Дело № 10RS0011-01-2020-003784-06 (2а-4333/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2020 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Агафонову Евгению Александровичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик, являясь в 2015-2016 гг. собственником транспортных средств и недвижимого имущества, не уплатил в установленный законом срок соответствующие налоговые платежи. Административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2015-2016 гг. в сумме 30490 рублей, пени по транспортному налогу – 2232,71 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 гг. в сумме 2031 рублей и пени в сумме 41,26 рублей, земельному налогу за 2015-2016 гг. в сумме 221 рублей и пени 2,61 рублей.
Представитель административного истца Сальникова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен по последнему известному месту жительства.
Суд, заслушав доводы административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Согласно ст. 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, признаются налогоплательщиками транспортного налога.
В ст. 6 Закона РК № 384-3PK от 30.12.1999 г. «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» Закона содержатся ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств.
Сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается путем умножения налоговой базы (мощность двигателя в л.с.; валовая вместимость в тоннах; единица транспортного средства) на налоговую ставку и на коэффициент (определяемых как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде), с учетом льгот.
Как установлено материалами дела, по сведениям ОГИБДД УВД г. Петрозаводска, за административным ответчиком в 2015-2016 гг. были зарегистрированы транспортные средства: автобус <данные изъяты> (налоговая база 100 л/с, налоговая ставка 50 рублей, 12 мес. владения), автомашина легковая <данные изъяты> (налоговая база 67,7 л/с, налоговая ставка 6 рублей, 12 мес. владения), легковая автомашина <данные изъяты> (налоговая база 125 л/с, налоговая ставка 30 рублей, 12 мес. владения), легковая автомашина <данные изъяты> (налоговая база 131 л.с., налоговая ставка 30 рублей, 12 мес. владения в 2015 году, 1 мес. владения в 2016 году), легковой автомобиль <данные изъяты> (налоговая база 132 л.с., налоговая ставка 30 рублей, 12 мес. владения).
Статьей 400 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Решением Петрозаводского городского совета 02 сессии 28 созыва от 24.11.2016 №28/02-28 ставки налога на строения установлены в следующих размерах: (2015 год) до 300 тыс. рублей – 0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей – 0,3%, свыше 500 тыс. рублей до 600 тыс. рублей – 0,3%, свыше 600 тыс. рублей – 2,0%; (2016 год) до 300 тыс. рублей – 0,1%, от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей – 0,3%, свыше 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей – 0,3%, свыше 700 тыс. рублей – 1,5%.
По сведениям регистрирующих органов, представленных в ИФНС России по г. Петрозаводску административный ответчик в 2015 году являлся собственником объектов недвижимости: квартиры в <данные изъяты> (налоговая база 234848 рублей, 1/2 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,3% (2 месяца), и 0,1% (10 месяцев), 12 мес. владения), квартиры в <адрес> (налоговая база 333654 рублей, 1/2 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,3% (2 месяца), и 0,1% (10 месяцев), 12 мес. владения), в 2016 году административный ответчик являлся собственником объектов недвижимости: квартиры в <адрес> (налоговая база 272113 рублей, 1/2 доля в праве собственности 10 мес., 1/1 доля в праве собственности 2 мес.), налоговая ставка 0,3%, 12 мес. владения), квартиры в <адрес> (налоговая база 386596 рублей, 1/1 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,3%, 12 мес. владения).
В соответствии с главой 31 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 12 ст. 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
На территории муниципального образования города Петрозаводска земельный налог введен с 01 января 2006 года решением Петрозаводского городского Совета от 10.11.2005 № XXV/XXI-196 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования города Петрозаводска земельного налога», указанным решением определены налоговые ставки.
На территории Крошнозерского сельского поселения земельный налог установлен решением Совета Крошнозерского сельского поселения XII сессии III созыва от 26/09/2014 «Об установлении земельного налога на территории Крошнозерского сельского поселения».
Из сведений регистрирующих органов следует, что налогоплательщик имел в собственности в 2015 и 2016 годах земельный участок в <адрес> (налоговая база 783559 рублей, 1/5 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,1%, 5 мес. владения (2015), 12 мес. владения (2016)), двух земельных участков в <адрес> (налоговая база 1650 рублей и 2182 рубля (2015 год), 1670 рублей и 2209 рублей соответственно (2016 год), 1/1 доля в праве собственности, налоговая ставка 0,3%, 12 мес. владения в каждом году.
Административному ответчику были направлены налоговые уведомления №64695198 от 05.08.2016, №49956082 от 09.09.2017 об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц в установленный уведомлением срок.
Обязанность по уплате налогов административный ответчик не исполнил.
Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.
В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Поскольку в установленные уведомлениями сроки административный ответчик налоги не уплатил, ему в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени и направлены соответствующие требования №13093 от 10.11.2016, №17488 от 22.12.2016, №29476 от 22.12.2017, №2766 от 23.11.2017 об уплате налогов и пеней.
Требования налогового органа административным ответчиком в полном объеме исполнены не были, доказательств обратного суду не представлено.
В настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 17046 рублей, за 2016 год – 13444 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 21.12.2016, начисленные на недоимку за 2015 год, в сумме 113,64 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 21.12.2017, начисленные на недоимку за 2016 год, в сумме 73,04 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 463 рублей, за 2016 год – 1568 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в сумме 3,09 рублей, начисленные на недоимку за 2015 год, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 по 21.12.2017 в сумме 8,52 рублей, начисленные на недоимку за 2016 год, по земельному налогу за 2015 год в сумме 77 рублей, за 2016 год 169 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в сумме 0,43 рублей, начисленные на недоимку за 2015 год, пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 21.12.2017 в сумме 0,85 рублей, начисленные на недоимку за 2016 год. Кроме того, пени в размере 2046,03 рублей начислены на недоимку по транспортному налогу за 2014 год, пени в сумме 29,65 рублей начислены на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год, указанные недоимки взысканы судебным приказом СП2а-2393/2016-1 от 01.08.2016, приказ не отменен, предъявлен 29.05.2017 на взыскание за счет денежных средств по месту работы Агафонова Е.А. в ООО «Карат».
В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ, п. 3 ст. 48 НК РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя срок обращения с требованиями о взыскании обязательных платежей, суд отмечает, что проверке подлежит как срок на обращение с административным исковым заявлением, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, так и срок на подачу заявления о взыскании, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.
11.08.2017 вынесен судебный приказ о взыскании налоговой задолженности за 2015 год и пеней на недоимку за 2014 год с Агафонова Е.А.
18.05.2018 вынесен судебный приказ о взыскании с Агафонова Е.А. налоговой задолженности за 2016 год.
Определениями мирового судьи судебного участка № 7 г. Петрозаводска РК от 30.10.2019 судебные приказы №СП2а-2435/2017-1 от 11.08.2017 и №СП2а-3802/2018-1 от 18.05.2018 отменены в связи с поступлением возражений должника.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился 30.04.2020, то есть в установленный законом срок.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании недоимки и пени в заявленном размере, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску удовлетворить.
Взыскать с Агафонова Евгения Александровича, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета обязательные платежи в сумме 35018,58 рублей, в том числе: задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 17046 рублей, за 2016 год – 13444 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 21.12.2016, начисленные на недоимку за 2015 год, в сумме 113,64 рублей, пени по транспортному налогу за период с 02.12.2017 по 21.12.2017, начисленные на недоимку за 2016 год, в сумме 73,04 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 463 рублей, за 2016 год – 1568 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в сумме 3,09 рублей, начисленные на недоимку за 2015 год, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2017 по 21.12.2017 в сумме 8,52 рублей, начисленные на недоимку за 2016 год, по земельному налогу за 2015 год в сумме 77 рублей, за 2016 год 169 рублей, пени по земельному налогу за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в сумме 0,43 рублей, начисленные на недоимку за 2015 год, пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 21.12.2017 в сумме 0,85 рублей, начисленные на недоимку за 2016 год, пени в размере 2046,03 рублей, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за период с 02.12.2015 по 09.11.2016, пени в сумме 29,65 рублей, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год за период с 02.12.2015 по 09.11.2016.
Взыскать с Агафонова Евгения Александровича в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 1251 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2020