Дело № 2-501/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2013 г. г. Петухово
Петуховский районный суд Курганской области в составе судьи Мокиной И.В.,
при секретаре Шкет М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алексеевой С.В. об отмене требования ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Петуховском районе об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам от дд.мм.гг..
УСТАНОВИЛ:
Алексеева С.В. обратилась в суд с заявлением об отмене требования ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Петуховском районе об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам. В обоснование указала, что ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Петуховском районе на её имя было направлено извещение от дд.мм.гг. № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. С данным требованием она не согласна, поскольку в требовании, выданном на её имя, было указано об обязании уплатить штраф в размере <данные изъяты> руб., без указания оснований, за что выдан штраф, на её имя не поступал ни один документ, устанавливающий факт нарушения законодательства РФ о страховых взносах. Она, как ликвидатор, не имела возможности уведомить Пенсионный фонд о закрытии счёта, так как счёт в банке закрывала председатель Первичной организации профсоюза Петуховской ЦРБ, она не знала, когда счёт будет закрыт, право подписи в банке на неё не оформлялось, печать не передавалась, поэтому считает, что в её действиях также отсутствует состав административного правонарушения. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п.13 Закона № 212-ФЗ). Для привлечения её к той или иной ответственности необходимо было направить в её адрес акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ о страховых взносах, если они имеются, а также решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах. Ни один из этих документов ей не были направлены, поэтому отсутствовало конституционное право о даче пояснений, для привлечения её к ответственности, как ликвидатора Первичной организации профсоюза Петуховской ЦРБ. В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона № 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. Профсоюз может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ только в том случае, если он осуществляет приём на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы. Указанное лицо исполняет свои функции председателя профсоюзной организации в силу избрания его членами Профсоюза. Работа председателя в профсоюзной организации на общественных началах не относится к трудовым правоотношениям. Профсоюз к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Федеральным законом № 212-ФЗ, не относится, поэтому у него отсутствует обязанность, установленная Федеральным законом № 212-ФЗ, представлять в установленный Федеральным законом срок расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов, а, следовательно, и привлечение к ответственности по решению «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах» по поводу не предоставления сведения о закрытии счёта не состоятельным. В связи с изложенным, а также ввиду того, что первичная организация Профсоюза Петуховской ЦРБ, не имела обязательств по страховым взносам, установленных пенсионным законодательством, нарушений по уплате каких-либо взносов никогда не возникало, никакого ущерба бюджету всех уровней нанесено не было, а также никаких ранее нарушений в отношении профсоюзной организации не было выявлено, данное нарушение, совершено впервые, ввиду отсутствия юридических знаний.
С учётом изложенных обстоятельств, просит суд отменить Требование Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Петуховском районе Курганской области от дд.мм.гг. № об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, выданное на имя Алексеевой С.В., как плательщика страховых взносов в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании заявитель Алексеева С.В. и её представитель Барковская С.А., допущенная судом к участию в деле на основании устного ходатайства, на отмене Требования ГУ УПФ в Петуховском районе Курганской области от дд.мм.гг. настаивали.
Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Петуховском районе Пономарёв М.В., действующий по доверенности, с заявлением Алексеевой С.В. не согласился, дал пояснения согласно отзыву, представленному в материалы дела.
Привлечённая судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица бывший председатель Первичной организации профсоюза Петуховской ЦРБ Дронова М.Н. поддержала заявление Алексеевой С.В., поясняла, что была избрана председателем Первичной профсоюзной организации Петуховской центральной районной больницы в <данные изъяты> г., и имела право подписи во всех документах организации, в том числе в отделениях банков. дд.мм.гг. она обратилась в ФИО2 с заявлением о закрытии счёта первичной профсоюзной организации. Обязанность по уведомлению ликвидатора о закрытии счёта знала, но не смогла своевременно исполнить, поскольку на тот момент ликвидатор Алексеева С.В. находилась в отпуске. О закрытии счёта она уведомила ликвидатора лишь в <данные изъяты>. после получения Требования из ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Петуховском районе об уплате недоимки. Также пояснила, что никаких отчислений в Пенсионный фонд их первичная профсоюзная организация не производила, поскольку работников в профсоюзную организацию организации они не принимали, работу этой должности она совмещала с основной работой <данные изъяты> Петуховской ЦРБ. За выполняемую работу денежных вознаграждений она не получала, осуществляла работу добровольно, по своему желанию.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, являются предметом регулирования Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», что закреплено в ст.1. Там же установлено, что названный Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
Как определено в п.1 ст.2 названного Закона, профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
В соответствии со ст.8 Закона № 10-ФЗ правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учётом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Как следует из содержания данной статьи, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации, как и иные общественные объединения, могут приобрести статус юридического лица, для чего необходимо зарегистрироваться в данном качестве.
При этом государственной регистрации подлежит создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, внесение изменений в учредительные документы. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.
По смыслу статьи 1 указанного Закона, государственная регистрация юридических лиц является актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемым посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о них в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
Иными словами, регистрация заключается во внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Государственная регистрация профсоюза в качестве юридического лица является исключительно важным юридическим фактом, который влечет серьёзные правовые последствия.
Письменными материалами дела установлено, что Первичная организация профсоюза Петуховской Центральной районной больницы поставлена на учёт в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> дд.мм.гг..
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.28 Закона № 212-ФЗ плательщики обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
Порядок привлечения к ответственности за нарушение норм законодательства Российской Федерации о страховых взносах закреплен в нормах Закона № 212-ФЗ.
В ст.46.1 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что нарушение плательщиком страховых взносов установленного срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Согласно ст.40 Закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое установлена ответственность.
При этом виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности, то есть, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало, либо допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий) или если лицо, напротив, не осознавало противоправного лица, характера своих действий (бездействий) либо вредных последствий, хотя должно было и могло осознавать (ст.42 Закона № 212-ФЗ).
Из письменных материалов дела следует, что дд.мм.гг. председатель Первичной организации профсоюза ЦРБ Петуховского района Курганской области Дронова М.Н. обратилась в ФИО2 с заявлением о закрытии расчётного счёта № в Курганском отделении №.
По результатам проведённой проверки ПФР в Петуховском районе был оформлен акт об обнаружении нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Акт проверки от дд.мм.гг. № и извещение от дд.мм.гг. № о дате рассмотрения материалов проверки были направлены в адрес Первичной организации профсоюза Петуховской ЦРБ по почте по <адрес>.
В соответствии с ч.4 ст.38 Федерального Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» акт проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Анализируя данные нормы закона, суд считает, что направление акта проверки по почте заказным письмом допускается только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки и этот факт отражен в акте проверки. Во всех других случаях акт должен быть вручен проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.
В соответствии со ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Таким образом, с момента перехода к ликвидационной комиссии (ликвидатору) полномочий по управлению делами юридического лица соответствующие полномочия по общему правилу прекращаются у органов управления юридического лица, таким образом, только ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе закрывать счета, оформлять документы организации и совершать иные действия по управлению делами организации.
В акте проверки от дд.мм.гг. № отсутствует отметка об уклонении ликвидатора от получения акта. Доказательства направления ему акта заказным письмом с уведомлением о вручении, а также само почтовое уведомление о вручении отправления адресату не представлены.
Полномочия бывшего руководителя Первичной организации профсоюза Петуховской ЦРБ Дроновой М.Н. прекращаются с момента назначения ликвидатора, в связи с чем, счёт в ФИО2» был закрыт неуполномоченным лицом.
Согласно п. 2 Закона № 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, а п.3, указанного Закона лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Пунктом 6 Закона № 212 - ФЗ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 13 Закона № 212-ФЗ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для взыскания со страхователя штрафных санкций, поскольку он был лишён возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, что является нарушением гарантий защиты страхователя, предусмотренных, в том числе положениями части 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ.
Таким образом, требования Алексеевой С.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Алексеевой С.В. удовлетворить.
Отменить Требование Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петуховском районе Курганской области от дд.мм.гг. № об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в размере <данные изъяты>., выданное на имя Алексеевой С.В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Петуховский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 03.12.2013 г. в 16-45 час.
Судья И.В. Мокина
Решение вступило в законную силу 10.01.2014 года, не обжаловалось.