Именем Российской Федерации
« 23 » октября 2014 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
при секретаре Жилиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 2946/14 по заявлению Климовой З.Д., Власова А.А. о признании решения УФМС России по Тамбовской области от 22.08.2014г. об отказе в регистрации Власова А.А. по месту жительства незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Решением ОУФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова от 22.08.2014г. Власову А.А. отказано в регистрации по месту жительства по адресу ***, в связи с отсутствием документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение.
Климова З.Д. и Власов А.А. обратились в суд с заявлением о признании решения отдела УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова от 22.08.2014г. об отказе в регистрации Власова А.А. по месту жительства незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, указав в обоснование требований, что решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 23.01.2012г. за Климовой З.Д. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу ***, с правом регистрации по указанному адресу. 17.03.2012г. Климова З.Д. была зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу. С 2009г. с Климовой З.Д. постоянно проживает ее внук Власов А.А. с целью осуществления ухода за ней и ведения личного подсобного хозяйства. В 2012-2013г.г. Климова З.Д. неоднократно обращалась в отдел УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова с просьбой о постановке на регистрационный учет по месту жительства Власова А.А., в чем ей отказывали. 16.06.2014г. Климова З.Д. вновь обратилась с заявлением о регистрации внука по адресу ***, однако в ответе отдела УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова от 30.07.2014г. № 27/847, со ссылкой на положения административного регламента и нормы жилищного законодательства, было разъяснено о возможности постановки Власова А.А. на регистрационный учет при предоставлении необходимых документов и согласия наймодателя. 06.06.2014г. Власов А.А. отделом УФМС России по Тамбовской области в Октябрьском районе г.Тамбова был снят с регистрационного учета с указанием в адресном листке о выбытии по адресу ***. 20.08.2014г. Власов А.А. и Климова З.Д., учитывая ранее полученные разъяснения, обратились в отдел УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова с заявлением о регистрации Власова А.А. по месту жительства, приложив к заявлению паспорт гражданина РФ, решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 23.01.2012г., адресный листок убытия, домовую книгу. Решением ОУФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова от 22.08.2014г. Власову А.А. отказано в регистрации по месту жительства по адресу ***, поскольку решение суда не является основанием для его регистрации по указанному адресу, домовая книга не подтверждает право собственности на жилое помещение, и без документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, расположенным по адресу ***, регистрация невозможна. Считают отказ государственного органа в постановке на регистрационный учет Власова А.А. незаконным и необоснованным, поскольку, учитывая, что дом не числится в реестре муниципального имущества, не принадлежит какой-либо организации, а за Климовой З.Д. решением суда признано право пользования жилым помещением и Власов А.А. помогает вести подсобное хозяйство, управлять жилым домом, достаточно согласия пользователя Климовой З.Д. на регистрацию Власова А.А., и предоставление каких-либо иных документов, подтверждающих право на вселение, не требуется.
В судебном заседании заявитель Власов А.А. заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным, дополнив, что до 06.06.2014г. он был зарегистрирован по адресу ***, указанная квартира принадлежит на праве собственности его родителям. С 2010г. он фактически проживает по адресу ***. Право пользования указанным жилым помещением решением суда было признано за Климовой З.Д., приходящейся ему бабушкой. 20.08.2014г. он обратился в отдел УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу ***, представив согласие Климовой З.Д. на регистрацию, решение суда от 23.01.2012г., домовую книгу, в чем ему было отказано, поскольку не представлены документы, являющиеся основанием для вселения. Считает решение УФМС России по Тамбовской области от 22.08.2014г. незаконным, поскольку жилой дом нигде не состоит на учете, Климова З.Д. выразила согласие на его регистрацию, кроме того, им была представлена домовая книга, и ранее он был зарегистрирован по указанному адресу. Заявитель Власов А.А. просил признать незаконным решение УФМС России по Тамбовской области от 22.08.2014г. об отказе в его регистрации по месту жительства, обязать устранить допущенные нарушения, поставив его на регистрационный учет.
Заявитель Климова З.Д. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель заявителя Климовой З.Д., по доверенности Зимин А.В., заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным, дополнив, что за Климовой З.Д. решением суда признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу ***. Климова З.Д. несет бремя содержания имущества, собственника у которого нет. Власов А.А. осуществляет уход за Климовой З.Д., которая дала согласие на регистрацию Власова А.А. по адресу ***. Отказ в регистрации Власова А.А. является незаконным, так как на основании решения суда от 23.01.2012г. Климова З.Д. вправе, за собственника или наймодателя, давать согласие на вселение Власова А.А. Оспариваемое решение косвенно касается Климовой З.Д., которой отказали в регистрации внука; считает, что данным решением нарушены права Климовой З.Д., которая желает, чтобы внук был зарегистрирован по адресу ***. Представитель заявителя просил признать незаконным решение УФМС России по Тамбовской области от 22.08.2014г. об отказе в регистрации Власова А.А. по месту жительства, обязать устранить допущенные нарушения, поставив на регистрационный учет Власова А.А.
Представитель УФМС России по Тамбовской области, по доверенности Бурова Е.Д., заявление не признала и пояснила, что постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995г. и Административным регламентом № 288 от 11.09.2012г. предусмотрен перечень документов, необходимых для регистрации гражданина по месту жительства, в том числе документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. 20.08.2014г. Власов А.А. обратился в отдел УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу ***, представив документ, удостоверяющий личность, заявление Климовой З.Д. о регистрации Власова А.А. по указанному адресу, решение суда от 23.01.2012г., домовую книгу, квитанции об оплате коммунальных услуг. Рассмотрев представленные документы, 22.08.2014г. отделом УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова было принято решение об отказе Власову А.А. в регистрации по месту жительства в связи с отсутствием документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение. Домовая книга, квитанции и заявление Климовой З.Д. не относятся к документам, являющимся основанием для вселения Власова А.А. Поскольку дом к муниципальному имуществу не относится, не имеется сведений о его принадлежности какой-либо организации, бесхозяйным имуществом не признан, что установлено решением суда, только решение суда о признании за Власовым А.А. права пользования жилым помещением будет являться основанием для регистрации по месту жительства. Оспариваемое решение вынесено полномочным органом, соблюден порядок принятия решения и оно соответствует требованиям действующего законодательства; оснований для признания решения незаконным не имеется.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявление не подлежит удовлетворению.
В силу статей 245, 254, 255 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со статьями 3, 4, 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Заявления и документы представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 23.01.2012г. за Климовой З.Д. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу ***, с правом регистрации по указанному адресу.
17.03.2012г. Климова З.Д. была зарегистрирована отделом УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова по месту жительства по вышеуказанному адресу.
Власов А.А., *** года рождения, приходящийся внуком Климовой З.Д., до 06.06.2014г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу ***.
06.06.2014г. отделом УФМС России по Тамбовской области в Октябрьском районе г.Тамбова Власов А.А. был снят с регистрационного учета по адресу ***; при этом в адресном листке убытия указано, что Власов А.А. выбыл по адресу ***.
20.08.2014г. Власов А.А. обратился в отдел УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова с заявлением о регистрации по месту жительства, предъявив документ, удостоверяющий личность (паспорт), решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 23.01.2012г., заявление Климовой З.Д. от 20.08.2014г., в котором она просит зарегистрировать внука Власова А.А. в жилом помещении, принадлежащем ей на праве пользования на основании решения суда от 23.01.2012г., по адресу ***, домовую книгу.
Решением ОУФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова от 22.08.2014г. Власову А.А. отказано в регистрации по месту жительства по адресу ***, в связи с отсутствием документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение.
Отказывая Климовой З.Д. и Власову А.А. в удовлетворении заявления о признании решения УФМС России по Тамбовской области от 22.08.2014г. об отказе в регистрации Власова А.А. по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения, суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.Согласно пунктам 2, 3, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает вгосударственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012г. N288утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, пункт 26 которого предусматривает, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: - документ, удостоверяющий личность; - заявление о регистрации по месту жительства по форме N6 (приложение N3 к Регламенту);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
Проживающие совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетние пользователи свое согласие на вселение членов семьи нанимателя жилого помещения и их постоянное проживание выражают в письменной форме.
В случае вселения в жилое помещение граждан, не являющихся членами семьи нанимателя жилого помещения, проживающие совместно с ним совершеннолетние пользователи и наймодатель свое согласие на постоянное проживание указанных граждан выражают в письменной форме.
Поскольку в судебном заседании бесспорно установлено и подтверждается пояснениями лиц, участвующих в деле, материалами дела, что Власов А.А., обращаясь в отдел УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова с заявлением о регистрации по месту жительства, предъявил в качестве документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение, решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 23.01.2012г., заявление Климовой З.Д. от 20.08.2014г. о регистрации внука, домовую книгу, суд, учитывая изложенные выше правовые нормы, приходит к выводу о том, что Власовым А.А. для регистрации по месту жительства по адресу ***, не представлен лицам, ответственным за регистрацию, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и инымизаконами.
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 23.01.2012г., которым установлено, что *** в *** к муниципальному имуществу не относится, не имеется сведений о его принадлежности какой-либо организации, бесхозяйным имуществом не признан, не является основанием для регистрации Власова А.А. по месту жительства по указанному в заявлении адресу; указанное решение принято в отношении Климовой З.Д., за которой признано всего лишь право пользования жилым помещением, и явилось основанием для ее регистрации по адресу ***.
Домовая книга на *** в ***, представленная Власовым А.А., не является документом, подтверждающим право собственности Климовой З.Д. на жилое помещение; она необходима для регистрации и снятия с регистрационного учета, то есть для внесения соответствующих записей о лицах, регистрирующихся по данному адресу.
Квитанции, свидетельствующие об оплате Климовой З.Д. за потребленную в *** в *** электроэнергию, а также заявление Климовой З.Д. от 20.08.2014г., в котором она просит зарегистрировать внука Власова А.А. в жилом помещении, принадлежащем ей на праве пользования на основании решения суда от 23.01.2012г., по адресу ***, также не являются основанием для регистрации Власова А.А. по месту жительства по указанному адресу.
Факт регистрации Власова А.А., *** года рождения, по адресу *** что установлено решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 23.01.2012г.) в период с ***с рождения) по 02.06.1993г., когда он был снят с регистрационного учета в связи с выбытием и регистрацией по месту жительства по адресу ***, равно как и осуществление ухода за Климовой З.Д., не являются основанием для удовлетворения заявления, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что Власовым А.А. в отдел УФМС России по Тамбовской области в Ленинском районе г.Тамбова представлен документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение.
Доводы заявителя Власова А.А. о том, что им представлены документы, являющиеся основанием для его вселения в жилое помещение, равно как и доводы о том, что достаточно согласия пользователя Климовой З.Д. на его регистрацию ввиду того, что жилой дом нигде не состоит на учете, суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям.
Доводы представителя заявителя Климовой З.Д., по доверенности Зимина А.В., о том, что оспариваемым решением нарушены права Климовой З.Д., суд считает несостоятельными, поскольку решение УФМС России по Тамбовской области от 22.08.2014г. принято по заявлению Власова А.А., и именно ему отказано в регистрации по месту жительства; более того, представитель заявителя не смог пояснить суду, какие именно права Климовой З.Д. нарушены оспариваемым решением, а само по себе желание Климовой З.Д., чтобы внук был зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем ей на праве пользования на основании решения суда от 23.01.2012г., которое не реализовано в связи с принятием УФМС России по Тамбовской области 22.08.2014г. оспариваемого решения, не свидетельствует о нарушении прав и интересов Климовой З.Д.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято органом, имеющим полномочия на его принятие, с соблюдением порядка принятия решения, и содержание оспариваемого решения соответствует требованиям указанного выше закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Климовой З.Д., Власова А.А. о признании решения УФМС России по Тамбовской области от 22.08.2014г. об отказе в регистрации Власова А.А. по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Л.Сорокина
Верно: судья
Мотивированное решение составлено 24.10.2014 года.
Судья: С.Л.Сорокина
Верно: судья