Дело № 2-6590/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 декабря 2014 года г. Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кочкиной И.В.,
с участием представителя истца Шалыгина С.Б. – Хабибуллиной А.Ф., действующей на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированной в реестре за №
при секретаре Файрузовой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалыгина С.Б. к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан об обязании заключения договора купли-продажи на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Шалыгин С.Б. обратился с иском к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании Администрации ГО г.Уфа заключить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1306 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований истец указал, что является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
22.07.2014г. истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа Республики Башкортостан с просьбой о расторжении договора аренды земельного участка 1-13 от 18.01.2013г. и предоставления ему за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:050102:74, площадью 1306 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в связи с нахождением на нем жилого дома, в котором он проживает вместе с членами своей семьи. На что от ответчика получил отказ, мотивированный тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, а также что часть земельного участка расположена в границах красных линий.
Истец Шалыгин С.Б. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, суду представил заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, просит удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель истца Хабибуллина А.Ф. исковые требования уточнила, требования в части расторжения договора аренды не поддержала, просила суд обязать ответчика подготовить проект купли-продажи земельного участка и направить его истцу с предложением о его заключении.
В судебное заседание представитель Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан в суд не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен.
Сведения о месте и времени судебного заседания также имеются на официальном сайте Ленинского районного суда г. Уфы - leninsky.bkr@sudrf.ru.
Суд, с учетом мнения представителя истца, и согласно ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.
Выслушав объяснения и доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ Шалыгин С.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является собственником жилого дома, общей площадью 98,60 кв.м., инв. №, лит. А,А1, А2,а, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ограничении (обременении) права, договоров участия в долевом строительстве, правопритязании, заявленных в судебном порядке права требования, отметок о возражении в отношении зарегистрированного права не зарегистрировано.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданному филиалом федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1306 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> входит в территориальную зону: «Жилая зона, Ж-3», 02.55.1.547, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Правила землепользования и застройки ГО <адрес> РБ от 22.08.2008г. №7/4».
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 08.12.2014г. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> договоров участия в долевом строительстве, правопритязании, заявленных в судебном порядке права требования, отметок о возражении в отношении зарегистрированного права не зарегистрировано. Однако, зарегистрировано ограничение (обременение) – аренда с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Основанием государственной регистрации является договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 1-13.
Согласно акту согласования местоположения границ, границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> согласованы с границами земельными участками, расположенными по адресам: <адрес>.
Часть 1 ст. 264 ГК РФ устанавливает, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с п. п. 1, 2, 4 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
На основании п. 1, п. 2 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:050102:74, расположенного по адресу: РБ, <адрес>.
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № Ш - 10178 истцу отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка для приобретения его собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, а также то, что часть земельного участка расположена в границах красных линий.
Однако, ответчиком не было принято во внимание на положение п. 5 ст. 36 ЗК РФ, согласно которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ. При этом, граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ (п. 4 ст. 3 Закона).
Таким образом, земельное законодательство не устанавливает каких-либо ограничений на приобретение в собственность с частичным выкупом земельного участка лицами на котором расположено их домовладение и при обращении в установленном законом порядке исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан выполнить требования действующего земельного законодательства о продаже такого участка в рамках закона.
В виду того, что заявитель является и собственником домовладения, расположенного на спорном земельном участке, он имеет исключительное право выкупа вышеуказанного земельного участка в соответствии с правилами, установленными действующем законодательством.
Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» установлено, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается размере 3 процентов от их кадастровой стоимости при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства, гаражных боксов, иных помещений в зданиях, строениях, сооружениях гаражных потребительских кооперативов.
Однако, ответчик спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:050102:74 в собственность с выкупом истцу не предоставил, чем нарушил положение вышеуказанным норм земельного законодательства.
Довод ответчика о том, что земельный участок входит в число земельный участков зарезервированных для государственных нужд не находит своего подтверждения, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ 2 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что он отнесен к категории земель «земель населенных пунктов» для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, при этом каких либо ограничений, в том числе его резервирование в установленном Федеральным законом о государственной регистрации права не установлено, уведомление заявителей об установлении обременений не производилось. Следовательно, земельный участок не является зарезервированным и подлежит продаже истцам.
Вместе с этим, согласно п.п. 2.2. п. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ. Что указывает на то, что действующий договор аренды не является препятствием для передачи земли в собственность с выкупом в соответствии с действующим законодательством.
Вышеприведенное указывает на то, что ответчик не предоставил истцу в установленном законом порядке земельный участок с частичным выкупом как собственнику домовладения находящегося на данном земельном участке, чем нарушил требования ст.ст. 28, 36 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ, постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 338.
В то же время, п. 4 ст. 445 ГК РФ определено, что если сторона для которой в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно уклоняется от его заключения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку п. 6 ст. 36 ЗК РФ возлагает обязанность на орган власти или местного самоуправления осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора, но этот орган уклоняется от исполнения такой обязанности, заявитель на основании ст. 445 ГК РФ вправе через суд понудить его заключить такой договор.
В виду того, что ответчик в установленные законом сроки проект договора купли-продажи земельного участка не подготовил и не направил его истцу, суд считает необходимым возложить обязанность на ответчика по подготовке проекта договора и направлению его в адрес заявителей в установленном законом порядке и сроке.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования Шалыгина С.Б. к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан об обязании заключения договора купли-продажи на земельный участок подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шалыгина С.Б. к Администрации ГО г. Уфа Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, площадью 1306 кв.м., с кадастровым номером с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> за плату по цене в соответствии с Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 388 «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» и направить его Шалыгину С.Б. с предложением о заключении соответствующего договора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Башкортостан суд через Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Кочкина И.В. Решение не вступило в законную силу.