Мотивированное решение изготовлено 4 марта 2019 года
Дело № 2-282/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2019 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Курчак А.Н.
при секретаре Алещенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Емелиной О.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморске о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов осуществления предпринимательской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Емелина О.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморске (далее– ГУ – УПФ РФ в ЗАТО г. Североморске) о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) периодов осуществления предпринимательской деятельности, указав в обоснование, а также в судебном заседании, что решением ответчика от 15 октября 2018 года № 113 ей отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости, поскольку в стаж работы в РКС не были включены период ее работы в качестве индивидуального предпринимателя со 2 марта 2009 года по 15 января 2010 года и с 12 февраля 2010 года по 18 марта 2013 года ввиду непредставления подтверждающих документов.
Выражая несогласие с таким отказом, истец обращает внимание, что она в спорные периоды имела постоянную регистрацию на территории ЗАТО г. Североморск, осуществляя розничную торговлю продовольственными товарами в стационарном торговом месте, применяла систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, состояла на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Мурманской области (далее – МИФНС № 2 по Мурманской области) по месту осуществления предпринимательской деятельности в г. Североморске, своевременно представляла декларации и платила налоги, а также в полном объеме платила страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Просила обязать ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморске включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды ее работы индивидуальным предпринимателем со 2 марта 2009 года по 15 января 2010 года и с 12 февраля 2010 года по 18 марта 2013 года, взыскать в ее пользу судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.
В судебном заседании представитель истца Шеин И.М. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморске Азарова Н.С. в представленном мнении по иску и в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что стаж работы истца в качестве индивидуального предпринимателя со 2 марта 2009 года по 15 января 2010 года и с 12 февраля 2010 года по 18 марта 2013 года включен в общий страховой стаж при решении вопроса о назначении пенсии, однако Емелина О.Н. при обращении в пенсионный орган документально не подтвердила фактическое осуществление деятельности именно в районах Крайнего Севера, что не позволяет учесть данный стаж в стаж работы в районах Крайнего Севера. Просила в иске отказать в полном объеме. Кроме того, полагала заявленную сумму расходов на оплату услуг представителя завышенной и не соответствующей объему оказанных услуг.
Заслушав стороны, свидетелей ФИО1., ФИО2., ФИО3., исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Федерального закона, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
При этом п. 2 ч. 1 данного Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Емелина О.Н. ***, обратилась 10 июля 2018 года к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии ответчика от 15 октября 2018 года в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.
При подсчете стажа, необходимого для назначения истцу пенсии, пенсионным органом установлен страховой стаж 14 лет 01 месяц 28 дней (при требуемом не менее 20 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера – 08 лет 08 месяцев 07 дней (при требуемом не менее 12 лет).
При этом в стаж работы в районах Крайнего Севера не был зачтен период осуществления истцом предпринимательской деятельности со 2 марта 2009 года по 15 января 2010 года и с 12 февраля 2010 года по 18 марта 2013 года в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт осуществления истцом данной деятельности в районах Крайнего Севера.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что основания для включения спорного периода осуществления предпринимательской деятельности в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, имеются.
Так, согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (п. 4 Правил).
Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрены Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 года № 258н, в соответствии с п. 2 которого подтверждению подлежат периоды работы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
На основании подпункта 22 пункта 2, пункта 3 указанного Порядка периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По смыслу положений вышеприведенных норм, работа в районах Крайнего Севера, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, должна подтверждаться документально.
Материалами дела подтверждено, что 27 февраля 2009 года Емелина (Третьякова) О.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску и 29 декабря 2009 года прекратила деятельность индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения. Затем она 12 февраля 2010 года вновь была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску и 28 марта 2013 года прекратила деятельность индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения.
В системе государственного пенсионного страхования истец зарегистрирована соответственно с 6 февраля 2009 года.
Согласно материалам пенсионного (отказного) дела Емелиной О.Н., оспариваемый период осуществления предпринимательской деятельности включен в страховой стаж истца в связи с уплатой последней страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в полном объеме.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета, имеющейся в пенсионном деле истца, отсутствуют сведения о работе Емелиной О.Н. как индивидуального предпринимателя в период со 2 марта 2009 года по 15 января 2010 года и с 12 февраля 2010 года по 18 марта 2013 года в районах Крайнего Севера.
Судом установлено, что Емелина О.Н. с 20 июня 1995 года по 31 января 2014 имела постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: *** а с 31 января 2014 года по настоящее время – по адресу: *** что подтверждается представленной в материалы дела справкой формы № 9.
В спорный период Емелиной О.Н. в полном объеме уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, представлялись сведения о доходах, подавались налоговые декларации, уплачивались налоги, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: данными о стаже Емелиной О.Н., выпиской из лицевого счета застрахованного лица, извещениями МИФНС № 2 по Мурманской области, квитанциями о приеме налоговой декларации, копиями деклараций, банковскими квитанциями об уплате налогов.
Как следует из представленных в материалы документов: сведениями взрослой поликлиники ЦРБ ЗАТО г. Североморск, копии свидетельства о заключении брака, выданного 14 июня 2013 года отделом ЗАГС администрации ЗАТО г. Североморск, личной медицинской книжки, истец в спорный период постоянно проживала в г. Североморске, где обращалась за медицинской помощью, проходила медицинские осмотры.
Договоры аренды рабочего места от 1 февраля 2009 года, 15 февраля 2010 года, 15 января 2011 года, 15 декабря 2012 года, заключенные между арендодателем ИП ФИО4 и истцом, представленные в материалы дела, также свидетельствуют об осуществлении розничной торговли продовольственными товарами на территории г. Североморска.
При этом за индивидуальным предпринимателем Емелиной О.Н. зарегистрирован вид деятельности – розничная торговля.
При таких обстоятельствах суд находит установленным, что истец в спорный период времени действительно находилась на территории Мурманской области, где и осуществляла предпринимательскую деятельность.
Из показаний свидетелей ФИО1., ФИО2., ФИО3. следует, что истица действительно проживала и осуществляла предпринимательскую деятельность в г. Североморске Мурманской области постоянно, в течение полного рабочего дня.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
При этом суд учитывает, что показания свидетелей согласуются с имеющимися в материалах дела иными доказательствами.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с изменениями и дополнениями), Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера, то есть истец осуществляла предпринимательскую деятельность на территории района Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению и возлагает на ответчика обязанность включить в стаж работы в районах Крайнего Севера Емелиной О.Н. периоды работы истицы индивидуальным предпринимателем со 2 марта 2009 года по 15 января 2010 года и с 12 февраля 2010 года по 18 марта 2013 года.
В соответствии со статьями 88 и 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей и связанные с рассмотрением дела почтовые расходы.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из доверенности от 12 мая 2017 года 51 АА 0789570, квитанции от 5 января 2019 года № 0000290, при рассмотрении данного дела интересы Емелиной О.Н. представлял Шеин И.М., за оказанные ей юридические услуги она уплатила 25 000 руб. Из материалов дела видно, что представитель участвовал в двух судебных заседаниях – 12 и 28 февраля 2019 года.
Расходы на оплату услуг представителя суд в целом признает обоснованными, поскольку они понесены заявителем в рамках рассматриваемого дела.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым – на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 12 и 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Исходя из принципа разумности и справедливости, обстоятельств дела, учитывая объем фактически оказанных представителем правовых услуг, суд взыскивает на основании статей 94, 98, 100 ГПК РФ в пользу заявителя расходы на оплату услуг представителя в размере 6 000 руб., полагая указанную сумму соразмерной объему защищаемого права.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Емелиной О.Н. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск Мурманской области включить в стаж работы в районах Крайнего Севера Емелиной О.Н. периоды ее работы в качестве индивидуального предпринимателя со 2 марта 2009 года по 15 января 2010 года и с 12 февраля 2010 года по 18 марта 2013 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск Мурманской области в пользу Емелиной О.Н. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.Н. Курчак