ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
резолютивная часть оглашена – 28.01.2019 г.
мотивированная часть изготовлена – 29.01.2019
г.Самара 29 января 2019 года
Судья Октябрьского районного суда г.Самары Лобанова Ю.В.,
с участием привлекаемого лица Карева Т.П., его представителя Тимофеева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении №... в отношении Карева Тимофея Петровича, ***, холостого, не работающего, студента 5 курса «Самарского университета», привлекаемого к административной ответственности по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
дата заместителем начальника ОУУПИ и ПДНОП №... У МВД России по г. Самара Мироновым А.А. был составлен протокол 17 №... об административном правонарушении в отношении Карева Тимофея Петровича по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, из которого следует, что дата. с 16.40 до 18.00 часов Карев Т.П., являясь участником публичного мероприятия в форме шествия, проводимого по маршруту ТЦ Космопорт по адресу: адрес до адрес и до адрес до ул. адрес, 15 (сквер ТЦ Фрегат») в адрес без подачи уведомления в нарушении ч. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 5 ФЗ №... от дата и не выполнил требований сотрудников полиции прекратить противоправные действия и разойтись и не препятствовать проезду транспортных средств, предусмотренные п. 1, 7ч. 1 ст. 13 ФЗ №3-ФЗ «О полиции», чем нарушил порядок проведения публичного мероприятия, установленный п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ №... от 19.06.2004г.
За указанное правонарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении Миронов А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Карев Т.П. пояснил, что дата он гулял с единомышленниками, имен которых не знает от Космопорта до ТЦ Фрегат, участвовал в мирном шествии, было или нет оно согласовано отвечать в соответствии со ст. 51 Конституции РФ отказался. Считает, что шествие – это прогулка компанией людей, объединенных одной целью, нарушений общественного порядка не было. Считает, что требования сотрудником полиции были незаконными, так как им на тот момент не было известно согласовано или нет их мероприятие. По поводу того, что он препятствовал проезду транспортных средств пояснил, что переходил улицу по пешеходному переходу и никому не препятствовал.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ суд принял решение рассматривать дело в отсутствие вышеуказанного лица.
Каревым Т.П. в судебном заседании заявлялись ходатайства о ведении протокола судебного заседания, вызове в суд сотрудников полиции, составивших рапорта, истребовании из отдела полиции книг учета. Оснований для удовлетворения данных ходатайств суд не усмотрел, в связи с чем отказал в их удовлетворении. Учитывая, что зал судебного заседания, в котором проходило рассмотрение данного дела, не оборудован звукозаписывающей аппаратурой, то суд не имел возможности обеспечить работу микрофона в зале судебного заседания.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд полагает установленным и доказанным факт совершения Каревым Т.П.административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от дата № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от дата № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определяет публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от дата № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от дата № 54-ФЗ гласит, что организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от дата № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного выше Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3).
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого компетентному органу в порядке, установленном федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (часть 7 статьи 2).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от дата № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 3-ФЗ от дата «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Объектом посягательства соответствующих административных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону состава административного правонарушения образует нарушение организатором либо участником публичного мероприятия установленного порядка организации или проведения публичного мероприятия.
Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица. Данное деяние следует характеризовать в качестве противоправного, совершенного с прямым умыслом.
Исходя из содержания закона, проведение публичных мероприятий требует повышенного внимания со стороны органов власти для обеспечения безопасного проведения публичного мероприятия, как для участников такого мероприятия, так и для других граждан, а также для обеспечения свободного волеизъявления участников публичного мероприятия.Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Карева Т.П.к административной ответственности на основании части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы, о том, что дата с 16.40 до 18.00 часов Карев Т.П. являясь участником публичного мероприятия в форме шествия, проводимого по маршруту ТЦ Космопорт по адресу: адрес до адрес и до адрес до ул. адрес, 15 (сквер ТЦ Фрегат» адрес, при этом его проведение не было согласовано с органом исполнительной власти, несмотря на требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии.
Действия Карева Т.П. квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Участие в рассматриваемом публичном мероприятии дата Карев Т.П. в судебном заседании не отрицал, равно как и то, что сотрудники полиции обращались к участникам мероприятия, которым являлся и он, с требованием разойтись и указанием на то, что мероприятие является несанкционированным.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении 17 №... от дата, составленным уполномоченным на то лицом с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности установленных и изложенных в нем нарушений у суда нет оснований; рапортом полицейского 4 роты полка П. МВД России по г. самара Ш. от дата, В. от дата, П. от дата, протоколом осмотра места происшествия от 09.12.2018г., письмом из Администрации г.о. Самара, согласно которому уведомлений о проведении публичных мероприятий в форме митинга, шествия (или) демонстрации 09.12.2018г. с 16.00 до 18.00 от ТЦ «Космопрт» по адрес в сторону адрес, в сторону адрес автовокзалу по ул. адрес до ТЦ «Фрегат» в адрес не поступало, рапортом о/у ЦПЭ ГУ МВД России по самарской области П., докладной запиской зам.начальника ОУУП и ПДН ОП №... У МВД России по адрес М., рапортом полицейского 4 роты полка П. МВД России по адрес Ш., рапортом полицейского водителя 2 взвода 3 роты полка П. МВД России по г. С. Ляпина, П., рапортом инспектора 1 мобильного взвода 4 роты полка П. МВД России по адрес К., актом осмотра видео с фотоматериалами, из которых четко видно, что Карев Т.П. участвовал в мероприятии и другими материалами дела.
Довод Карева Т.П. о том, что требования сотрудников полиции были незаконны, так как им достоверно стало известно, что шествие не согласовано только дата, судом не принимаются, так как протокол был составлен дата после получения официального ответа из администрации, согласно рапорту сотрудники полиции получили сообщение из оперативного центра «Безопасный город» о том, что планируется проведение несогласованного публичного мероприятия, довод что его незаконно задержали и доставили в отдел полиции для составления в отношении него протокола об административном правонарушении, что свидетельствует о его незаконности, судом также отклоняется. Оснований для признания протокола об административном правонарушении незаконным, у суда не имеется, поскольку он составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности установленных и изложенных в нем нарушений у суда нет оснований.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, суд признает их допустимыми доказательствами.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Карева Т.П. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Положения Федерального закона от дата № 54-ФЗ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от дата №...-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от дата № 54-ФЗ установлено, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, участие в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от дата № 54-ФЗ, не свидетельствует о нарушении прав Карева Т.П. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
При таких обстоятельствах, Карев Т.П., зная о несогласованности публичного мероприятия, принял в нем участие, не прекратил публичное мероприятие, несмотря на требование правоохранительных органов, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, а также для прекращения производства по делу.
При определении вида и размера наказания суд учитывает личность правонарушителя, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, к смягчающим вину Карева Т.П. обстоятельствам суд относит совершение Каревым Т.П. правонарушения впервые, он является студентом, не работает, в связи, с чем суд полагает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа, полагая, что именно данный вид наказания будет в полной мере отвечать целям наказания, восстановления социальной справедливости и послужит способом предупреждения совершения Каревым Т.П. правонарушений.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Часть 2.2. указанной статьи предусматривает при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При этом при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. С учетом вышеизложенного отсутствия каких-либо негативных последствий в результате совершенного правонарушения, суд полагает возможным применить положения ч.ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, снизив размер подлежащего взысканию штрафа до 5000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 29.1-29.9 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Карева Тимофея Петровича, дата года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, внесенным правонарушителем на расчетный счет: ГУВД по адрес, ИНН 6317021970, КПП 631601001, ОКТМО 36701330, р/с 40№..., банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по адрес, БИК 043601001, КБК 18№..., УИН 188 804 63 18 173321801 6.
Документ, подтверждающий оплату штрафа, необходимо представить в Октябрьский районный суд адрес по адресу: адресА, каб.110.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления.
Судья: Ю.В. Лобанова