Решение по делу № 2-1616/2019 ~ М-841/2019 от 26.03.2019

УИД 38RS0031-01-2019-001115-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2019 года

г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Говоровой А.Н. при секретаре Лиясовой Т.И.,

с участием старшего помощника прокурора Иркутского района Семеновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-1616/2019 по искам прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Голоустненского муниципального образования, Панишеву Роману Васильевичу, Соболеву Константину Вадимовичу, Афанасенко Наталье Александровне о признании недействительными договоров аренды земельных участков, передаче земельного участков,

установил:

Определением Иркутского районного суда Иркутской области
от 24 июня 2019 года объединены в одно производство гражданские дела под номерами 2-1616/2019, 2-1617/2019, 2-1618/2019 по искам прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Голоустненского муниципального образования, Панишеву Р.В., Соболеву К.В., Афанасенко Н.А. о признании недействительными договоров аренды земельных участков, передаче земельного участков.

Прокурор Иркутского района просил признать недействительными с момента заключения:

- договор №35 от 30.11.2015 аренды земельного участка, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Панишевым Р.В.;

- договор №24 от 05.11.2015 аренды земельного участка, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Соболевым К.В.;

- договор №41 от 07.12.2015 аренды земельного участка, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Афанасенко Н.А.;

и возложить:

- на Панишева Р.В. обязанность передать министерству имущественных отношений Иркутской области земельный участок площадью 1200 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: ....;

- на Соболева К.В. обязанность передать министерству имущественных отношений Иркутской области земельный участок площадью 700 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: ....;

- на Афанасенко Н.А. обязанность передать министерству имущественных отношений Иркутской области земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: .....

В обоснование заявленных требований прокурор Иркутского района указал, что оспариваемые договоры аренды земельных участков, заключены с нарушением требований подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Администрацией Голоустненского муниципального образования извещение о предоставлении земельных участков опубликовано в журнале «Голоустненский вестник», что является ненадлежащей формой уведомления населения о предстоящем предоставлении земельных участков. Опубликование извещения на официальном сайте администрации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не осуществлялось. Тем самым нарушены права неопределенного круга лиц, лишенных возможности участия в аукционе и приобретения права аренды земельных участков, по причине неосведомленности о проведении аукциона.

По мнению прокурора у администрации Голоустненского муниципального образования отсутствовали основания для заключения договоров аренды. В связи с чем, земельные участки подлежат передаче Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области, наделенного полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области
№162-оз от 18.12.2014 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области».

Прокурор Иркутского района указал, что незаконное предоставление земельных участков нарушает интересы Российской Федерации как гаранта соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов; защиты прав и свобод человека и гражданина, незаконное владение земельными участками Панишевым Р.В., Соболевым К.В., Афанасенко Н.А. нарушается требования действующего законодательства, не соблюдаются требования Конституции Российской Федерации. Права субъекта Российской Федерации Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области нарушены отсутствием у Иркутской области возможности распоряжаться указанными земельными участками.

В судебном заседании старший помощник прокурора Иркутского района Семенова Е.Н. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, а также уточнении к нему, просила требования удовлетворить, в том числе по тем основаниям, что спорные земельные участки, предоставленные по договору аренды ответчикам, расположены в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Представитель ответчика администрации Голоустненского муниципального образования, ответчики Панишев Р.В., Соболев К.В., Афанасенко Н.А. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин неявки, возражений по существу заявленных требований суду не представили.

Представители третьих лиц министерства имущественных отношений Иркутской области, Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны. В ходе судебного разбирательства дела представители министерства имущественных отношений Иркутской области поддерживали исковые требования прокурора Иркутского района.

Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из приведенной выше нормы следует, что извещение о предоставлении участка в аренду опубликовывается в порядке, который установлен уставом поселения по месту нахождения участка и размещается на официальном сайте поселения, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Извещение опубликовывает сельское поселение и его уполномоченный орган, то есть его администрация, в соответствии с уставом поселения, на официальном сайте поселения и на официальном сайте администрации поселения в сети «Интернет».

Судом установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлены нарушения земельного законодательства, допущенные администрацией Голоустненского муниципального образования.

Так администрацией Голоустненского муниципального образования заключены с гражданами договоры аренды:

- с Панишевым Р.В. - договор №35 от 30.11.2015 аренды земельного участка, расположенного по адресу: ...., площадью 1200 кв.м, кадастровый номер ;

- с Соболевым К.В. - договор №24 от 05.11.2015 аренды земельного участка, расположенного по адресу: ...., площадью 700 кв.м, кадастровый номер ;

- с Афанасенко Н.А. - договор №41 от 07.12.2015 аренды земельного участка, расположенного по адресу: ...., площадью 1500 кв.м, кадастровый номер .

Согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предоставлении такого земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В таком извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости.

Граждане, заинтересованные в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка

В случае поступления в течение указанного срока заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, из изложенного следует, что помимо опубликования извещения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка, такое извещение размещается на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». То есть требования закона носят императивный характер и иного не предусмотрено.

Установлено и материалами дела подтверждается, что договоры аренды с гражданами заключены после опубликования извещения о предоставлении земельных участков только в журнале «Голоустненский вестник». В сети «Интернет» соответствующая публикация не размещалась.

В материалы дела представлены копии журналов «Голоустненский вестник», которые содержат извещение о приеме администрацией Голоустненского муниципального образования заявлений о предоставлении в аренду сроком до 20 лет земельных участков из земель населенных пунктов, из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе спорных земельных участков. Лицам, заинтересовавшимся в предоставлении вышеуказанных земельных участков, необходимо обращаться по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Малое Голоустное, ул. Мира, д. 25 в течение одного месяца со дня опубликования настоящей информации в журнале «Голоустненский вестник», ежедневно в рабочее время, кроме выходных и праздничных дней. При поступлении нескольких заявлений будет проводиться аукцион по продаже права на заключение договора аренды вышеуказанного земельного участка.

Таким образом, судом установлено и ответчиками не оспаривается, что информация о предоставлении в аренду спорных земельных участков размещена только в журнале «Голоустненский вестник», который является периодическим изданием Голоустненского муниципального образования. Документов, подтверждающих размещение извещения о предоставлении земельного участка на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не представлено.

Причины, по которым не была размещена информация о предоставлении в аренду спорных земельных участков в сети «Интернет» (отсутствие технических и финансовых возможностей), правового значения не имеют.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Исходя из того, что предоставление земельных участков и заключение договоров аренды земельных участков проведены с нарушением закона, что фактически привело к ограничению доступа неопределенного круга лиц к реализации прав на участие на получение земельных участков в аренду, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Иркутского района о признании недействительным договоров аренды земельных участков.

Договоры аренды земельных участков подлежат признанию недействительными также в связи с тем, что земельные участки находятся в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Общеизвестный факт, что озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.

Статьей 2 Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» определено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: в том числе центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Эти виды деятельности связаны со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления, влекущими химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади; с изменением температурных режимов воды, колебанием показателей уровня воды за пределами допустимых значений, с изменением стоков в озеро Байкал, приводящим к физическому изменению состояния озера Байкал; с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, вызывающих его биологическое загрязнение. На Байкальской природной территории запрещаются строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов (статья 6 Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).

Указанное позволяет сделать вывод о том, что для Байкальской природной территории установлен правовой режим особой охраны, который характеризуется возможностью как полного запрета некоторых видов деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал, так и их ограничения.

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).

Согласно абзацу 21 «Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года №643, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе запрещено: строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Согласно статье 5 Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал»в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности. В качестве основных принципов охраны Байкальской природной территории названы: приоритет видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учет комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированность решений социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательность государственной экологической экспертизы.

Регулируя отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» содержит нормы, предусматривающие в исключительных случаях возможность осуществления на особо охраняемых природных территориях строительства хозяйственных и жилых объектов, размещение которых связано с обеспечением функционирования государственных природных заповедников и национальных парков и жизнедеятельности проживающих на данной территории граждан (пункт 4 статьи 9, пункт 1 и подпункт «д» пункта 2 статьи 15).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.

Согласно данным публичной кадастровой карты спорные земельные участки расположенные на территории Голоустенского муниципального образования и относятся к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что у администрации Голоустненского муниципального образования отсутствовали основания для заключения договоров аренды земельных участков.

Предоставление ответчикам спорных земельных участков по договору аренды, безусловно, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, учитывая, что для Байкальской природной территории, как указывалось выше, установлен правовой режим особой охраны, который характеризуется возможностью как полного запрета некоторых видов деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал, так и их ограничения.

В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области от 18.12.2014 №162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» и Положением о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 №264/43-пп, правительство Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области осуществляет часть полномочий собственника в отношении земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена.

Следовательно, спорные земельные участки подлежат передаче ответчиками министерству имущественных отношений Иркутской области.

Учитывая, что права Соболева К.В. на объект, расположенный в пределах границ предоставленного ему в арену земельного участка, в установленном законом порядке не зарегистрированы, оснований для разрешения судьбы данного объекта суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Голоустненского муниципального образования, Панишеву Роману Васильевичу, Соболеву Константину Вадимовичу, Афанасенко Наталье Александровне о признании недействительными договоров аренды земельных участков, передаче земельного участков – удовлетворить.

Признать недействительным договор №35 от 30.11.2015 аренды земельного участка, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Панишевым Романом Васильевичем, с момента заключения.

Возложить на Панишева Романа Васильевича обязанность передать земельный участок, расположенный по адресу: ...., площадью 1200 кв.м, кадастровый номер , Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области.

Признать недействительным договор №24 от 05.11.2015 аренды земельного участка, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Соболевым Константином Вадимовичем, с момента заключения.

Возложить на Соболева Константина Вадимовича обязанность передать земельный участок, расположенный по адресу: ...., площадью 700 кв.м, кадастровый номер , Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области.

Признать недействительным договор №41 от 07.12.2015 аренды земельного участка, заключенный между администрацией Голоустненского муниципального образования и Афанасенко Натальей Александровной, с момента заключения.

Возложить на Афанасенко Наталью Александровну обязанность передать земельный участок, расположенный по адресу: ...., площадью 1500 кв.м, кадастровый номер , Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, в этот же срок прокурором может быть подано апелляционное представление.

Судья

А.Н. Говорова

2-1616/2019 ~ М-841/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Иркутского района
Ответчики
Панишев Роман Васильевич
Афанасенко Наталья Александровна
Администрация Голоустненского МО
Соболев Константин Вадимович
Другие
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Байкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Говорова А.Н.
Дело на странице суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
26.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2019Передача материалов судье
29.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2019Подготовка дела (собеседование)
29.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.05.2019Предварительное судебное заседание
24.06.2019Судебное заседание
20.08.2019Судебное заседание
23.08.2019Судебное заседание
18.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.02.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее