РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<дата> <адрес>
<адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Родиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-№
по заявлению ФИО2 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, уточнив заявленные требования, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес>» <адрес> муниципального района <адрес>, выразившегося в непредоставлении сведений, оформленных в надлежащем виде – схемы Правил землепользования и застройки городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, утвержденной решением Совета депутатов городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от <дата> №537/44, содержащей информацию о местоположении находящихся в собственности заявителя земельных участков, кадастровые номера №; №, с указанием границ зоны Ж-1, в которой они расположены в порядке информвзаимодействия в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>. Также просит обязать МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> предоставить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> перечисленные сведения, в соответствии с действующим законодательством.
Заявленные требования мотивирует тем, что в ответ на его неоднократные обращения в МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> с заявлениями с просьбой предоставить перечисленную документацию, необходимую для осуществления кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельных участков, она ему предоставлена не была. Считая указанное бездействие органа местного самоуправления незаконным и нарушающим его права, ФИО2 обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ.
В судебном заседании заявитель ФИО2 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания. Суд, в соответствии с п. 2 ст. 257 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя данного заинтересованного лица.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра», действующая на основании доверенности, ФИО4 в судебном заседании поддержала требования уточненного заявления, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что после утверждения схемы Правил землепользования и застройки Советом депутатов городского поселения <адрес> муниципального района от <дата> №534/44, содержащих информацию о местоположении земельных участков с указанием границ зон, в которых они расположены, в порядке информвзаимодействия, МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> представлены не были, в связи с чем установить факт нахождения земельных участков заявителя в зоне Ж-1 и изменить вид их разрешенного использования во внесудебном порядке не представляется возможным. Лишь в случае удовлетворения судом заявленных ФИО2 в рамках настоящего дела уточненных требований у филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> будут основания внести изменения о виде разрешенного использования земельных участков, принадлежащих на праве собственности заявителю.
Заслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление ФИО2, с учетом его уточнения, подлежащим удовлетворению в полном объеме в силу следующего:
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено, что в апреле 2014 года ФИО2, являясь собственником двух земельных участков, кадастровые номера № и № соответственно, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенных в районе <адрес> (л.д.11,12, л.д.13-16, л.д.17-20), обратился в МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес> <адрес> муниципального района <адрес> с заявлением о рассмотрении вопроса изменения видов разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков. В письменном ответе от <дата> №266-К главы МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> (л.д.21) ему было разъяснено, что вопрос об изменении вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков рассмотрен на заседании градостроительного совета администрации городского поселения Белоозерский <дата> года. Также в письменном ответе указывалось, что ч.4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ определяет, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются правообладателями земельных участков без дополнительных решений и согласований, если этот выбор соответствует Правилам землепользования и застройки. Действующим законодательством не предусмотрено издание органами местного самоуправления правового акта, утверждающего выбор правообладателя земельного участка вида его разрешенного использования, предусмотренного градостроительной документацией. ФИО2 сообщено, что принадлежащие ему земельные участки расположены в зоне – Ж-1, которая предусматривает основной вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, что соответствует виду разрешенного использования земельных участков, выбранному заявителем.
<дата> ФИО2 обратился в МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес>» <адрес> муниципального района <адрес> с просьбой предоставить ему копию фрагмента правил землепользования и застройки городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, утвержденных Решением Совета депутатов городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> от <дата> №537/44, содержащего информацию об основных и дополнительных видах разрешенного использования предусмотренных для земельных участков, расположенных в зоне Ж-1 и сведения из «карты градостроительного зонирования» с указанием зоны, в которую включены земельные участки, принадлежащие ему на праве собственности, содержащиеся в Правилах землепользования и застройки городского поселения Белоозерский Воскресенского муниципального района <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от <дата> №537/44.
В ответ на свое обращение ФИО2 получил выписку из карты градостроительного зонирования, содержащую информацию в письменном (заключение на земельные участки от <дата> №№ и графическом (фрагмент карты градостроительного зонирования с указанием зоны Ж-1, в которой находятся земельные участки заявителя, с легендой карты в цветном отображении) виде (л.д.22-26).
Однако, в связи с тем, что из представленных документов, согласно решениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» № № от <дата> (л.д.29-30), № № от <дата> (л.д.27-28), невозможно однозначно определить территориальную зону, в которой располагаются земельные участки заявителя, ФИО2 <дата> повторно обратился в МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> с просьбой представить ему выкопировку из схемы Правил землепользования и застройки городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от <дата> №№, содержащую необходимые для внесения изменений в ГКН сведения. В ответ на свое обращение ФИО2 была получена выписка из карты градостроительного зонирования городского поселения <адрес> и выписка из Правил землепользования и застройки на зону Ж-1 – зону индивидуальной жилищной застройки (л.д.31-37).
Однако, согласно решениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> о приостановлении осуществления кадастрового учета №№, №№ от <дата> (л.д.38-39, 40-41), в представленных документах отсутствуют основания для изменения сведений о виде разрешенного использования земельных участков, принадлежащих ФИО2, с вида «для сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального жилищного строительства». Также в данных решениях указывалось, что ГКН не содержит сведений о наличии установленных территориальных зон, в пределах которых расположены земельные участки, принадлежащие ФИО2 По этой причине не представляется возможным определить принадлежность данных земельных участков в какой-либо зоне ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон.
Федеральным законом от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Состав сведений кадастра о зонах определен статьей 10 Федерального закона от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». К указанным сведениям, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон (далее - решение об установлении зон), реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статей 9 или статьей 10 данного Закона сведения.
Постановлением Правительства РФ от <дата> № «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктами 11, 13 которого орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета: выписку из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов); выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден (п. 11); выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Исходя из переписки ФИО2 и МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес>, а также из решений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, полученных ФИО2, исследованных в судебном заседании, следует, что решением Совета депутатов городского поселения <адрес> от <дата> № утверждены Правила землепользования и застройки части территории городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, содержащие сведения о зоне индивидуальной жилой застройки – Ж-1, а также схема расположения данной зоны с указанием земельных участков, входящих в ее состав.
При этом, согласно доводам стороны заявителя, пояснениям представителя заинтересованного лица, не оспоренным в судебном заседании, подтвержденным материалами дела, перечисленные документы, в нарушение требований ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не были представлены в орган кадастрового учета в установленный законом срок.
Таким образом, суд находит обоснованными доводы заявителя ФИО2 о том, что со стороны МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> имело место незаконное бездействие, выразившееся в непредставлении документов, необходимых для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, в орган кадастрового учета.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом исходя из ч. 3 ст. 8 Закона № 172-ФЗ для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в кадастр в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном ст. 5 Закона № 172-ФЗ.
Кроме того, п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 618, определены документы, представляемые органом местного самоуправления в орган кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных пунктов.
Таким образом, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных п. 11 Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов.
Кроме того, указанный порядок не предусматривает участия правообладателя земельного участка, в частности, не предусматривает необходимости его обращения в орган кадастрового учета в целях внесения в кадастр сведений о категории земель.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что со стороны МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> имело место незаконное бездействие, выразившееся в непредставлении в орган кадастрового учета документов, необходимых для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а при предоставлении им указанных документов орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель ранее учтенного земельного участка без участия правообладателя земельного участка, то в данном случае, с учетом установленных по делу обстоятельств, восстановлением нарушенных прав ФИО2 будет являться обязание МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> предоставить в порядке информвзаимодействия в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> Правила землепользования и застройки части территории городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, схему расположения установленных территориальных зон с указанием принадлежащих ФИО2 земельных участков, кадастровые номера № и №, входящих в состав границ зоны Ж-1, перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 193-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес>, выразившееся в непредставлении в порядке информвзаимодействия в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> утвержденных решением Совета депутатов городского поселения <адрес> от <дата> № Правил землепользования и застройки части территории городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, схемы расположения установленных территориальных зон с указанием принадлежащих ФИО2 земельных участков, кадастровые номера № и №, входящих в состав границ зоны Ж-1, перечня видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Обязать МУ «Администрация муниципального образования «Городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> предоставить в порядке информвзаимодействия в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> Правила землепользования и застройки части территории городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, схему расположения установленных территориальных зон с указанием принадлежащих ФИО2 земельных участков, кадастровые номера № и №, входящих в состав границ зоны Ж-1, перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Родина
Решение в окончательной форме принято: <дата>.