63RS0039-01-2020-002459-08
2а-2947/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 сентября 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2947/2021 по административному исковому заявлению Вознесенской Елены Юрьевны об оспаривании решения Главы г.о. Самара и действий Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Вознесенская Е.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Главы г.о. Самара.
В обоснование заявления указано, что истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, для ведения садоводства. 16.01.2020 в Департамент градостроительства г.о. Самара было подано уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. 19.02.2020 заявителем получено уведомление №38-Д05-01/01/1196 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Истец считает приведенные в уведомлении основания для его принятия, а именно, наличие охранных зон водопровода и противопожарных расстояний до лесов Самарского лесопарка, необоснованными. Проложенный по границе земельного участка водопровод является наружным, предназначен для летнего полива и охранных зон не имеет. Председателем садового товарищества выдана справка о возможности капитального строительства на данном земельном участке. Полагает, что противопожарные расстояния следует устанавливать от границы застройки садового товарищества до лесных насаждений, а не от границы лесопарка, как их определяет Департамент градостроительства г.о. Самара. В связи с этим просит признать незаконным уведомление от 19.02.2020 №38-Д05-01-01/1196, обязать Главу г.о.Самара повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве, взыскать судебные расходы.
В ходе разбирательства дела истец заявила дополнительные требования к Департаменту градостроительства г.о. Самара, просила признать незаконными его действия по внесению в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара сведений об охранных зонах инженерных коммуникаций (водопровода), 30-метровой и 50-метровой зоне от границ лесов Самарского лесопарка на земельном участке с кадастровым номером №, обязать устранить нарушения путем внесения изменений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 17.09.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15.12.2020, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 решение Ленинского районного суда г. Самары от 17.09.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 15.12.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении Вознесенская Е.Ю. в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Беришвили В.Р. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах (т.1 л.д. 98-105, т.2 л.д. 1-6, т.3 л.д. 61-69).
Представитель Главы г.о. Самара по доверенности Седых Е.С. в судебном заседании 30.07.2021 возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах (т.1 л.д. 72-76, т.3 л.д. 56-60).
Заинтересованное лицо Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв, в котором полагало разрешение дела на усмотрение суда, просило рассмотреть дело без участия своего представителя (т.1 л.д. 115-116).
Заинтересованное лицо СДТ КПО «ЗиМ» представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело без участия своего представителя, требования истца удовлетворить.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Самарской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Главное управление МЧС России по Самарской области в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что административному истцу с 19.07.2018 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 782 кв.м по адресу: <адрес>, предназначенный для садоводства.
В соответствии со ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
16.01.2020 истец обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с уведомлением о планируемом строительстве в соответствии с п.1 ст.51.1 ГрК РФ, заявив о намерении возвести на земельном участке с кадастровым номером № садовый дом.
19.02.2020 Главой г.о. Самара выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения садового дома на земельном участке.
В соответствии с п.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в установленный срок от органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Оспариваемое решение мотивировано недопустимостью размещения садового дома на земельном участке в связи с тем, что строительство садового дома планируется на территории зоны противопожарной защиты лесов шириной 30 м, что является нарушением п.4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям». Кроме того, размещение дома нарушает СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», т.к. дом помещается в охранной зоне водопровода.
Согласно представленной суду выкопировке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара водопровод проходит по границе принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером № (т.1 л.д. 126).
В соответствии с таблицей 12.5 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, расстояние по горизонтали (в свету) от подземных сетей водопровода и канализации до фундамента зданий и сооружений должно быть не менее 5 метров.
По утверждению истца водопровод, проходящий по границе ее земельного участка, является наземным. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
Согласно справке председателя садово-дачного товарищества рассматриваемый водопровод используется только в летний период (т.1 л.д. 20).
Из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области на запрос суда следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зоне с особыми условиями использования территории (об охранной зоне инженерных коммуникаций водопровод) в границах земельного участка с кадастровым номером № (т.3 л.д. 24).
Учитывая, что водопровод является наземным и у него отсутствует охранная зона, его наличие не препятствует строительству садового дома.
В силу положений статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков).
В соответствии с пунктом 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков) под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
Согласно пункту 4.14 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям», утверждённого приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого уведомления), противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) – не менее 30 м.
Пунктом 4.14 того же Свода правил в редакции Приказа МЧС России от 14.02.2020 N 89 определено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м. Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах 15-метровой и полностью в границах 30-метровой и 50-метровой противопожарных зон от границы лесов Самарского лесопарка.
Границы Самарского лесопарка установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 1.06.2018 №462 посредством задания координат поворотных точек (т.1 л.д. 176-225).
Согласно информации, предоставленной по запросу суда органом кадастрового учета, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о лесопарке: «Городские леса, расположенные на землях городского округа Самара Самарской области, занятые городскими лесами», реестровый номер 63:01-6.1149. Границы земельного участка с кадастровым номером № не расположены в границах лесопарка 63:01-6.1149. Расстояние от крайних характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № до лесопарка 63:01-6.1149 составляет от 2,98 до 5,26 метров (т.3 л.д. 24).
Поскольку строительство садового дома планируется в пределах территории противопожарной зоны лесов, на расстоянии менее 15 метров от установленной границы лесопарка, административным ответчиком сделан обоснованный вывод о нарушении требований пожарной безопасности и недопустимости размещения садового дома на земельном участке истца.
Доводы истца о необходимости отсчитывать противопожарное расстояние не от границы лесов, а от границы застройки, с тем чтобы соблюсти права владельцев земельных участков, граничащих с лесами, нельзя признать состоятельными, так как нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не определяют порядок отсчета противопожарных расстояний.
Истец оспаривает также обоснованность внесения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара сведений о расположении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером № частично в охранной зоне инженерных коммуникаций (водопровода) и сведений о противопожарных расстояниях от границ лесов Самарского лесопарка.
Согласно части 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями названного кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (п.3 ст.56 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется в том числе органами местного самоуправления городских округов в пределах своей компетенции путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения предусмотренных ч. 4 ст. 56 Кодекса сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления (п.9 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 9.06.2006 №363).
Таким образом, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой базу данных, включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах, материалах, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
Сведения об охранной зоне водопровода в районе расположения земельного участка истца содержатся в топографических материалах Департамента градостроительства г.о.Самара (планшет), перенесенных в оцифрованном виде в ИСОГД г.о.Самара (т.1 л.д.126).
Сведения о противопожарных расстояниях внесены в ИСОГД г.о.Самара в соответствии со сведениями ЕГРН и Сводом правил 4.13130.2013 (т.1 л.д. 123). Также противопожарные расстояния отражены в качестве зон с особыми условиями использования территории в приложении №4 к Правилам землепользования и застройки г.о. Самара, которые также подлежат включению в ИСОГД г.о.Самара.
Следовательно, сведения об охранной зоне водопровода и противопожарных расстояниях внесены в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара обоснованно, так как они содержатся в первичных документах и нормативных актах, устанавливающих правовой режим территорий и отдельных земельных участков.
Изменение Правил землепользования и застройки г.о.Самара в части исключения из карты зон с особыми условиями использования территории противопожарных расстояний являются основанием для внесения соответствующих изменений в ИСОГД г.о. Самара, однако само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого уведомления, так как требования к противопожарным расстояниям, установленные названными выше нормативными актами, подлежат соблюдению независимо от их отображения в документах градостроительного зонирования и информационных системах.
Согласно ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7).
По утверждению административного истца оспариваемое уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения садового дома на земельном участке получено ею 19.02.2020, следовательно, срок на обращение в суд истёк 19.05.2020. Административное исковое заявление предъявлено в суд 16.06.2020, т.е. с нарушением этого срока. Между тем, в данный период действовали карантинные ограничения, в связи с чем причины пропуска срока обращения с настоящим административным иском следует признать уважительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Вознесенской Елены Юрьевны об оспаривании решения Главы г.о. Самара и действий Департамента градостроительства г.о. Самара – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 15.09.2021.