линии электропередач в минимально необходимом объеме для безопасной эксплуатации воздушной линии электропередач при наличии проекта рекультивации земельного участка и намерении высадить саженцы зеленых насаждений взамен поврежденных в объеме, заявленном при уведомлении (согласно приказу Агентства лесного хозяйства от 19.06.2011 г. № 223) Администрации Октябрьского района о санитарной подрезке крон деревьев в целях обеспечения безопасности граждан. Подрядчику не было известно о том, что работы производятся на территории заказника, так как все разрешающие документы выданы официальными лицами. Полагает, что мировым судьей не надлежащим образом исследованы представленные ООО «Уссурэлетромонтаж» доказательства, постановление принято преждевременно, без учета доводов, подтвержденных документально. В постановлении мирового судьи признается возможность освобождения виновного лица от наказания по малозначительности административного правонарушения и замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением. Вопреки этому выводу на ООО «Уссурэлектромонтаж» наложен штраф. Таким образом, обстоятельства дела не соответствуют выводам суда. Считает, что вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях в действиях ООО «Уссурэлектромонтаж» не имеется.
Представитель ООО «Уссурэлетромонтаж» Гребенюк С.В. в судебном заседании, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, дополнив, что строительство и эксплуатация ЛЭП не возможна без уничтожения любой древесно-кустарниковой растительности, находящейся в непосредственной близости с ЛЭП, что предусмотрено п.21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон". При выполнении договора подряда, заключенного ООО «Уссурэлектромонтаж» с АО «ДРСК» филиал ПЭС была произведена жесткая подрезка деревьев, то есть до основания (без оставления пеньков). При этом заказчиком было получено разрешение в Администрации Октябрьского района на размещение воздушной линии электропередач. Не оспаривает, что в уведомлении на имя главы Октябрьского района Обществом с ограниченной ответственностью «Уссурэлектромонтаж». указывалось на выполнение работ по санитарной подрезке крон деревьев, однако фактически возникла необходимость в жесткой подрезке древесно-кустарниковой растительности. До проведения работ руководство ООО «Уссурэлектромонтаж» устно обращалось в администрацию Октябрьского района для выяснения вопроса о том, требуется ли согласование работ с каким-либо органом. Администрацией района были даны разъяснения о необходимости обращения в Дирекцию по охране объектов животного мира и особо охраняемых территорий. В Дирекцию был направлен запрос, на который поступило письмо, в котором указывалось, что размещение воздушной линии электропередач с целью осуществления технологического присоединения объекта противоречит режиму особой охраны заказника «Полтавский» и не является необходимым для жизнеобеспечения жителей населенных пунктов. С данным разъяснением ООО «Уссурэлектромонтаж» не согласилось, провело работу, в ходе которой выяснило, что постановление губернатора Приморского края №268, которым устанавливались координаты и границы заказника «Полтавский», было отменено постановлением №69-п от 30 марта 2005 года. В настоящее время положение о заказнике «Полтавский» имеется, однако, его границы не определены. Кроме того, обращает внимание суда на то, что при составлении протокола юридическое лицо привлекалось к ответственности за незаконную порубку деревьев.
Адвокат Ищенко Т.Ф. поддержала доводы жалобы и дополнительно указала, что договор подряда был заключен между заказчиком АО «ДРСК» филиал ПЭС и исполнителем ООО «Уссурэлектромонтаж». По условиям договора всю необходимую документацию должен был предоставить заказчик, в том числе разрешение Администрации района на размещение ЛЭП (п.3, п.п.3.30, п.4 Договора). Полагает, что с учетом этого привлечению к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ подлежит заказчик работ АО «ДРСК» филиал ПЭС. Сведений о том, что работы будут выполняться на территории заказника, исполнителю представлены не были. При проведении работ по строительству ЛЭП не было установлено каких-либо знаков, указывающих на то, что указанная территория является территорией заказника.
Оценив доводы жалобы, выслушав представителя ООО «Уссурэлетромонтаж», адвоката Ищенко Т.Ф., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Мировым судьей правильно было установлено, что 29.10.2018 в 13 часов 10 минут на территории заказника «Полтавский», примерно в 5,3 км. юго-восточнее <адрес> ООО «Уссурэлектромонтаж», при выполнении электромонтажных работ произвело незаконную порубку деревьев - согласно перечетной ведомости: дуба монгольского в количестве 35, березы белой в количестве 34, липы амурской в количестве 1, чем нарушил п. 4.1 абз. 2 Положения о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Полтавский», утвержденного постановлением администрации Приморского края от 13.10.2008 № 252-па.
Факт совершения ООО «Уссурэлектромонтаж» указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 29.10.2018(л.д.1-4) составленном при участии представителя юридического лица, картой государственного природного заказника краевого значения «Полтавский», на которой указано место совершения административного правонарушения (л.д.10-14), фототаблицей (л.д.15-51), перечетной ведомостью (л.д.52), ведомостью материальной оценки (л.д.53-55), ответом Дирекции по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий (л.д.75).
Из разрешения №10 от 2 августа 2018 года на размещение объекта, выданного главой Октябрьского района, следует, что АО «ДРСК» филиал ПЭС выдано разрешение на размещение воздушной линии ЛЭП с указанием местоположения отводимых земельных участков сельскохозяйственного назначения. При этом на юридическое лицо, получившее разрешение, возлагалась обязанность выполнить установленные в отношении земельного участка ограничения (л.д.57). При этом разрешения на порубку деревьев администрация Октябрьского района не выдавала.
Их пояснений представителя Гребенюк С.В. следует, что исполнитель по договору подряда (ООО «Уссурэлектромонтаж») обращался в администрацию Октябрьского района с просьбой указать организацию, у которой необходимо получит разрешение на проведение работ по строительству ЛЭП, в том числе на порубку деревьев. Такой организацией была указана Дирекцию по охране объектов животного мира и особо охраняемых территорий. В Дирекцию Обществом был направлен запрос с просьбой выдать разрешение на производство санитарной подрезки крон (ветвей) деревьев в зоне прохождения участка ВЛ-10 кВ (л.д.56).
Пунктом 1.7 Положения о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Полтавский», утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 13.10.2008 № 252-па (далее Положение) определено, что управление заказником осуществляется краевым государственным бюджетным учреждением «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий» (далее - Дирекция ООПТ). Дирекция ООПТ обеспечивает функционирование заказника, осуществляет обеспечение соблюдения режима особой охраны заказника.
Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых территорий своим ответом от 30 августа 2018 года в выдаче разрешения отказала, сославшись на то, что указанная в запросе территория является государственным природным биологическим (зоологическим) заказником краевого значения «Полтавский», на территории которого запрещается, в числе прочего, строительство ЛЭП, за исключением необходимых для жизнеобеспечения жителей населенных пунктов, находящихся в границах территории заказника. Земельный участок с кадастровым номером №, к которому планируется прокладка трассы ВЛ-10 кВ, находится за пределами населенного пункта (л.д.75).
Таким образом, вопреки доводам представителей юридического лица, до начала работ по строительству линии ЛЭП Обществу с ограниченной ответственностью «Уссурэлектромонтаж» с достоверностью было известно, что планируемые работу будут осуществляться на территории заказника «Полтавский», а также Общество было поставлено в известность об отсутствии у юридического лица разрешения от Дирекции по охране объектов животного мира и особо охраняемых территорий на порубку деревьев на территории заказника.
Суд не может принять доводы представителей юридического лица, о том, что работы были проведены в соответствии с разрешением, полученным в администрации района. При этом суд исходит из того, что администрацией Октябрьского района не выдавалось разрешение на порубку деревьев, а уполномоченная организация такого разрешения не давала. Кроме того, направляя запрос в Дирекцию, Общество просило выдать разрешение на производство санитарной подрезки крон (ветвей) деревьев, а фактически произвело полную порубку деревьев, что подтверждается фототаблицей и не оспаривается представителем юридического лица.
Согласно сообщениям администрации Октябрьского района (л.д.142) и акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (АО ДРСК) (л.д.140) выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений на вышеуказанном земельном участке не осуществлялась.
Давая оценку доводам представителей юридического лица о том, что границы заказника «Полтавский» не установлены, суд соглашается с тем, что постановление губернатора Приморского края №268 от 30 апреля 1996 года N 268 "О государственных заказниках краевого значения" действительно отменено в связи с изданием Постановления губернатора Приморского края от 30.03.2005 N 69-пг. Вместе с тем, Постановлением Администрации Приморского края от 13.10.2008 N 252-па (ред. от 13.05.2016) "Об утверждении положений о государственных природных заказниках краевого значения" утверждено Положение о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике регионального значения "Полтавский", а в разделе 2 (п.2.1) указано расположение заказника, а именно, на территории Уссурийского городского округа и Октябрьского муниципального района Приморского края, в кварталах N 1 - 13, 15 - 17, 19, 24, 42, 43 Уссурийского лесничества Николо-Львовского участкового лесничества (лесоустройство 1988 года), а также на землях запаса, землях сельскохозяйственного назначения и землях особо охраняемых природных территорий. Кроме того, в п.2.2 Положения описаны границы заказника: на севере его граница начинается от государственной границы с Китайской Народной Республикой, от устья распадка Глубокого, через вершину пади Соколовской 2-ой, на горы Каменный Пик (550,9), Виктория (659,1), Ключи (495,2), на реку Малую Казачку, по реке Малой Казачке до реки Казачки, от реки Казачки по дороге от села Алексей-Никольского до хутора Баева, на село Покровка. От села Покровка по дороге до реки Крестьянки, по реке Крестьянке до села Ильичевка. Далее по водоразделу рек: Крестьянка 2-я, Кара-Крестьянка 1-я, Каменушка, через отметки 314,4; 369,3; 405,4; 506,7; гору Верхнюю Каменушку (542,4) до истока реки Каменушки и по административной границе с Пограничным районом до государственной границы с Китайской Народной Республикой, по государственной границе до распадка Глубокого. В соответствии с п.2.4 Положения на местности заказник обозначается предупредительными и информационными знаками по периметру его границ, что соответствует фактическим обстоятельствам (л.д.11).
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно требованиям ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оценивая доводы жалобы в совокупности с имеющимися доказательствами, суд приходит к выводу о том, что доказательства по делу были получены в соответствии с требованиями закона, содержат сведения об обстоятельствах совершения административного правонарушения и были правильно оценены мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По делу было верно установлено наличие события административного правонарушения и действиям ООО «Уссурэлектромонтаж» дана правильная оценка по ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Суд не усматривает в действиях юридического лица признаков малозначительности административного правонарушения, поскольку государственный природный заказник, как часть природного ресурса РФ ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития, улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения, а также рационального использования в интересах Российской Федерации - представляет собой публичное достояние Российской Федерации, а, следовательно, требует защиты от противоправных посягательств, что предполагает введение адекватных мер публично-правовой ответственности.
Суд полагает, что мировой судья, объективно оценив обстоятельства дела, правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения в отношении ООО «Уссурэлектромонтаж» положений ст.ст. 2.9, 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания мировой судья учел обстоятельства и характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, и пришел к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1 и 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и находится в пределах санкции ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В деле отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
По изложенному, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление мирового судьи судебного участка №80 Октябрьского судебного района Приморского края от 30.11.2018 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Уссурэлектромонтаж» оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Уссурэлектромонтаж» Гребенюка С.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со ст.30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья Е.Н.Севостьянова