РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Туруханск 11 мая 2016 г.
Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Таёкиной С.В., с участием:
истца – заместителя прокурора Туруханского района Беликова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Туруханского района в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «<данные изъяты>» о возложении обязанности получить лицензию на сбор и транспортировку отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Туруханского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ОАО «<данные изъяты>». В обоснование иска ссылается на то, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления со стороны ответчика. Было установлено, что ответчик в соответствии с положениями п.5.3 приложения № к муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет вывоз жидких бытовых отходов из септиков и нечистот из выгребных ям от населения. В соответствии с ч.3 ст.49 ГК РФ, п.30 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Согласно федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. №445, такие виды отходов как фекальные отходы нецентрализованной канализации, отходы коммунальные жидкие неканализационных объектов водопотребления относятся к отходам IV класса опасности. Деятельность по сбору и транспортированию указанных видов отходов производится ответчиком в отсутствие соответствующей лицензии, что является нарушением природоохранного законодательства, влечет угрозу негативного воздействия на окружающую среду, в целях предотвращения которой прокурор обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности получить в срок до 31.12.2017 года соответствующую лицензию.
Истец в лице заместителя прокурора Беликова А.С. доводы иска поддержал по вышеизложенным основания.
Представитель ответчика – ОАО «<данные изъяты>» по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о его проведении в свое отсутствие, возражений по иску не представил.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Исходя из норм ст.51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно п.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - отходы), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами), определяется Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. №255.
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора Российской Федерации от 18.07.2014 года №445 в числе опасных, среди прочих, указывает фекальные отходы нецентрализованной канализации, которые классифицированы по 2 наименованиям и относятся к отходам IV класса опасности.
В судебном заседании установлено, что ОАО «<данные изъяты>» в числе прочего осуществляет деятельность по вывозу жидких бытовых отходов из септиков и нечистот из выгребных ям от населения, которые в соответствии с приведенными выше нормативными положениями отнесены к отходам IV класса опасности. Ответчик осуществляет указанную деятельность, не имея на это лицензии.
При таких обстоятельствах суд делает вывод о незаконности осуществляемой ответчиком деятельности по сбору и вывозу отходов IV класса опасности в отсутствие лицензии, что является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований в части возложения обязанности по получению лицензии на сбор и транспортирование отходов IV класса опасности.
Вместе с тем, исковые требования в части установления срока получения такой лицензии до 31.12.2017 года суд находит необоснованными, поскольку с 01.07.2015 вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Закон №458-ФЗ), согласно которым с 01.07.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Федеральным законом от 29.06.2015 №203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в ред. ФЗ №404 от 29.12.2015 г.) статья 23 Закона №458-ФЗ дополнена частью 3.1 следующего содержания «3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».
Таким образом, срок для получения ответчиком лицензии необходимо установить в соответствии с требованиями закона до 1 июля 2016 года.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска, в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «<данные изъяты>» в срок до 01.07.2016 года получить лицензию на сбор и транспортирование отходов IV классов опасности.
Взыскать с ОАО «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий Ю.В.Вениченко