Дело № 2-1136/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2011 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Санаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова Н. В. к Департаменту Смоленской области по здравоохранению об обеспечении лекарственными препаратами, санаторно - курортной путевкой, компенсации морального вреда,
установил:
Макаров Н.В. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по здравоохранению об обеспечении лекарственными препаратами, назначенными по <данные изъяты>, предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В обоснование иска Макаров Н.В. указал, что Департаментом Смоленской области по здравоохранению нарушены его права как <данные изъяты> на социальную поддержку в связи с отказом в предоставлении лекарственных препаратов и путевки на санаторно-курортное лечение. Макаровым Н.В. заявлено требование о возмещении морального вреда, причиненного действиями ответчика, который им оценен в сумме 500 000 рублей.
К участию в деле с учетом характера заявленного спора о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение судом в качестве третьего лица было привлечено ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Макаров Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил обязать ответчика погасить задолженность по обеспечению лекарственными препаратами, предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В обоснование иска Макаров Н.В. указал, что аптечным учреждением ему было отказано в выдаче лекарственных препаратов в связи с их отсутствием в дозировке, указанной в рецептах <данные изъяты>; ему необоснованно отказано в социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение по вине подведомственного Департаменту Смоленской области по здравоохранению учреждения - <данные изъяты> установившего у него наличие противопоказаний на получение санаторно-курортного лечения.
Представитель Департамента Смоленской области по здравоохранению Бондаренко Н.С. в судебном заседании иск не признала, указав, что право Макарова Н.В. на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами не нарушено, поскольку лекарственные препараты находились в наличии аптечной сети муниципального образования. Заявленное к Департаменту Смоленской области по здравоохранению требование истца о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение является необоснованным, поскольку выдача путевок осуществляется в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании при наличии соответствующего заключения лечебного учреждения, являющегося самостоятельным юридическим лицом.
Представитель ГУ - Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Юхновец О.И. в качестве третьего лица пояснил, что истцом не представлено доказательств нуждаемости в обеспечении санаторно-курортной путевкой.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 г. право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ инвалидам предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами. В состав набора социальных услуг также входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании установлено, что Макаров Н.В., <данные изъяты>, является <данные изъяты>, наблюдается в <данные изъяты> (л.д.10) и в соответствии с законодательством имеет право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг - на льготное обеспечение лекарственными средствами с учетом вида имеющихся у него заболеваний, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665 утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
<данные изъяты> истцу Макарову Н.В. был выписаны <данные изъяты> Лекарственные средства, выписанные по этим рецептам, отпущены не были, что ответчиком не оспаривалось.
Нуждаемость истца в бесплатном обеспечении лекарственными препаратами по выписанным рецептам подтверждена объективными данными и фактически ответчиком не оспаривалась.
Доводы представителя Департамента Смоленской области по здравоохранению о том, что рецепты не предъявлялись в аптечное учреждение опровергаются объяснениями истца, который пояснил, что аптечным учреждением ему было отказано в выдаче лекарственных препаратов в связи с их отсутствием в дозировке, указанной в рецептах <данные изъяты>
В материалах дела отсутствуют данные о принятии указанных рецептов на отсроченное обслуживание в соответствии с п.2.13 Порядка отпуска лекарственных средств, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2005 года №785, предусматривающего положение о том, что в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует их предоставление в течение 10 рабочих дней с даты его обращения.
Департамент Смоленской области по здравоохранению является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области и в функции Департамента Смоленской области по здравоохранению входит определение потребности в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном автотранспорте, в том числе объемов поставок этой продукции для обеспечения государственных нужд Смоленской области, функции государственного заказчика по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд Смоленской области на основании п.п. 3.3.2, п.п. 3.3.3 Положения о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2002 N 215.
В этой связи Департаментом Смоленской области по здравоохранению должно быть осуществлено погашение задолженности по обеспечению лекарственными препаратами, выписанными по льготным <данные изъяты>
В остальной части иска судом не установлено, что действиями ответчика ущемляются права Макарова Н.В. в области охраны здоровья и на медицинскую помощь.
Согласно справке <данные изъяты> Макарову Н.В., с учетом имеющихся у него заболеваний, санаторно - курортное лечение противопоказано (л.д.7).
Согласно Письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.01.2006 г. N 18-МЗ врач-терапевт участковый в качестве дополнительного объема работ обязан проводить мероприятия по динамическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг; осуществлять назначение и выписки лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проводить диспансеризацию неработающих пенсионеров, диспансерное наблюдение отдельных категорий прикрепленного населения; медицинский отбор и направление (оформление справки для получения путевки и санаторно-курортной карты) на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг; взаимодействие с учреждениями медико-социальной экспертизы по вопросам определения стойкой утраты трудоспособности и реабилитации инвалидов среди прикрепленного населения.
Доводы истца о том, что на ответчике лежит обязанность по предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение необоснованны, так как направление (оформление справки для получения путевки и санаторно-курортной карты) на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение данного набора социальных услуг возложено на участкового врача-терапевта лечебного учреждения.
Функция по координации деятельности лечебных учреждений, осуществляемая Департаментом Смоленской области по здравоохранению, не обуславливает делегирование этому органу обязанностей по несению ответственности за действия <данные изъяты> по вопросу оформления справки для получения путевки и санаторно-курортной карты.
Согласно ст.151 ГК РФ компенсация морального вреда предусмотрена в случае, если нарушены личные неимущественные права либо совершены действия, посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований денежной компенсации морального вреда, а также обоснованности заявленных требований о компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей 00 копеек истцом по правилам ст.56 ГПК РФ не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Иск Макарова Н. В. к Департаменту Смоленской области по здравоохранению об обеспечении лекарственными препаратами, санаторно - курортным лечением, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению предоставить Макарову Н. В. через аптечные учреждения Смоленской области бесплатный отпуск лекарственных препаратов по <данные изъяты>
В остальной части иска отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней через Ленинский районный суд г.Смоленска.
Председательствующий К.М.Макарова