Дело № 2-982/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 мая 2015 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А., с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ 6114; возложить на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» обязанность утвердить схему расположения испрашиваемого им в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории из категории земель – земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1 500 кв.м.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1 500 кв.м. из категории земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в д. <адрес>, согласно прилагаемой схеме. На данное заявление ФИО1 получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности предоставления испрашиваемого участка в связи с тем, что он расположен вне границ жилой застройки.
Данный отказ ФИО1 считает незаконным, так как ст. 28 Земельного кодекса РФ запрещает отказывать гражданам в предоставлении в собственность земельных участков, которые из оборота не изъяты, для государственных и муниципальных нужд не зарезервированы, не ограничены в обороте; испрашиваемый участок к таковым не относится; кроме того, ФИО1 просит предоставить ему земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, то есть для целей, не связанных со строительством, поэтому на испрашиваемом участке и в территориальной зоне его предполагаемого расположения не обязательна жилая застройка; помимо этого, по мнению ФИО1, ответчик нарушил требования статей 29, 34 Земельного кодекса РФ.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании иск поддержала, в обоснование привела изложенные в нем доводы, ссылаясь дополнительно на полную недоказанность тех обстоятельств, которые указаны в ответе МКУ.
Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО5 просил в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что испрашиваемый участок находится в зоне, предназначенной для размещения пастбищ, и не может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства; помимо этого, по мнению представителя ответчика истец избрал ненадлежащий способ защиты своих прав, поскольку суд не может заменять орган местного самоуправления и принимать решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состояла из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
2) утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
3) выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
4) принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
5) заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Таким образом, формирование земельного участка и утверждение схемы его расположения являлось первоначальным этапом, целью которого выступало определение границ надела с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, корректировка границ и площади участка по сравнению с параметрами, ориентировочно приведенными в заявлении. Выполнение указанных действий, а равно и возложение обязанности по их осуществлению, не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления претенденту земельного участка, автоматического возникновения у последнего права на него, поскольку, согласно ст. 34 ЗК РФ, решение о передаче надела в собственность или в аренду принимается только по получении кадастрового паспорта земельного участка. Это обусловлено тем, что права на данное имущество как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если он в установленном законом порядке создан и индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Кроме того, статья 34 ЗК РФ не предусматривала возможности отказа в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, исходя из того, что органы местного самоуправления обязаны были обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Помимо этого, составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана или кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом, в том числе данных сведений, в последующем органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, и будет решаться вопрос о возможности или невозможности предоставления предпринимателю испрашиваемого земельного участка.
В связи с этим, орган местного самоуправления обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации), с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации), а затем выдать ее заявителю.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1 500 кв.м. из категории земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в д. <адрес>, согласно прилагаемой схеме. На данное заявление ФИО1 получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности предоставления испрашиваемого участка в связи с тем, что он расположен вне границ жилой застройки.
Данный ответ, по мнению суда, является незаконным и свидетельствует о бездействии ответчика, которое выразилось в неисполнении требований ст. 34 ЗК РФ.
Кроме того, суду не представлено надлежащих доказательств тому, что испрашиваемый участок расположен в зоне пастбищ и не может быть предоставлен истцу под ЛПХ.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Статья 12 ГК РФ предусматривает в качестве способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Поскольку статья 34 ЗК РФ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ, доказательств наличия оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, предусмотренных п. 16 действующей на момент рассмотрения дела статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, ответчик не представил, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность утвердить представленную истцом схему.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконным отказа МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в предоставлении земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ 6114.
Возложить на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать ФИО1 схему расположения испрашиваемого им в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для ведения личного подсобного хозяйства в д. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 21 мая 2015 года.
Председательствующий: