К делу №2-258/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2016 года село Успенское
Успенский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Даниленко А.А.,
при секретаре судебного заседания Багдасаровой С.А.,
с участием представителя истца Масловой Н.П., Тарханова А.В., действующего на основании доверенности 23АА5578351 от 18.03.2016 года,
представителея ответчика - ОАО «Марьинское» Флосмана В.С., действующего на основании доверенности от 31.12.2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масловой Н. П. и Напримеровой Т. Л. к ОАО «Марьинское» о признании необоснованным и снятии возражения относительно размера и местоположения выделяемого в счет земельных долей земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Маслова Н.П., Напримерова Т.Л. обратились в суд с иском к ОАО «Марьинское» о признании необоснованным и снятии возражения относительно размера и местоположения выделяемого в счет земельных долей земельного участка.
Иск мотивирован тем, что 24.11.2015 года в газете «Рассвет» №141 (9557) было опубликовано уведомление о том, что участники долевой собственности Виноградова Л.А. и Напримерова Г.Л. уведомляют остальных участников долевой собственности на земельный участок с/х назначения кадастровый номер <данные изъяты> о необходимости согласования проектов межевания земельных участков, выделенных в счет земельной доли Масловой Н.П. и Напримеровой Г.Л. из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
17.12.2015 года в адрес кадастрового инженера ФИО1 поступили возражения относительно проекта межевания земельных участков из исходного земельного участка, имеющего кадастровый номер <данные изъяты> выделяемых в счет земельных долей Масловой Н.П. и Напримеровой Г.Л. из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Истцы считают, что возражения, поданные ОАО «Марьинское», направлены на воспрепятствование гражданам воспользоваться своим законным правом на выделение земельного участка и являются необоснованными по следующим причинам. В возражениях отсутствуют указания на конкретные основания, по которым ОАО «Марьинское» возражает относительно проектов межевания земельных участков.
В силу п. 5 ст. 13.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ проект межевания должен быть утвержден решением собственника земельной доли или земельных долей. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной долы земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект, а также в орган кадастрового учета по месту расположения участка (п. 14).
В соответствии с п. 13 ст. 13.1 настоящего закона возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, кадастровый номер исходного земельного участка.
Согласно имеющейся судебной практике данные обстоятельства трактуются в пользу истцов и возражения относительно проекта межевания отклоняются. Это подтверждается решениями по судебным делам, рассмотренным Верховным судом РФ и выраженным в Определении от 01.10.2013 № 18-KГ 13-97, рассмотренным Новокубанским районным судом и Краснодарским краевым судом по делам №2-782/2014 и 2-1183/2014, в которых принимал участие представитель заявителя но доверенности Тарханов А.В.; рассмотренным Ровеньским районным судом и Белгородским областным судом по делу №33-1370/2015 и др.
В соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обладающее долей в общей долевой собственности, вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Статьей 13 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания установленном пунктами 4-6 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
В силу п. 6 размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном ст. 13.1 настоящего Закона.
Пунктом 15 ст. 13.1. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ определено, что споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
На основании вышеизложенного просят отклонить возражения ОАО «Марьинское» исх.№2436 от 17.12.2015 года в отношении проекта межевания земельного участка из исходного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в счет земельной доли Масловой Н. П.. Отклонить возражения ОАО «Марьинское» исх.№2437 от 17.12.2015 года в отношении проекта межевания земельного участка из исходного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в счет земельной доли Напримеровой Т. Л..
В судебном заседании представитель истца Тарханов А.В., заявленные исковые требования уточнил. Пояснил, что согласно имеющейся судебной практики данные обстоятельства трактуются в пользу истцовой стороны и возражения относительно проекта межевания отклоняются. Это подтверждается решениями по судебным делам рассмотренным Конституционным Судом в Постановлении от 22 апреля 2014 года N 12-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2-6 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в связи с жалобой граждан В.Л. Герасименко и Л.Н. Герасименко» и Определении от 9 июня 2015 г. N 1294-О «По жалобе гражданки Невструевой Раисы Петровны на нарушение ее Конституционных прав статьями 13 и 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и других; рассмотренным Новокубансккм районным судом и Краснодарским краевым судом по делам №2-782/2014 и 2-1183/2014, в которых принимал участие представитель заявителя по доверенности Тарханов А.В.; рассмотренным Ровеньским районным судом и Белгородским областным судом по делу №33-1370/2015 и др.
В Постановлении Конституционного суда РФ №12-П от 22.04.2014 года указано, что Статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N435-03 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», вступившего в силу 1 июля 2011 года закрепляются право участника или участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей (пункт 1) и возможные способы образования выделяемых земельных участков: посредством принятия решения общим собранием участников долевой собственности, которым утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки, или - если такое решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует - на основании решения самого собственника земельной доли (пункты 2-4). Той же статьей (пункты 5-6) определяются требования, касающиеся размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, в том числе необходимость согласования этих параметров кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 данного Федерального закона, предусматривающей, в частности, что размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей, определяются проектом межевания земельного участка или земельных участков (пункт 1); такой проект утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 данного Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей (пункт 5); в этом случае проект подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности (пункт 9): извещение о необходимости согласования проекта направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (пункт 10); споры о размере и местоположении границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, рассматриваются в суде (пункт 15).
В п. 3 данного Постановления Конституционного суда указано, что Глава 16 ГК Российской Федерации, регулирующая отношения в сфере общей собственности, в том числе связанные с разделом имущества, находящегося в долевой собственности, закрепляет в статье 252 право участника долевой собственности требовать выдела своей доли из общего имущества (пункт 2), в том числе требовать в судебном порядке выдела в натуре своей доли из общего имущества при недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них (пункт 3).
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей, принадлежащих участнику долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотрены Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», определяющим земельную долю, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона, как долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 15).
Статья 13 названного Федерального закона в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ, предоставляла участнику долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения возможность самостоятельно определить местоположение выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка, опубликовав соответствующее сообщение в средствах массовой информации, но лишь при условии, что решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок не было утверждено местоположение его части, предназначенной для выдела земельных участков в счет земельных долей в первоочередном порядке. Такие решения (как правило, не персонифицированные) обеспечивали прежде всего защиту коллективного интереса участников долевой собственности на земельный участок, желающих сохранить его статус, и, соответственно, не были ориентированы на учет экономических интересов лиц, которые в будущем могут изъявить желание выделить земельный участок в счет своих земельных долей, притом что они фактически лишались возможности оспорить принятое решение в судебном порядке с точки зрения целесообразности того или иного варианта выдела земельного участка.
Принимая Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N435-03, федеральный законодатель существенным образом скорректировал подход к обеспечению оборота земель сельскохозяйственного назначения, в том числе с учетом сложившейся к этому моменту ситуации, при которой, как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, лишь незначительное количество собственников земельных долей выделили свои земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств или передали их в уставные капиталы (фонды) сельскохозяйственных организаций, что затрудняет эффективное использование земель сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также использование земельных участков в качестве залога для привлечения долгосрочных кредитов в сельское хозяйство.
Целесообразно заявленной в названии Федерального закона от 29 декабря 2010 года N435-03 цели совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения была, в частности, изложена в новой редакции статья 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», изменившая порядок образования земельных участков, выделяемых из земельного участка, находящегося в долевой собственности: как следует из пунктов 3 и 4 данной статьи, земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки; если же указанное решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет своей земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. Согласно пункту 9 статьи 13.1 названного Федерального закона, включенной в него Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N435-03, проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности: предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка. Пунктами 7-14 той же статьи детальным образом урегулирован порядок такого согласования, в частности требования к извещению о необходимости согласования проекта межевания земельного участка, а равно к возражениям относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Таким образом., положения пунктов 2-6 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в ныне действующей редакции в нормативном единстве с положениями его статьи 13.1 имеют целью более полную реализацию в земельных отношениях конституционно значимых начал гражданского законодательства в том числе его дозволительной направленности и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (статья 1 ГК Российской Федерации) и тем. самым - обеспечение баланса частных и коллективных интересов участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N435-03 не содержит положения о распространении нового правового регулирования на отношения по образованию земельных участков, процедура выдела которых была инициирована до его вступления в силу, т.е. до 1 июля 2011 года, а потому процедура выдела земельных участков, инициированная до указанной даты, должна осуществляться в прежнем порядке. На это, в частности, указано в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 апреля 2012 года N 8151-ИМ/Д23и «О государственном кадастровом учете земельных участков, выделяемых в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения».
Соответственно, выдел земельных участков, инициированный после 1 июля 2011 года, должен осуществляться с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N4353, который не содержит и положений о сохранении действия утративших юридическую силу норм Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», касающихся принятых на их основании решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок об утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выдела земельных участков в счет земельных долей в первоочередном порядке.
Внесенные в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» изменения порядка реализации участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения права на выдел земельного участка в счет своей земельной доли, ранее ориентированного на приоритетную защиту коллективных интересов участников долевой собственности, свидетельствуют о намерении федерального законодателя обеспечить максимально эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем предоставления сособственникам земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возможности выделить в счет своих земельных долей те земельные участки, местоположение которых в наибольшей степени отвечало бы целям, преследуемым конкретными собственниками таких долей.
Такой подход нашел отражение в новом регулировании процедур образования земельных участков в счет земельных долей сособственников, различающихся в зависимости от варианта выдела земельного участка - путем принятия общим собранием участников долевой собственности решения, которым утверждаются проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки, либо путем определения отдельными сособственниками размеров и местоположения границ выделяемых в счет их земельных долей земельных участков, проект межевания которых, подготовленный кадастровым инженером, подлежит обязательному согласованию с остальными сособственниками посредством их извещения или размещения необходимых сведений в средствах массовой информации.
Избрав указанные варианты в качестве альтернативных способов реализации участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения права на выдел земельного участка в счет своей земельной доли, ни один из которых Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в действующей редакции нормативно не связывается с необходимостью учета ранее принятых решений общих собраний участников долевой собственности об утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выдела земельных участков в счет земельных долей в первоочередном порядке, федеральный законодатель исходил из того, что такие решения должны утратить свое юридическое значение.
Таким образом, пункты 2-6 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» по своему конституционно-правовому смыслу предполагают, что с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 435-Ф3, а именно с 1 июля 2011 года, решения общих собраний участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении местоположения предназначенной для первоочередного выдела части земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, утрачивают юридическую силу применительно к процедуре выдела земельного участка, начатой по инициативе конкретного собственника земельной доли после указанной даты, т.е. допускают выдел земельного участка в счет земельной доли участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без учета ранее принятого решения общего собрания участников коллективно-долевой собственности, которым была определена часть находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенная для выдела в первоочередном порядке.
Иное - вопреки направленности нового правового регулирования в контексте развивающихся отношений собственности в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения - означало бы ограничение гарантированных статьями 34 (часть 1) и 36 (часть 1) Конституции Российской Федерации прав лиц, которые претендуют на выдел земельных участков в счет своих земельных долей, и в нарушение статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации ставило бы таких лиц в неравное положение с сособственниками тех земельных участков, в которых предназначенная для выдела в первоочередном порядке часть не была определена ранее и, соответственно, не может быть определена впредь.
Все вышеприведенные судебные решения конституционного суда имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора и указывают на отсутствие необходимости проведения каких-либо общих собраний для выдела своей земельной из земельного участка находящегося в общей долевой собственности.
Иное трактование ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является незаконным и заблуждением.
Истец Напримерова Т. Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения была уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика - ОАО «Марьинское» Флосман В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, предоставил суду возражения, согласно которых следует, что ОАО «Марьинское» рассмотрены исковые требования Масловой Н.П. и Напримеровой Т.Л., об отклонении возражений, направленных на проект межевания земельного участка и считает, что данные требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
24.11.2015г. в газете «Рассвет»№141 (9557) были размещены извещения, в которых было указано о необходимости согласования проектов межевания земельных участков, в соответствии с которыми из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного <адрес> в счет долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок выделяется земельные участки Масловой Н.П. и Напримеровой Т.Л. Также в извещении указано, что с проектами межевания земельного участка можно ознакомиться <адрес>. Обоснованные возражения заинтересованных лиц относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка принимаются в течение 30 дней с момента опубликования извещения.
В связи с чем, представитель ОАО «Марьинское» ознакомился с указанными проектами межевания земельных участков и получил заверенные кадастровым инженером копии.
В процессе ознакомления с выше указанных проектами межевания было выявлено несоответствие их оформления действующему законодательству.
Учитывая выше изложенное, а так же тот факт, что ОАО «Марьинское», так же являющееся членом общедолевой собственности на земельный участок участка с кадастровым номером <данные изъяты>,17.12.2015г. ОАО «Марьинское», руководствуясь п. п. 11 - 14 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", направило соответствующие возражения в адрес кадастрового инженера ФИО1ив филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю. Указанные возражения, согласно писем ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю исх. № 18660/01-10 от 24.12.2015г. были приняты к учету, ввиду их соответствия требованиям ст. 13.1Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, доводы Истцов о необоснованности возражений и несоответствии их положениям ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", считаем несостоятельными.
Считаем, что возражения на проект межевания, в соответствии с которым истец выделяет земельный участок, являются законными и обоснованными и не могут быть признаны необоснованными в судебном порядке. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не устанавливает критерии, которые позволяют относить возражения к обоснованным либо не обоснованным. ОАО «Марьинское» является участником общей долевой собственности в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, возражения на проект межевания поданы в порядке, установленном ФЗ № 101-ФЗ, с приведением обоснования и приложения необходимых документов. Таким образом, ответчик действовал в рамках предоставленных ст. 13.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» полномочий, считает свои возражения обоснованными.
Кроме того, истцами нарушен порядок выдела земельного участка.
При подготовке и согласовании проекта межевания в интересах истцов, кадастровым инженером допущены существенные нарушения требований действующего законодательства.
ОАО «Марьинское» не был представлен на ознакомление проект межевания, утвержденный собственником земельной доли или его представителем. Представленный на ознакомление проект межевания не отвечает требованиям, предъявляемым ФЗ от 24.07.2002 № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011.
Требования к проекту межевания земельных участков и его рекомендуемый образен утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03 августа 2011 года №388.
Пунктом 3 Требований установлено, что проект межевания утверждается: решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения; решением собственника земельной доли или земельных долей.
На титульном листе Проекта межевания указываются: кадастровые номера земельного участка (земельных участков), из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей; количество образуемых земельных участков; сведения о заказчике работ по Подготовке Проекта межевания; сведения о кадастровом инженере, подготовившем Проект межевания; сведения об утверждении Проекта межевания (п.21).
На титульном листе Проекта межевания приводятся следующие сведения о заказчике:
в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество; 3) подпись заказчика (с указанием фамилии и инициалов) (п.22).
Пунктом 23 Требований установлено, если Проект межевания утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей, на титульном листе в реквизите «5» приводятся его подпись с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов и дата утверждения Проекта межевания.
По смыслу ст.ст. 13, 13.1, 14 закона № 101-ФЗ, до утверждения собственником земельной доли Проекта межевания земельного участка должно быть проведено общее собрание участников долевой собственности по проекту межевания земельного участка. В случае, если такое собрание не состоялось или ввиду отсутствия решения общего собрания по утверждению Проекта межевания по другой причине, собственник земельной доли утверждает Проект межевания, подготовленный кадастровым инженером, и только после этого в определенных средствах массовой информации публикуется извещение о необходимости согласования размера и местоположения границ выделяемого земельного участка. Проект считается согласованным, если в течение тридцати дней с даты опубликования извещения в средствах массовой информации кадастровому инженеру не поступят обоснованные возражения относительно местоположения границ и размера выделяемого участка.
Истцами не соблюден порядок выдела земельного участка в счет своей земельной доли. Представленные ОАО «Марьинское» для ознакомления материалы межевания не соответствовали требованиям, установленным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Приказом Минэкономразвития от 03.08.2011 года № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков», а именно не содержали подписи собственника земельной доли.
Таким образом, на дату опубликования извещения о необходимости согласования проекта межевания, указанные проекты не были утверждены собственниками или представителями собственника выделяемых земельных участков, а необходимые реквизиты заполнены позднее.
Указанные обстоятельства имеют правовое значение, поскольку в силу закона Проект межевания должен утверждаться собственником земельной доли при её выделении.
Истцы не лишены права на выдел принадлежащих им земельных долей при соблюдении требований, установленных Земельным кодексом РФ и Федеральным законом № 101-ФЗ.
Считают, что при указанных обстоятельствах, исковые требования Масловой Н.П., Напримеровой T.Л, не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, просят отказать Масловой Н.П., Напримеровой T.Л. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает следующее.
Часть 2 статьи 6 и статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяют земельный участок как объект земельных отношений, являющийся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу абзаца 2 части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» положениями названного закона регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 15 статьи 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка рассматриваются в суде.
Согласно пункту 1 статьи 246 и пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Вместе с тем статья 252 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность выдела участником общей долевой собственности своей доли из общего имущества.
Отношения участников общей долевой собственности на земельные участки, связанные с выделом земельного участка, являющегося долей одного или нескольких участников общей долевой собственности, урегулированы земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктом 1-3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
В силу пункта 4 данной статьи Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.
На основании пунктов 9 - 12 статьи 13.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 данной статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
В соответствии с пунктом 14 статьи 13.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.
Пунктом 15 названной правовой нормы установлено, что споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
В судебном заседании установлено, что 24.11.2015 года в газете «Рассвет» №141 (9557) было опубликовано уведомление о том, что участники долевой собственности Маслова Н.П. и Напримерова Г.Л. уведомляют остальных участников долевой собственности на земельный участок с/х назначения кадастровый номер <данные изъяты> о необходимости согласования проектов межевания земельных участков, выделенных в счет земельной доли ФИО2 и Напримеровой Г.Л. из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
17.12.2015 года в адрес кадастрового инженера ФИО1 поступили возражения относительно проекта межевания земельных участков из исходного земельного участка, имеющего кадастровый номер <данные изъяты>. выделяемых в счет земельных долей ФИО2 и Напримеровой Г.Л. из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
В процессе ознакомления с проектами межевания, выяснилось, что местоположение границ выделяемого Напримеровой T.Л. и Масловой Н.П., в счет земельных долей земельных участков, совпадает с границами, в которых ОАО «Марьинское» намеривалось реализовать свое право на выдел в натуре земельного участка в счет своих долей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 1-П от 30.01.2009 года, право участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на выделение земельного участка в счет своей земельной доли не носит абсолютного характера, поскольку его реализация обусловлена определенными законодателем требованиями сохранения целевого назначения таких земельных участков и наличием у собственников общих интересов, выражаемых большинством.
Выдел земельного участка долевым собственников в индивидуальном порядке в случае не проведения общего собрания собственников по определению границ (местоположения) части находящегося в общей собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, возможен только в случае если заинтересованный собственник предпринял все надлежащие и зависящие от него меры к проведения такого общего собрания, эти меры должны быть подтверждены документально.
Воспользовавшись правом для выделения в натуре земельного участка в счет своих долей из исходного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, истец обратился к кадастровому инженеру ФИО1, которой был подготовлен проект межевания земельных участков.
С целью согласования с другими участниками долевой собственности в части размера и местоположения границ выделяемых участков, кадастровым инженером ФИО1 было размещено объявления в общественно-политической в газете «Рассвет» №141 (9557) 24.11.2015 года, о необходимости согласования проекта межевания, в котором владельцам земельных долей было предложено ознакомиться с данным проектом межевания и внести свои возражения или предложения относительно размеров и местоположения выделяемой земельной доли в отношении земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, а также информация о сроках и порядке ознакомления с проектом межевания, порядке подачи возражений в течение 30 дней со дня опубликования извещения.
В установленный срок от участника долевой собственности ОАО «Марьинское» поступило возражение на объявление, опубликованное в общественно-политической газете «Рассвет» о выделении указанного земельного участка, в котором возражает против выделения указанных земельных участков в счет земельных долей, в связи с тем, что земельный участок принадлежит ОАО «Марьинское» и другим участникам на праве общей долевой собственности, также о нарушении порядка образования земельного участка поскольку общее собрание участников долевой собственности исходного земельного участка по вопросу согласования проекта в соответствии со статьёй 13 Закона об обороте земель, не назначалось и не проводилось.
По смыслу взаимосвязанных положений правовых норм в случае, если в течение установленного Федеральным законом № 101-ФЗ срока в адрес кадастрового инженера или уполномоченного органа возражения по проекту межевания не поступят, такой проект будет считаться согласованным и являться основанием для выдела соответствующего доле земельного участка; в случае если в адрес либо кадастрового инженера, либо уполномоченного органа в установленные сроки будут направлены возражения по проекту межевания, вопрос о его согласовании должен рассматриваться в судебном порядке в соответствии с пунктом 15 статьи 13.1 Федерального закона №101-ФЗ.
Таким образом, оформленные в порядке, установленном Законом об обороте возражения являются препятствием для дальнейшего выдела такого земельного участка в порядке пунктов 4 - 6 статьи 13 Закона об обороте и проведения кадастровых работ по подготовке проекта межевания. При этом вышеуказанные работы могут быть возобновлены только при условии снятия возражений по волеизъявлению лица, направившего такие возражения, или судебном порядке.
Законом об обороте не установлены критерии, а также случаи, при которых возражения необходимо относить к обоснованным либо необоснованным. В любом случае, возражения не могут быть проигнорированы, поскольку это будет противоречить основному принципу равенства участников гражданского оборота (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд считает, что возражения на проект межевания, в соответствии с которым истец выделяет земельный участок, являются законными и обоснованными и не могут быть признаны необоснованными в судебном порядке. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не устанавливает критерии, которые позволяют относить возражения к обоснованным либо не обоснованным. ОАО «Марьинское» является участником общей долевой собственности в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, возражения на проект межевания поданы в порядке, установленном ФЗ № 101-ФЗ, с приведением обоснования и приложения необходимых документов. Таким образом, ответчик действовал в рамках предоставленных ст. 13.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» полномочий, считает свои возражения обоснованными.
В соответствии со статьей 13.1 закона № 101-ФЗ проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности, на которые сохраняется или возникает (пункт 1).
Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо (пункт 2).
Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 3).
Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей (пункт 5).
При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения (пункт 6).
Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (пункт 7).
Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:
1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;
5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним (пункт 8).
Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 9).
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (пункт 10). Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 11).
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 12).
В судебном заседании установлено, что истцами нарушен порядок выдела земельного участка. При подготовке и согласовании проекта межевания в интересах истцов, кадастровым инженером допущены существенные нарушения требований действующего законодательства.
ОАО «Марьинское» не был представлен на ознакомление проект межевания, утвержденный собственником земельной доли или его представителем. Представленный на ознакомление проект межевания не отвечает требованиям, предъявляемым ФЗ от 24.07.2002 № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011.
Требования к проекту межевания земельных участков и его рекомендуемый образец утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03 августа 2011 года №388.
Пунктом 3 Требований установлено, что проект межевания утверждается: 1) решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения; 2) решением собственника земельной доли или земельных долей.
На титульном листе Проекта межевания указываются: 1) кадастровые номера земельного участка (земельных участков), из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей; 2) количество образуемых земельных участков; 3) сведения о заказчике работ по подготовке Проекта межевания; 4) сведения о кадастровом инженере, подготовившем Проект межевания; 5) сведения об утверждении Проекта межевания (п.21).
На титульном листе Проекта межевания приводятся следующие сведения о заказчике: в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество; 3) подпись заказчика (с указанием фамилии и инициалов) (п.22).
Пунктом 23 Требований установлено, если Проект межевания утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей, на титульном листе в реквизите «5» приводятся его подпись с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов и дата утверждения Проекта межевания.
По смыслу статей 13, 13.1, 14 закона № 101-ФЗ, до утверждения собственником земельной доли Проекта межевания земельного участка должно быть проведено общее собрание участников долевой собственности по проекту межевания земельного участка. В случае, если такое собрание не состоялось или ввиду отсутствия решения общего собрания по утверждению Проекта межевания по другой причине, собственник земельной доли утверждает Проект межевания, подготовленный кадастровым инженером, и только после этого в определенных средствах массовой информации публикуется извещение о необходимости согласования размера и местоположения границ выделяемого земельного участка. Проект считается согласованным, если в течение тридцати дней с даты опубликования извещения в средствах массовой информации кадастровому инженеру не поступят обоснованные возражения относительно местоположения границ и размера выделяемого участка.
Установлено, что истцами не соблюден порядок выдела земельного участка в счет своей земельной доли. Представленные ОАО «Марьинское» для ознакомления материалы межевания не соответствовали требованиям, установленным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Приказом Минэкономразвития от 03.08.2011 года № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков», а именно не содержали подписи собственника земельной доли.
Таким образом, на дату опубликования извещения о необходимости согласования проекта межевания, указанные проекты не были утверждены собственниками или представителями собственника выделяемых земельных участков, а необходимые реквизиты заполнены позднее.
Указанные обстоятельства имеют правовое значение, поскольку в силу закона Проект межевания должен утверждаться собственником земельной доли при её выделении.
Суд приходит к выводу о том, что образование отдельных земельных участков без согласия всех собственников общей долевой собственности земельного участка нарушает права последних.
Оценивая представленные стороной истца доказательства в обоснование своих требований, возражения, заявленные ответчика, суд приходит к выводу, что истцы не лишены права на выдел принадлежащей им земельной доли при соблюдении требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 101-ФЗ.
По смыслу статей 13, 13.1, 14 закона № 101-ФЗ до утверждения собственником земельной доли Проекта межевания земельного участка должно быть проведено общее собрание участников долевой собственности по проекту межевания земельного участка. В случае, если такое собрание не состоялось или ввиду отсутствия решения общего собрания по утверждению Проекта межевания по другой причине, собственник земельной доли утверждает Проект межевания, подготовленный кадастровым инженером, и только после этого в определенных средствах массовой информации публикуется извещение о необходимости согласования размера и местоположения границ выделяемого земельного участка. Проект считается согласованным, если в течение тридцати дней с даты опубликования извещения в средствах массовой информации кадастровому инженеру не поступят обоснованные возражения относительно местоположения границ и размера выделяемого участка.
Установлено, что истцами не соблюден порядок выдела земельного участка в счет своей земельной доли. Представленные суду материалы межевания не соответствуют требованиям, установленным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Приказом Минэкономразвития от 03.08.2011 года № 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков».
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно, исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд находит исковые требования незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░