РњРёСЂРѕРІРѕР№ СЃСѓРґСЊСЏ Серикова Рќ.Р.
Дело № 11-10/2015
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
г.Нововоронеж, Воронежской области 11 августа 2015 года
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Аксеновой Ю.В.,
при секретаре Корчугановой О.В.,
с участием представителя истца Департамента строительной политики Воронежской области Костиной В.Н.,
представителя ответчика Палагиной Р’.Р. – адвоката РљРѕСЂРѕРІРЅРёРєРѕРІР° Рђ.Р.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении Нововоронежского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Воронежской области гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Департамента архитектуры Рё строительной политики Воронежской области Рє Палагиной Р’.Р. Рѕ взыскании платы Р·Р° право подключения Рє газораспределительным сетям,
РїРѕ апелляционной жалобе Палагиной Р’.Р. РЅР° решение РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„–1 Рі.Нововоронежа Воронежской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Департамент архитектуры Рё строительной политики Воронежской области обратился Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ РёСЃРєРѕРј, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ Палагиной Р’.Р. плату Р·Р° право подключения Рє газораспределительным сетям РІ СЃСѓРјРјРµ <данные изъяты>., указав, что РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ ответчик отказывается оплатить вышеназванные денежные средства Р·Р° право подключения Рє газораспределительной сети, построенной Р·Р° счет средств областного бюджета, домовладения, принадлежащего ответчику, расположенного РїРѕ адресу <адрес>.
Решением мирового судьи судебного участка №1 г.Нововоронежа Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области удовлетворены в полном объеме (л.д.100-102).
Палагина Р’.Р., РЅРµ согласившись СЃ принятым решением, подала апелляционную жалобу, РІ которой РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить решение СЃСѓРґР° как незаконное Рё необоснованное Рё принять РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± отказе РІ удовлетворении РёСЃРєР°. Жалоба мотивирована тем, что СЃСѓРґ сослался РІ судебном решении РЅР° утратившее силу Постановление Правительства Воронежской области РѕС‚ 02.10.2009Рі. в„–840. РЎСѓРґ незаконно ссылается РЅР° доверенность, выданную РЅР° РёРјСЏ Рљ., учитывая, что сам истец утратил полномочия РІ рамках реализации Областной целевой программы РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой законной силу Постановления РѕС‚ 02.10.2009Рі. в„– Также Сѓ истца отсутствовали полномочия РЅР° подачу РёСЃРєР°, С‚.Рє. СЃ момента строительства сетей полномочия собственника осуществляет РЅРµ департамент, Р° исполнительный орган государственной власти Воронежской области РїРѕ управлению Рё распоряжению областным государственным имуществом. Такой орган РЅРµ был привлечен СЃСѓРґРѕРј Рє участию РІ деле.
РЎСѓРґ неверно определил, что уплата ответчиком указанной РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении СЃСѓРјРјС‹ является РѕРґРЅРёРј РёР· законных СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ добровольного финансирования строительства газовых сетей. Сделка РїРѕ строительству таких сетей СЃ участием РЅР° стороне застройщика физических лиц РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ оформлена РЅРµ была, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Сѓ Палагиной Р’.Р. отсутствовали обязательства РїРѕ финансированию такого объекта.
Кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие факт добровольного волеизъявления жителей поселения на участие в областной целевой программе газификации, при этом суд сослался на показания свидетеля, тогда как показания свидетеля в отношении такого факта являются недопустимым доказательством по делу. Однако, ни соответствующее решение, ни договор между сторонами, которой должен был быть заключен в силу п.9 Положения О порядке строительства газораспределительных сетей в Воронежской области», представлены не были, договор не заключался.
Суд в судебном решении дал оценку не всем доводам, изложенным в возражениях ответчика. Суд не применил к требованиям срок исковой давности, тогда как таковой к моменту обращения в суд с требованиями истец, учитывая, что истец знал, что ответчиком не уплачена сумма в момент подготовки первого годового отчета по областной целевой программе, для которого установлен срок -15.02.2011г. (л.д.108-113).
Согласно дополнений к апелляционной жалобе, суд в решении определил Постановление администрации Воронежской области от 05.12.2007г. №1100 как нормативный правовой акт, однако Постановления администрации таковыми не являются в силу ст.4 Закона Воронежской области №11-з от 01.02.1995г., не входят в систему нормативных правовых актов Воронежской области, в связи с чем указанное Постановление не имеет прямого действия в Воронежской области.
Согласно Постановления Правительства Воронежской области №1162 от 25.12.2013г., с 21.02.2014г. реализация газификации Воронежской области в 2014-2016г.г. будет осуществляться в рамках областных адресных инвестиционных программ, которые не предусматривают условия софинансирования в размере 25т.р. физическими лицами строительства газораспределительных сетей (л.д.135-137).
Р’ судебном заседании представитель ответчика адвокат РљРѕСЂРѕРІРЅРёРєРѕРІ Рђ.Р. поддержал РґРѕРІРѕРґС‹ жалоб.
Представитель истца Костина В.Н. с доводами жалобы не согласилась, представила возражения в письменной форме, аналогичные по содержанию исковому заявлению и возражениям, представленным мировому судье (л.д.143-146).
Ответчик Палагина Р’.Р. Рё представитель третьего лица администрации Борщевского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, РІ СЃСѓРґ РЅРµ явились, РІ поступивших заявлениях просили рассмотреть дело РІ РёС… отсутствие. РЎСѓРґ счел возможным рассмотреть дело РїСЂРё данной СЏРІРєРµ.
Выслушав участников процесса, изучив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и было установлено в судебном заседании первой инстанции, в целях повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения ускоренного социально-экономического развития Воронежской области за счет газификации, Постановлением правительства Воронежской области от 02.10.2009г. № 840 была утверждена областная целевая программа «Газификация Воронежской области на 2010-2015 г.г.» (с 2014г. Постановление утратило силу), участие в которой муниципальных образований, граждан являлось не обязательным, а добровольным, и допустимо лишь в том случае, если принимаются те условия, на которых участие в программе предусмотрено.
Ранее действовала Областная целевая программа «Газификация Воронежской области на 2006-2009 годы».
В настоящее время газификация Воронежской области осуществляется в рамках Государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области», утвержденной Постановлением Правительства Воронежской области от 25.12.2013г. №1162.
Рсточниками средств для реализации Программы, как следует РёР· текста всех указанных выше программ, являлись областной бюджет, Р° также местные бюджеты, инвестиции РћРђРћ «Газпром», инвестиционная составляющая РІ тарифах РЅР° транспортировку РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ газа, Р° также средства потребителей газа РІ РІРёРґРµ оплаты Р·Р° право подключения потребителей газа Рє газораспределительным сетям, построенным Р·Р° счет средств областного бюджета РІ соответствии СЃ Постановлением администрации Воронежской области РѕС‚ 05.12.2007Рі. в„–1100.
В целях обеспечения эффективного наращивания темпов работ по газификации области, снижения затрат населения, участвующего в газификации своих домовладений, определения единого порядка подключения потребителей газа к газораспределительным сетям, администрацией Воронежской области Постановлением №1100 от 05.12.2007г. «О мерах по реализации областной целевой программы «Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы ( в последующем на 2010-2015 годы)» было утверждено Положение «О порядке строительства газораспределительных сетей в Воронежской области».
Участие в газификации определенного населенного пункта в рамках указанных выше Программ допустимо лишь в том случае, если муниципальный район подал соответствующую заявку, что прямо предусмотрено пунктом 7 Постановления от 05.12.2007г. №1100, а также пунктом 11 «Подпрограммы государственной программы» подпрограммой 1, в разделе 3 «Основное мероприятие 1.4 Газификация Воронежской области» Государственной программой Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» (утв. Постановлением Правительства Воронежской области от 25.12.2013г. №1162).
При рассмотрении дела мировым судьей было установлено и не оспаривалось участниками процесса, что Хохольский муниципальный район Воронежской области подал заявку на участие в областной целевой программе газификации с.Борщево и х.Маслов Лог в 2010-2015г.г. Факт газификации с.Борщево Хохольского муниципального района Воронежской области именно в рамках названной Программы стороной ответчика не оспаривался.
Правомерность подачи заявки на участие в программе газификации, в том числе соблюдение требований относительно учета мнения населения, не входит в предмет доказывания по настоящему делу. Рдоводы ответчика в этой части правомерно признаны мировым судьей несостоятельными, поскольку согласно Постановлению №1100 от 05.12.2007г. для реализации программы газификации предусмотрено наличие заявки, поданной в установленном порядке. Лица, полагающие, что решение о подаче заявки на участие в Программе газификации принято с нарушением действующего законодательства, вправе обратиться с соответствующими жалобами, заявлениями в уполномоченные органы. Учитывая вышеизложенное, не имеют правового значения показания свидетеля М.П. в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции и как доводы апелляционной жалобы.
Поскольку участие муниципального образования Рё населения РІ реализации региональной программы предусмотрено как добровольное, выразив волю РЅР° участие РІ ней, РѕРЅРё подтвердили, что принимают условия Программы газификации. Р’ противном случае граждане РЅРµ лишены возможности построить газопровод «собственными силами» (самостоятельно выбрать подрядчика), либо обратиться РІ РћРђРћ «Газпром», либо использовать альтернативные источники энергии. Таким правом ответчик РїРѕ делу РЅРµ воспользовалась. Р’ судебном заседании мировым судьей было установлено, что домовладение, принадлежащее Палагиной Р’.Р., подключено РїРѕ ее желанию, Рє газовым сетям, построенным РІ рамках реализации областной целевой программы газификации Рё РѕРЅР° имеет реальную возможность получения газа через сеть Рё использования газа для бытовых РЅСѓР¶Рґ. Данное обстоятельство стороной ответчика РЅРµ оспаривается.
Как правильно указал мировой судья, решением Воронежского областного суда от 13.08.2012г. пункт 2 Постановления №1100 и пункт 10 Положения, утвержденного Постановлением № 1100 от 05.12.2007г., признаны законными, не противоречащими федеральному закону или иному другому правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Рсогласно выводов суда, включение в качестве условий участия в областной программе газификации внесение оплаты допустимо и не может быть расценено как нарушение конституционных прав граждан, которые в свою очередь вправе, но не обязаны дать свое согласие на участие в программе на указанных в ней условиях. Пунктом 2 Постановления №1100 от 05.12.2007г. установлено, что подключение потребителей газа к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, осуществляется на платной основе в размере, определенном Положением.
Пункт 10 Положения «О порядке строительства газораспределительных сетей в Воронежской области» предусматривает взимать плату за право подключения потребителей газа к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, с населения при газификации частных домовладений в сумме <данные изъяты>
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изложенным, СЃСѓРґ правомерно взыскал СЃ ответчика указанную СЃСѓРјРјСѓ, которая РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ Палагиной Р’.Р. уплачена РЅРµ была. Рђ РІСЃРµ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы РїРѕ отсутствию Сѓ ответчика обязанности вносить плату, СЃСѓРґ находит несостоятельными.
Довод ответчика о применении к данному спору срока исковой давности правомерно не принят мировым судьей.
Согласно п.9 указанного выше Положения (утв. 05.12.2007г.), потребители газа оплачивают право подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, в соответствии с договором о предоставлении права подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, заключаемым между департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области и потребителем.
Государственной программой Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области», пунктом 11 «Подпрограммы государственной программы» подпрограммой 1, в разделе 3 «Основное мероприятие 1.4 Газификация Воронежской области» определено, что основное мероприятие финансировалось в рамках областной целевой программы «Газификация Воронежской области на 2010-2015 годы», будет в дальнейшем осуществляться в рамках областной адресной инвестиционной программы.
Такая программа была утверждена Постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2014г. №113 «Об утверждении областной адресной инвестиционной программы по объектам для государственных (областных) нужд на 2014 год», согласно п.п.2.1.1.81 пункта 2.1 Раздела 11 по Подпрограмме «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области» по основному мероприятию «Газификация Воронежской области» предусмотрено строительство межпоселковых газопроводов, газопроводов высокого и среднего давления, уличных газопроводов низкого давления, в т.ч. строительство газовых распределительных сетей высокого, среднего и низкого давления села Борщево и хутора Маслов Лог Борщевского сельского поселения Хохольского района Воронежской области, и указан период ввода в эксплуатацию - 4 квартал 2014 года.
Газовые распределительные сети высокого, среднего и низкого давления села Борщево и хутора Маслов Лог Борщевского сельского поселения Хохольского района Воронежской области введены в эксплуатацию на основании «Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.51), т.е. считать газораспределительные сети построенными можно только с момента ввода их в эксплуатацию, и как следствие именно с этого момента у потребителей есть реальная возможность подключения к газораспределительным сетям.
Согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. заключенного между РћРђРћ «Воронежоблгаз» Рё Палагиной Р’.Р., предметом такового явился комплекс работ РїРѕ газификации жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу <адрес> (Р».Рґ.7-8).
Рменно СЃ момента фактического подключения домовладения Палагиной Р’.Р. Рє газораспределительным сетям следует исчислять СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, который Рє моменту обращения истца СЃ РёСЃРєРѕРј РЅРµ истек, что очевидно.
Ссылку стороны ответчика, что СЃСѓРґ неправомерно сослался РІ решении РЅР° Постановление администрации Воронежской области в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой законной силы, СЃСѓРґ считает несостоятельной, учитывая, что правоотношения РїРѕ газификации села Борщево Рё хутора Маслов Лог Борщевского сельского поселения Хохольского района Воронежской области Рё непосредственно домовладения Палагиной Р’.Р. возникли РІ период действия указанного постановления: РІ 2010Рі. подана заявка муниципального образования РЅР° участие РІ программе, РІ ДД.РњРњ.ГГГГ. заключен указанный выше РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, стороной которого является Палагина Р’.Р. РўРѕРіРґР° как постановление утратило силу РЅР° основании Постановления Правительства Р’Рћ РѕС‚ 18.02.2014Рі. в„– 141, учитывая, что РІСЃРµ программы РїРѕ газификации Воронежской области ( которые утверждались соответствующими Постановлениями) рассчитаны РЅР° определенный период действия: 2006-2009Рі.Рі.,2010-2015Рі.Рі., 2014-2020Рі.Рі.
Доводы жалобы РѕР± отсутствии Сѓ Костиной Р’.Рќ. права представления интересов Департамента РђРЎРџ Р’Рћ Рё подачи Рё подписания РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, что имеет место некое «передоверие» Рё осуществление полномочий Департамента через посредника – физическое лицо Костину Р’.Р., которая РЅРµ является должностным лицом Департамента, тогда как представление интересов истца должны осуществлять сотрудники Департамента, СЃСѓРґ находит несостоятельными.
В силу п.4 Постановления Администрации Воронежской области от 05.12.2007г. №1100, уполномоченным органом по обеспечению реализации программы газификации области, в том числе в части определения единого порядка подключения потребителей газа к газораспределительным сетям, определен департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
Как указано судом выше, согласно п.9 Положения от 05.12.2007г. № 1100 договор о предоставлении права подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, заключается между департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области и потребителем. А согласно п.11 этого Положения потребители газа вносят денежные средства через кредитные учреждения на единый доходный счет в УФК по Воронежской области по коду доходов «прочие неналоговые доходы», который указывается в договоре о предоставлении права подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета.
Т.е. Департамент АСП Воронежской области являлся надлежащим истцом по делу, наделенным нормативными документами (а не некой доверенностью в связи с каким-либо гражданско-правовым договором) полномочиями по заключению договоров с потребителями и взиманию с них платы, поступающей в бюджет Воронежской области. В связи с чем доводы жалобы, что у истца отсутствовали полномочия на предъявление иска в связи завершением строительства газопровода и осуществлением полномочий собственника исполнительным органом государственной власти области по управлению и распоряжению областным государственным имуществом, и что это лицо не было привлечено к участию в деле, также являются несостоятельными, учитывая также, что вопрос об осуществлении полномочий собственника газовых сетей не входит в предмет доказывания по настоящему иску.
Представление интересов истца поручено Костиной В.Н. согласно доверенности, которая надлежащим образом была оформлена ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.5).
В настоящее время правопреемником Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области является Департамент строительной политики Воронежской области, согласно Постановления Правительства Воронежской области от 31.12.2014г. № и в связи с внесением соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц 26.05.2015г. (л.д.151). В настоящем судебном заседании Костина В.Н. действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.147) как представитель Департамента строительной политики Воронежской области.
Отсутствие заключенного между сторонами РІ соответствии СЃ Рї.9 Положения РѕС‚ 05.12.2007Рі. в„– Договора, РЅРµ освобождает Палагину Р’.Р. РѕС‚ исполнения обязанности РїРѕ внесению соответствующей оплаты. Рта обязанность установлена нормативным документом Рё РЅРµ может быть отменена РїРѕ волеизъявлению потребителя, изъявившего желание подключить домовладение Рє газораспределительным сетям, построенным Р·Р° счет средств областного бюджета. РЈ ответчика как Сѓ потребителя имелось право выбора – подключить домовладение Рє такой сети или нет. РЎРІРѕРµ право РѕРЅР° реализовала, РїСЂРёРЅСЏРІ решение Рѕ подключении, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Рё возникла обязанность РїРѕ оплате.
Доводы жалобы, что Постановления администрации Воронежской области, в т.ч. и постановление №1100 от 05.12.2007г. не является нормативным документом, является несостоятельным, учитывая, что Закон Воронежской области от 01.02.1995г. №11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет нормативный правовой акт Воронежской области как письменный официальный документ, принятый (изданный) органом государственной власти Воронежской области в пределах его полномочий или путем всенародного голосования (на референдуме), содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений. Систему нормативных правовых актов Воронежской области, согласно ст.4, составляют: Устав Воронежской области; законы Воронежской области; постановления Воронежской областной Думы; указы губернатора Воронежской области; постановления правительства Воронежской области (в ред. закона Воронежской области от 06.10.2010г. №102-ОЗ, а ранее - постановления администрации Воронежской области); приказы исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
Согласно ранее действовавшей редакции Устава Воронежской области (принят Воронежской областной Думой 25.05.2006г.) Администрация Воронежской области являлась постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области. В последующем таким органом стало Правительство Воронежской области. Согласно ст.36 Закона Воронежской области от 30.09.2008г. №77-ОЗ «О правительстве Воронежской области» до формирования правительства Воронежской области высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области является действующая администрация Воронежской области.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что мировым судьей с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, правильно установлены юридически значимые обстоятельства, не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы также РЅРµ содержат правовых оснований Рє отмене решения СЃСѓРґР°, РїРѕ существу сводятся Рє изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования Рё оценки СЃСѓРґР° первой инстанции, Р° также фактически Рє выражению несогласия ответчика Рє содержанию программы газификации СЃ.Борщево, Хохольского района, Рё оспариванию наличия волеизъявления граждан поселения РЅР° участие РІ таковой. Р’СЃРµ указанные выше РґРѕРІРѕРґС‹ жалоб РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ служить основанием для отмены вынесенного РїРѕ делу мировым судьей решения.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.327-330 ГПК, суд апелляционной инстанции
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р›:
Решение РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„–1 Рі.Нововоронежа Воронежской области РѕС‚ 29.04.2015Рі. РїРѕ гражданскому делу РїРѕ РёСЃРєСѓ Департамента архитектуры Рё строительной политики Воронежской области Рє Палагиной Р’.Р. Рѕ взыскании платы Р·Р° право подключения Рє газораспределительным сетям оставить без изменения, Р° апелляционную жалобу Палагиной Р’.Р. - без удовлетворения.
Судья Ю.В.Аксенова
Мотивированное определение изготовлено 20.08.2015 года
РњРёСЂРѕРІРѕР№ СЃСѓРґСЊСЏ Серикова Рќ.Р.
Дело № 11-10/2015
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
г.Нововоронеж, Воронежской области 11 августа 2015 года
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Аксеновой Ю.В.,
при секретаре Корчугановой О.В.,
с участием представителя истца Департамента строительной политики Воронежской области Костиной В.Н.,
представителя ответчика Палагиной Р’.Р. – адвоката РљРѕСЂРѕРІРЅРёРєРѕРІР° Рђ.Р.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении Нововоронежского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Воронежской области гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Департамента архитектуры Рё строительной политики Воронежской области Рє Палагиной Р’.Р. Рѕ взыскании платы Р·Р° право подключения Рє газораспределительным сетям,
РїРѕ апелляционной жалобе Палагиной Р’.Р. РЅР° решение РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„–1 Рі.Нововоронежа Воронежской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Департамент архитектуры Рё строительной политики Воронежской области обратился Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ РёСЃРєРѕРј, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ Палагиной Р’.Р. плату Р·Р° право подключения Рє газораспределительным сетям РІ СЃСѓРјРјРµ <данные изъяты>., указав, что РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ ответчик отказывается оплатить вышеназванные денежные средства Р·Р° право подключения Рє газораспределительной сети, построенной Р·Р° счет средств областного бюджета, домовладения, принадлежащего ответчику, расположенного РїРѕ адресу <адрес>.
Решением мирового судьи судебного участка №1 г.Нововоронежа Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области удовлетворены в полном объеме (л.д.100-102).
Палагина Р’.Р., РЅРµ согласившись СЃ принятым решением, подала апелляционную жалобу, РІ которой РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить решение СЃСѓРґР° как незаконное Рё необоснованное Рё принять РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± отказе РІ удовлетворении РёСЃРєР°. Жалоба мотивирована тем, что СЃСѓРґ сослался РІ судебном решении РЅР° утратившее силу Постановление Правительства Воронежской области РѕС‚ 02.10.2009Рі. в„–840. РЎСѓРґ незаконно ссылается РЅР° доверенность, выданную РЅР° РёРјСЏ Рљ., учитывая, что сам истец утратил полномочия РІ рамках реализации Областной целевой программы РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой законной силу Постановления РѕС‚ 02.10.2009Рі. в„– Также Сѓ истца отсутствовали полномочия РЅР° подачу РёСЃРєР°, С‚.Рє. СЃ момента строительства сетей полномочия собственника осуществляет РЅРµ департамент, Р° исполнительный орган государственной власти Воронежской области РїРѕ управлению Рё распоряжению областным государственным имуществом. Такой орган РЅРµ был привлечен СЃСѓРґРѕРј Рє участию РІ деле.
РЎСѓРґ неверно определил, что уплата ответчиком указанной РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении СЃСѓРјРјС‹ является РѕРґРЅРёРј РёР· законных СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ добровольного финансирования строительства газовых сетей. Сделка РїРѕ строительству таких сетей СЃ участием РЅР° стороне застройщика физических лиц РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ оформлена РЅРµ была, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Сѓ Палагиной Р’.Р. отсутствовали обязательства РїРѕ финансированию такого объекта.
Кроме того, отсутствуют доказательства, подтверждающие факт добровольного волеизъявления жителей поселения на участие в областной целевой программе газификации, при этом суд сослался на показания свидетеля, тогда как показания свидетеля в отношении такого факта являются недопустимым доказательством по делу. Однако, ни соответствующее решение, ни договор между сторонами, которой должен был быть заключен в силу п.9 Положения О порядке строительства газораспределительных сетей в Воронежской области», представлены не были, договор не заключался.
Суд в судебном решении дал оценку не всем доводам, изложенным в возражениях ответчика. Суд не применил к требованиям срок исковой давности, тогда как таковой к моменту обращения в суд с требованиями истец, учитывая, что истец знал, что ответчиком не уплачена сумма в момент подготовки первого годового отчета по областной целевой программе, для которого установлен срок -15.02.2011г. (л.д.108-113).
Согласно дополнений к апелляционной жалобе, суд в решении определил Постановление администрации Воронежской области от 05.12.2007г. №1100 как нормативный правовой акт, однако Постановления администрации таковыми не являются в силу ст.4 Закона Воронежской области №11-з от 01.02.1995г., не входят в систему нормативных правовых актов Воронежской области, в связи с чем указанное Постановление не имеет прямого действия в Воронежской области.
Согласно Постановления Правительства Воронежской области №1162 от 25.12.2013г., с 21.02.2014г. реализация газификации Воронежской области в 2014-2016г.г. будет осуществляться в рамках областных адресных инвестиционных программ, которые не предусматривают условия софинансирования в размере 25т.р. физическими лицами строительства газораспределительных сетей (л.д.135-137).
Р’ судебном заседании представитель ответчика адвокат РљРѕСЂРѕРІРЅРёРєРѕРІ Рђ.Р. поддержал РґРѕРІРѕРґС‹ жалоб.
Представитель истца Костина В.Н. с доводами жалобы не согласилась, представила возражения в письменной форме, аналогичные по содержанию исковому заявлению и возражениям, представленным мировому судье (л.д.143-146).
Ответчик Палагина Р’.Р. Рё представитель третьего лица администрации Борщевского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, РІ СЃСѓРґ РЅРµ явились, РІ поступивших заявлениях просили рассмотреть дело РІ РёС… отсутствие. РЎСѓРґ счел возможным рассмотреть дело РїСЂРё данной СЏРІРєРµ.
Выслушав участников процесса, изучив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и было установлено в судебном заседании первой инстанции, в целях повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения ускоренного социально-экономического развития Воронежской области за счет газификации, Постановлением правительства Воронежской области от 02.10.2009г. № 840 была утверждена областная целевая программа «Газификация Воронежской области на 2010-2015 г.г.» (с 2014г. Постановление утратило силу), участие в которой муниципальных образований, граждан являлось не обязательным, а добровольным, и допустимо лишь в том случае, если принимаются те условия, на которых участие в программе предусмотрено.
Ранее действовала Областная целевая программа «Газификация Воронежской области на 2006-2009 годы».
В настоящее время газификация Воронежской области осуществляется в рамках Государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области», утвержденной Постановлением Правительства Воронежской области от 25.12.2013г. №1162.
Рсточниками средств для реализации Программы, как следует РёР· текста всех указанных выше программ, являлись областной бюджет, Р° также местные бюджеты, инвестиции РћРђРћ «Газпром», инвестиционная составляющая РІ тарифах РЅР° транспортировку РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ газа, Р° также средства потребителей газа РІ РІРёРґРµ оплаты Р·Р° право подключения потребителей газа Рє газораспределительным сетям, построенным Р·Р° счет средств областного бюджета РІ соответствии СЃ Постановлением администрации Воронежской области РѕС‚ 05.12.2007Рі. в„–1100.
В целях обеспечения эффективного наращивания темпов работ по газификации области, снижения затрат населения, участвующего в газификации своих домовладений, определения единого порядка подключения потребителей газа к газораспределительным сетям, администрацией Воронежской области Постановлением №1100 от 05.12.2007г. «О мерах по реализации областной целевой программы «Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы ( в последующем на 2010-2015 годы)» было утверждено Положение «О порядке строительства газораспределительных сетей в Воронежской области».
Участие в газификации определенного населенного пункта в рамках указанных выше Программ допустимо лишь в том случае, если муниципальный район подал соответствующую заявку, что прямо предусмотрено пунктом 7 Постановления от 05.12.2007г. №1100, а также пунктом 11 «Подпрограммы государственной программы» подпрограммой 1, в разделе 3 «Основное мероприятие 1.4 Газификация Воронежской области» Государственной программой Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области» (утв. Постановлением Правительства Воронежской области от 25.12.2013г. №1162).
При рассмотрении дела мировым судьей было установлено и не оспаривалось участниками процесса, что Хохольский муниципальный район Воронежской области подал заявку на участие в областной целевой программе газификации с.Борщево и х.Маслов Лог в 2010-2015г.г. Факт газификации с.Борщево Хохольского муниципального района Воронежской области именно в рамках названной Программы стороной ответчика не оспаривался.
Правомерность подачи заявки на участие в программе газификации, в том числе соблюдение требований относительно учета мнения населения, не входит в предмет доказывания по настоящему делу. Рдоводы ответчика в этой части правомерно признаны мировым судьей несостоятельными, поскольку согласно Постановлению №1100 от 05.12.2007г. для реализации программы газификации предусмотрено наличие заявки, поданной в установленном порядке. Лица, полагающие, что решение о подаче заявки на участие в Программе газификации принято с нарушением действующего законодательства, вправе обратиться с соответствующими жалобами, заявлениями в уполномоченные органы. Учитывая вышеизложенное, не имеют правового значения показания свидетеля М.П. в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции и как доводы апелляционной жалобы.
Поскольку участие муниципального образования Рё населения РІ реализации региональной программы предусмотрено как добровольное, выразив волю РЅР° участие РІ ней, РѕРЅРё подтвердили, что принимают условия Программы газификации. Р’ противном случае граждане РЅРµ лишены возможности построить газопровод «собственными силами» (самостоятельно выбрать подрядчика), либо обратиться РІ РћРђРћ «Газпром», либо использовать альтернативные источники энергии. Таким правом ответчик РїРѕ делу РЅРµ воспользовалась. Р’ судебном заседании мировым судьей было установлено, что домовладение, принадлежащее Палагиной Р’.Р., подключено РїРѕ ее желанию, Рє газовым сетям, построенным РІ рамках реализации областной целевой программы газификации Рё РѕРЅР° имеет реальную возможность получения газа через сеть Рё использования газа для бытовых РЅСѓР¶Рґ. Данное обстоятельство стороной ответчика РЅРµ оспаривается.
Как правильно указал мировой судья, решением Воронежского областного суда от 13.08.2012г. пункт 2 Постановления №1100 и пункт 10 Положения, утвержденного Постановлением № 1100 от 05.12.2007г., признаны законными, не противоречащими федеральному закону или иному другому правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Рсогласно выводов суда, включение в качестве условий участия в областной программе газификации внесение оплаты допустимо и не может быть расценено как нарушение конституционных прав граждан, которые в свою очередь вправе, но не обязаны дать свое согласие на участие в программе на указанных в ней условиях. Пунктом 2 Постановления №1100 от 05.12.2007г. установлено, что подключение потребителей газа к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, осуществляется на платной основе в размере, определенном Положением.
Пункт 10 Положения «О порядке строительства газораспределительных сетей в Воронежской области» предусматривает взимать плату за право подключения потребителей газа к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, с населения при газификации частных домовладений в сумме <данные изъяты>
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изложенным, СЃСѓРґ правомерно взыскал СЃ ответчика указанную СЃСѓРјРјСѓ, которая РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ Палагиной Р’.Р. уплачена РЅРµ была. Рђ РІСЃРµ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы РїРѕ отсутствию Сѓ ответчика обязанности вносить плату, СЃСѓРґ находит несостоятельными.
Довод ответчика о применении к данному спору срока исковой давности правомерно не принят мировым судьей.
Согласно п.9 указанного выше Положения (утв. 05.12.2007г.), потребители газа оплачивают право подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, в соответствии с договором о предоставлении права подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, заключаемым между департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области и потребителем.
Государственной программой Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области», пунктом 11 «Подпрограммы государственной программы» подпрограммой 1, в разделе 3 «Основное мероприятие 1.4 Газификация Воронежской области» определено, что основное мероприятие финансировалось в рамках областной целевой программы «Газификация Воронежской области на 2010-2015 годы», будет в дальнейшем осуществляться в рамках областной адресной инвестиционной программы.
Такая программа была утверждена Постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2014г. №113 «Об утверждении областной адресной инвестиционной программы по объектам для государственных (областных) нужд на 2014 год», согласно п.п.2.1.1.81 пункта 2.1 Раздела 11 по Подпрограмме «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области» по основному мероприятию «Газификация Воронежской области» предусмотрено строительство межпоселковых газопроводов, газопроводов высокого и среднего давления, уличных газопроводов низкого давления, в т.ч. строительство газовых распределительных сетей высокого, среднего и низкого давления села Борщево и хутора Маслов Лог Борщевского сельского поселения Хохольского района Воронежской области, и указан период ввода в эксплуатацию - 4 квартал 2014 года.
Газовые распределительные сети высокого, среднего и низкого давления села Борщево и хутора Маслов Лог Борщевского сельского поселения Хохольского района Воронежской области введены в эксплуатацию на основании «Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.51), т.е. считать газораспределительные сети построенными можно только с момента ввода их в эксплуатацию, и как следствие именно с этого момента у потребителей есть реальная возможность подключения к газораспределительным сетям.
Согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. заключенного между РћРђРћ «Воронежоблгаз» Рё Палагиной Р’.Р., предметом такового явился комплекс работ РїРѕ газификации жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу <адрес> (Р».Рґ.7-8).
Рменно СЃ момента фактического подключения домовладения Палагиной Р’.Р. Рє газораспределительным сетям следует исчислять СЃСЂРѕРє РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, который Рє моменту обращения истца СЃ РёСЃРєРѕРј РЅРµ истек, что очевидно.
Ссылку стороны ответчика, что СЃСѓРґ неправомерно сослался РІ решении РЅР° Постановление администрации Воронежской области в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой законной силы, СЃСѓРґ считает несостоятельной, учитывая, что правоотношения РїРѕ газификации села Борщево Рё хутора Маслов Лог Борщевского сельского поселения Хохольского района Воронежской области Рё непосредственно домовладения Палагиной Р’.Р. возникли РІ период действия указанного постановления: РІ 2010Рі. подана заявка муниципального образования РЅР° участие РІ программе, РІ ДД.РњРњ.ГГГГ. заключен указанный выше РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, стороной которого является Палагина Р’.Р. РўРѕРіРґР° как постановление утратило силу РЅР° основании Постановления Правительства Р’Рћ РѕС‚ 18.02.2014Рі. в„– 141, учитывая, что РІСЃРµ программы РїРѕ газификации Воронежской области ( которые утверждались соответствующими Постановлениями) рассчитаны РЅР° определенный период действия: 2006-2009Рі.Рі.,2010-2015Рі.Рі., 2014-2020Рі.Рі.
Доводы жалобы РѕР± отсутствии Сѓ Костиной Р’.Рќ. права представления интересов Департамента РђРЎРџ Р’Рћ Рё подачи Рё подписания РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, что имеет место некое «передоверие» Рё осуществление полномочий Департамента через посредника – физическое лицо Костину Р’.Р., которая РЅРµ является должностным лицом Департамента, тогда как представление интересов истца должны осуществлять сотрудники Департамента, СЃСѓРґ находит несостоятельными.
В силу п.4 Постановления Администрации Воронежской области от 05.12.2007г. №1100, уполномоченным органом по обеспечению реализации программы газификации области, в том числе в части определения единого порядка подключения потребителей газа к газораспределительным сетям, определен департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
Как указано судом выше, согласно п.9 Положения от 05.12.2007г. № 1100 договор о предоставлении права подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета, заключается между департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области и потребителем. А согласно п.11 этого Положения потребители газа вносят денежные средства через кредитные учреждения на единый доходный счет в УФК по Воронежской области по коду доходов «прочие неналоговые доходы», который указывается в договоре о предоставлении права подключения к газораспределительным сетям, построенным за счет средств областного бюджета.
Т.е. Департамент АСП Воронежской области являлся надлежащим истцом по делу, наделенным нормативными документами (а не некой доверенностью в связи с каким-либо гражданско-правовым договором) полномочиями по заключению договоров с потребителями и взиманию с них платы, поступающей в бюджет Воронежской области. В связи с чем доводы жалобы, что у истца отсутствовали полномочия на предъявление иска в связи завершением строительства газопровода и осуществлением полномочий собственника исполнительным органом государственной власти области по управлению и распоряжению областным государственным имуществом, и что это лицо не было привлечено к участию в деле, также являются несостоятельными, учитывая также, что вопрос об осуществлении полномочий собственника газовых сетей не входит в предмет доказывания по настоящему иску.
Представление интересов истца поручено Костиной В.Н. согласно доверенности, которая надлежащим образом была оформлена ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.5).
В настоящее время правопреемником Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области является Департамент строительной политики Воронежской области, согласно Постановления Правительства Воронежской области от 31.12.2014г. № и в связи с внесением соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц 26.05.2015г. (л.д.151). В настоящем судебном заседании Костина В.Н. действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.147) как представитель Департамента строительной политики Воронежской области.
Отсутствие заключенного между сторонами РІ соответствии СЃ Рї.9 Положения РѕС‚ 05.12.2007Рі. в„– Договора, РЅРµ освобождает Палагину Р’.Р. РѕС‚ исполнения обязанности РїРѕ внесению соответствующей оплаты. Рта обязанность установлена нормативным документом Рё РЅРµ может быть отменена РїРѕ волеизъявлению потребителя, изъявившего желание подключить домовладение Рє газораспределительным сетям, построенным Р·Р° счет средств областного бюджета. РЈ ответчика как Сѓ потребителя имелось право выбора – подключить домовладение Рє такой сети или нет. РЎРІРѕРµ право РѕРЅР° реализовала, РїСЂРёРЅСЏРІ решение Рѕ подключении, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Рё возникла обязанность РїРѕ оплате.
Доводы жалобы, что Постановления администрации Воронежской области, в т.ч. и постановление №1100 от 05.12.2007г. не является нормативным документом, является несостоятельным, учитывая, что Закон Воронежской области от 01.02.1995г. №11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет нормативный правовой акт Воронежской области как письменный официальный документ, принятый (изданный) органом государственной власти Воронежской области в пределах его полномочий или путем всенародного голосования (на референдуме), содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений. Систему нормативных правовых актов Воронежской области, согласно ст.4, составляют: Устав Воронежской области; законы Воронежской области; постановления Воронежской областной Думы; указы губернатора Воронежской области; постановления правительства Воронежской области (в ред. закона Воронежской области от 06.10.2010г. №102-ОЗ, а ранее - постановления администрации Воронежской области); приказы исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
Согласно ранее действовавшей редакции Устава Воронежской области (принят Воронежской областной Думой 25.05.2006г.) Администрация Воронежской области являлась постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области. В последующем таким органом стало Правительство Воронежской области. Согласно ст.36 Закона Воронежской области от 30.09.2008г. №77-ОЗ «О правительстве Воронежской области» до формирования правительства Воронежской области высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области является действующая администрация Воронежской области.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что мировым судьей с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, правильно установлены юридически значимые обстоятельства, не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы также РЅРµ содержат правовых оснований Рє отмене решения СЃСѓРґР°, РїРѕ существу сводятся Рє изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования Рё оценки СЃСѓРґР° первой инстанции, Р° также фактически Рє выражению несогласия ответчика Рє содержанию программы газификации СЃ.Борщево, Хохольского района, Рё оспариванию наличия волеизъявления граждан поселения РЅР° участие РІ таковой. Р’СЃРµ указанные выше РґРѕРІРѕРґС‹ жалоб РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ служить основанием для отмены вынесенного РїРѕ делу мировым судьей решения.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.327-330 ГПК, суд апелляционной инстанции
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р›:
Решение РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„–1 Рі.Нововоронежа Воронежской области РѕС‚ 29.04.2015Рі. РїРѕ гражданскому делу РїРѕ РёСЃРєСѓ Департамента архитектуры Рё строительной политики Воронежской области Рє Палагиной Р’.Р. Рѕ взыскании платы Р·Р° право подключения Рє газораспределительным сетям оставить без изменения, Р° апелляционную жалобу Палагиной Р’.Р. - без удовлетворения.
Судья Ю.В.Аксенова
Мотивированное определение изготовлено 20.08.2015 года