№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2019 года <адрес>
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи С.О.А.
при секретаре М.М.К.,
с участием:
представителя административного истца Ч.А.В.,
представителя административного ответчика В.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению М.И.В. к УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
М.И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения МКУ УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории с кадастровым кварталом № площадью 2654 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> указав что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы земельного участка с указанием следующих оснований: согласно пп. 3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения границ земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Представленная схема расположения земельного участка приведет к изломанности границ сформировавшегося массива земельных участков, что в свою очередь отрицательно повлияет на их использование, создаст неудобства для организации территории. Исходя из вышеизложенного, формирование испрашиваемого земельного участка приведет к нерациональному использованию земель. Таким образом, руководствуясь пп.3п.4 ст.39.11,пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ, административным ответчиком оставлено заявление административного истца без удовлетворения. Не согласившись с вышеуказанным решением административного ответчика, представителем административного истца был заключен договор с Ассоциацией судебных экспертов на проведение землеустроительной экспертизы по указанному земельному участку. Экспертом при исследовании испрашиваемого земельного участка был сделан вывод о том, что формируемый земельный участок в границах кадастрового квартала № площадью 2654 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> изломанность границ не имеет. Формирование массива земельных участков с учетом испрашиваемого земельного участка в границах кадастрового квартала № площадью 2654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> возможно без изломанности границ, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что отказ КУМИ <адрес> не обоснован и незаконен. Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения требований, М.И.В. просила суд признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы земельного участка в границах кадастрового квартала № площадью 2654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Повторно рассмотреть административному ответчику услугу: утверждение схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории « по земельному участку с кадастровым кварталом №, площадью 2654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, и представленных документов. Взыскать с МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» в ее пользу судебные расходы и издержки: уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ч.А.В. поддержал уточненные требования административного иска по основаниям в нем изложенным, просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности В.А.В. просила отказать в требованиях в полном объеме, поскольку это приведет к изломанности границ сформировавшегося массива земельных участков, что в свою очередь отрицательно повлияет на их использование, создаст неудобства для организации территории.
Заслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст.28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст.34 ЗК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно ч.ч.2,3 ст.34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с ч.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца через МФЦ в МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» было подано заявление об утверждении схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, по земельному участку с кадастровым кварталом №, площадью 2654 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
К заявлению были приложены документы: заявление, копия паспорта представителя заявителя, копия доверенности, схема расположения земельного участка, акт согласования, что подтверждается заявлением-распиской.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы земельного участка с указанием следующих оснований: согласно пп. 3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения границ земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Представленная схема расположения земельного участка приведет к изломанности границ сформировавшегося массива земельных участков, что в свою очередь отрицательно повлияет на их использование, создаст неудобства для организации территории. Исходя из вышеизложенного, формирование испрашиваемого земельного участка приведет к нерациональному использованию земель. Таким образом, руководствуясь пп.3п.4 ст.39.11,пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ, административным ответчиком оставлено заявление административного истца без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными решениями административного ответчика, административный истец обратился в Ассоциацию судебных экспертов для проведения землеустроительной экспертизы.
Как следует из заключения эксперта №, формируемый земельный участок в границах кадастрового квартала № площадью 2654 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> изломанность границ не имеет. Формирование массива земельных участков с учетом испрашиваемого земельного участка в границах кадастрового квартала 63:26:1805017 площадью 2654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> возможно без изломанности границ.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
В соответствии с ч.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Суд не согласен с доводами представителя <адрес> о том, что утверждение предложенной заявителем схемы земельного участка приведет к образованию земельного участка с изломанными границами, ухудшающими конфигурацию земельного массива, данные доводы опровергаются материалами дела, в частности заключением эксперта.
Поскольку в рассматриваемом случае обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствуют, отказ в утверждении схемы земельного участка по основанию нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ является неправомерными.
Таким образом, администрация не привела обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о наличии оснований для отказа в утверждении представленной административным истцом схемы расположения земельного участка.
Таким образом, учитывая, что обстоятельства, положенные в основу оспариваемом решении административного ответчика, в ходе рассмотрения дела не нашло подтверждения и не может служить основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании решения незаконным являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Поскольку М.И.В. не обращалась в УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, а обратилась об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, то в данном случае, суд считает необходимым удовлетворить требования истца о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязать администрацию устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть заявление М.И.В. о предоставлении муниципальной услуги.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку требования административного истца полностью удовлетворены, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, подлежат возмещению.
Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Уточненное административное искового заявление М.И.В. к УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы земельного участка в границах кадастрового квартала № площадью 2654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Повторно рассмотреть административному ответчику услугу: утверждение схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории « по земельному участку с кадастровым кварталом №, площадью 2654 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ, и представленных документов.
Взыскать с УМИЗО Администрации муниципального района <адрес> в пользу М.И.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья /подпись/ С.О.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи _________________________________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции секретарь судебного заседания М.М.К. (Инициалы, фамилия) «___» __________________________20 ____ г. |