2-2057/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Великий Устюг 19 сентября 2016 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего Кисель Ю.А.,
при секретаре Башариной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шепелиной Е.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетней дочери Ш.М., к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации сельского поселения Самотовинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе,
у с т а н о в и л :
Истец Шепелина Е.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней дочери Ш.М., обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации сельского поселения Самотовинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания по адресу: ..., ..., и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.
В обоснование иска указала, что они с дочерью зарегистрированы по адресу: ..., но с января 2014 года фактически постоянно проживают по адресу: .... В апреле 2016 года в г.Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. Дом находился в зоне затопления, была затоплена придомовая территория, имущество первой необходимости не пострадало. Установление факта постоянного проживания по вышеназванному адресу и включение в сводный список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе, необходимо истцам для получения единовременной материальной помощи.
В судебное заседание истец Шепелина Е.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней дочери Ш.М., не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В представленном письменном заявлении уточнила исковые требования, просила установить факт их с дочерью постоянного проживания по адресу: ...; признать их пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Великоустюгском районе в связи с наводнением в 2016 году; признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в сумме 10 000 руб.; и обязать включить их в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в результате чрезвычайной ситуации. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явился. В представленном письменном отзыве представитель администрации Великоустюгского муниципального района Лопатникова Е.С. указала, что право на получение материальной и финансовой помощи имеют граждане, зарегистрированные на территории г.Великий Устюг в жилом помещении, которое оказалось и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации, при полной или частичной утрате имущества. В случае установления факта постоянного проживания истцов по указанному адресу, они будут обладать правом на включение в Список на получение единовременной материальной помощи.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Самотовинское Великоустюгского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений удовлетворению требований не имеет.
Представитель ответчика Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв на иск, в котором просит учесть, что истцы нарушают требования ст.6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», что является административным правонарушением и влечет за собой административную ответственность.
Третье лицо Шепелин А.В. считает доводы и требования истца обоснованными, подтвердил факт постоянного проживания ее и несовершеннолетней дочери по адресу .... Дополнительно пояснил, что состоит в зарегистрированном браке с Шепелиной Е.А., ему на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу ... .... Всей семьей проживают в данном доме с января 2014 года. Он зарегистрирован по данному адресу. Супруга сохраняет регистрацию в городе в целях определения ребенка в городскую школу. В результате наводнения была затоплена придомовая территория. Имущество первой необходимости, находящееся в жилом помещении, не пострадало.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения третьего лица, показания свидетелей, приходит к следующему.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами «г», «д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз.2 п.5 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В перечень имущества первой необходимости, согласно письму МЧС России от 09.06.2014 № 43-2578-7, включается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельностью, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомитета России от 28.04.2000 года N 36/34, в который входят посуда хозяйственная, приборы столовые и принадлежности кухонные, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, настольная лампа, настенные часы, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита, водонагреватель или котел отопительный.
В настоящее время действуют методические рекомендации МЧС России от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно главе 2 методических рекомендаций к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения сторон, следует, что возникновение права пострадавших граждан на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности, поскольку данная финансовая помощь оказывается пострадавшим гражданам в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости, обязательными условиями для ее выплаты являются постоянное проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.
Судом установлено, что жилой дом по адресу ... ... принадлежит на праве собственности супругу истца Шепелину А.В.
В апреле 2016 года в г.Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р.Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений введена чрезвычайная ситуация.
В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: ....
Комиссией было проведено обследование указанного жилого дома. Акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации не составлялся ввиду того, что факта утраты (полной или частичной) имущества первой необходимости, принадлежащего истцам, установлено не было.
Ввиду отсутствия факта утраты истцами имущества первой необходимости оснований для признания за ними права на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не имеется.
Вместе с тем, учитывая, что истцы в период паводка находились в зоне затопления, они, при установлении факта их постоянного проживания в зоне ЧС имеют право на признание за ними права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, и включение в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году.
Заявление истцов на оказание единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие паводка, администрацией удовлетворено быть не может в связи с отсутствием у них регистрации по месту жительства по указанному адресу.
Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. № 9-П и 02 февраля 1998 г. № 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. № 185-0 и 06 октября 2008 г. № 619-0-11).
Согласно п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст.2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Факт постоянного проживания истцов по вышеназванному адресу подтверждается совокупностью представленных суду доказательств, а именно: сведениями о регистрации брака истца с собственником жилого дома и земельного участка, сведениями о рождении детей, уведомлением ОМВД России по Великоустюгскому району о подтверждении факта постоянного проживания истца и ее несовершеннолетней дочери по адресу ..., справкой поликлинического отделения ... БУЗ ВО «Великоустюгская центральная районная больница» о том, что 14 февраля 2016 года был осуществлен вызов педиатра к Ш.М. ... года рождения, по адресу ..., сведениями МБДОУ «Детский сад № «...» и ООО «...», согласно которым несовершеннолетняя Ш.М. и Шепелина Е.А. проживают по адресу ..., данными медицинской карты Шепелиной Е.А., в которой она значится проживающей по адресу ..., сведениями о предоставлении и оплате коммунальных услуг, а также представленными фотоматериалами.
Факт постоянного проживания истцов по указанному адресу также подтвержден в судебном заседании показаниями свидетелей М.А. и О.Н., не доверять которым у суда оснований не имеется.
Таким образом, судом установлено, что истцы постоянно проживают по адресу: ... ..., и на момент чрезвычайной ситуации - паводка в апреле 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района постоянно проживали по указанному адресу и пользовались жилым домом.
Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии у истцов права на получение материальной помощи.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что истцы являются пострадавшим от чрезвычайной ситуации и имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб., а, следовательно, они должны быть включены в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории г.Великий Устюг Вологодской области в апреле 2016 года за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку срок формирования списков ограничен законом, суд, в соответствии со ст.212 ГПК РФ, считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 264, 268 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Установить факт постоянного проживания Шепелиной Е.А., ... года рождения, уроженки ..., и Ш.М., ... года рождения, уроженки ..., по адресу: ... ..., с 2014 года.
Признать Шепелину Е.А. и Ш.М. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 года № 180.
Признать за Шепелиной Е.А. и Ш.М. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб., за каждой, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 года № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района включить Шепелину Е.А., ... года рождения, уроженку ..., и Ш.М., ... года рождения, уроженку ..., каждую, в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца.
Судья- Ю.А.Кисель