Дело № 2-167/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 февраля 2014 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Легчило А.Н.,
с участием представителя истца Бородина С.С., представителей ответчика Зраевой М.Л., Быкова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глотова О.Ф. к Военному комиссариату Хабаровского края о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет, взыскании недополученной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Глотов О.Ф. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконными действий военного комиссариата Хабаровского края по начислению с 01.01.2012г. по 31.12.2012г. процентной надбавки за выслугу лет в размере 40% при начислении пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за указанный период, исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере 70% от оклада денежного содержания и выплатить недополученную пенсию в размере <данные изъяты>, взыскании судебных издержек, связанных с оплатой юридических услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. и за нотариальные действия за оплату доверенности <данные изъяты> рублей.
В обоснование указал, что проходил военную службу в венной прокуратуре на должности <данные изъяты> в воинском звании <данные изъяты>. В августе 1993 году уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при выслуге 34 года. Пенсионное обеспечение возложено на Военный комиссариат Хабаровского края.
При ознакомлении в центре социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского края с пенсионным делом истцом установлено, что до 01.01.2012г. пенсия выплачивалась исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию, составляющим оклад денежного содержания, и процентной надбавки за выслугу лет к окладу, которая в соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции до 01.01.2012г. при выслуге лет 25 лет и более составляла 70 % от оклада денежного содержания. По объяснению военного комиссариата Хабаровского края уменьшение размера процентной надбавки произведено на основании п.13 ст.2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в соответствии с которым с 01.01.2012г. установлены новые размеры ежемесячных надбавок за выслугу лет, в том числе при выслуге лет 25 лет и более – 40% к окладу денежного содержания. Однако согласно ч. 2 ст. 7 названного закона, положения ст. 2 в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры и органов следственного комитета РФ, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами, применяются с 01.01.2013 г. Таким образом, в течение 2012г. пенсия истца исчислялась с нарушением требований, установленных Законом от 12.02.1993 г. № 4468-1. Считает незаконным уменьшение с 01.01.2012г. размера процентной надбавки за выслугу лет с 70% до 40% при исчислении пенсии.
В судебное заседание истец Глотов О.Ф. не явился, о месте и времени слушания дела извещен, просил о рассмотрении в его отсутствие. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие истца, в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца Бородин С.С. исковые требования поддержал, пояснив изложенное в иске. Суду дополнительно пояснил, что предметом заявленных требований является оценка деятельности военкомата по установлению в 2012г. надбавки за выслугу лет в размере 40%, тогда как надлежало применять надбавку в размере 70%. Действия военкомата противоречат нормам действующего законодательства. Истец не просит признать право на пенсию, это не оспаривается. Просит восстановить нарушенное право истца, произвести перерасчет пенсии за указанный период и выплатить недополученную пенсию в размере <данные изъяты> Выплата звания в 2012г. в новых размерах осуществлялась на основании поступившего Указания структурного подразделения Министерства обороны РФ- применять в 2012г. в новых размерах должностной оклад и процентную надбавку за выслугу лет. Это Указание никем не оспаривалось, было законно. Применение нового оклада по званию не является предметом данного судебного разбирательства. Работа представителя истца подтверждается имеющимися в деле документами, заявленная сумма соразмерна проведенному объему. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика Зраева М.Л. иск не признала по изложенным в возражениях основаниям. Суду пояснила, что до 01.01.2012г. пенсия истцу выплачивалась исходя из должностного оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет, которая в силу п. 6 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшей до 01.01.2012г. редакции, при выслуге лет 25 лет и более, составляла 70 % от оклада денежного содержания. При исчислении пенсии с 01.01.2012г. по 31.12.2012г. истцу был применен оклад по воинскому званию в увеличенном размере, который не следовало применять, и ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 40 %. Итого за 2012г. истцу выплачено <данные изъяты> руб., надлежало выплатить <данные изъяты> руб. Исходя из данного расчета следует, что военный комиссариат, установив ежемесячную процентную надбавку в размере 40 %, при этом значительно увеличил размер оклада по воинскому званию. В результате материальное положение истца не ухудшилось, произведенный военным комиссариатом перерасчет с 01.01.2012г. привел к улучшению пенсионного обеспечения истца. Сумма излишне выплаченной пенсии истцу в 2012 году составляет <данные изъяты> руб. В своих исковых требованиях истец при составлении расчета суммы якобы недополученной им в 2012 году пенсии применяет не основанный на Законе размер оклада по воинскому званию в размере <данные изъяты> рублей, который в соответствии со ст. 7 ФЗ № 306-ФЗ подлежит применению к военным пенсионерам из числа бывших прокурорских работников только с 01.01.2013г., чем искусственно увеличивает размер полагающейся ему пенсии. При этом помимо уже излишне выплаченной суммы пенсии в размере <данные изъяты> руб., сумма, требуемая истцом к взысканию нанесет значительный ущерб Федеральному бюджету РФ. Право истца на получение гарантированного государством социального обеспечения не нарушено, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Просит оказать в полном объеме.
Представитель ответчика Быков Д.А. суду пояснил, что из представленного расчета видно, что истцом получена пенсия в большем размере. Требование о перерасчете пенсии и выплате суммы, незаконно. Сумма по оплате расходов представителя является завышенной: исковые требования однотипны, все расчеты взяты из личного дела истца, дополнительных документов представителем не запрашивалось.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Глотов О.Ф. проходил военную службу в военной прокуратуре на должности помощника военного прокурора в воинском звании полковник юстиции.
В августе 1993г. уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при выслуге 40 лет. Истцу с 03.08.1993г. назначена и выплачивается пенсия в размере 66% оклада Генпрокурора с надбавкой 70 % за выслугу лет при районном коэффициенте 1,2 (л.д. 27, 28).
С 01.01.2012г. в соответствии с Указом Президента № 784 «Об увеличении должностных окладов прокуроров и судей» пенсия переназначена в размере 72 % оклада Генпрокурора с процентной надбавкой за выслугу лет 40 % при районном коэффициенте 1,2 (л.д. 28).
Согласно положениям ст. 44 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей») – в редакции закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ.
Статьей 43 Закона РФ от 12.12.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» установлено, что пенсии, назначаемые указанной категории лиц, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 г. в размере 54 % и, начиная с 01.01.2013 г., ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.
В соответствии с положениями ст. 49 закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ), определяющей порядок пересмотра пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий, пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий; б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 настоящего Закона.
Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.
Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно. Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ» пенсии военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п.п. 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии.
Подпунктом «б» п. 9 указанного Постановления установлено, что в денежное довольствие военнослужащих, учитываемое при исчислении пенсий, включен оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Статьей 2 ФЗ от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им выплат», вступившего в силу с 01.01.2012г., закреплено, что денежное довольстве военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклада по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно ч. 13 ст. 2 указанного Закона ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 30 % - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 % - при выслуге 25 лет и более.
Частью 8 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012г. в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 подлежат пересмотру с 1 января 2012г., в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных социальных выплат», Федерального закона от 19.07.2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При пересмотре указанных в части 8 ст.12 размеров пенсий в составе довольствия учитывается оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет.
Данные нормы вступили в силу с 01.01.2012г., за исключением некоторой категории лиц, в частности пенсионеров органов военной прокуратуры, к которым относится истец, и для которых названные нормы применяются с 01.01.2013г.
Постановление Правительства РФ от 05.12.2011г. №922, установившее повышенные оклады денежного содержания военнослужащих вступило в силу с 01.01.2012г., а в отношении лиц, указанных в ч.2 ст.7 Федерального закона №306-ФЗ, с 01 января 2013г. Соответственно, положения частей 8-11 ст.12 Федерального закона №309-ФЗ о пересмотре пенсий, назначенных до 01.01.2012г. не применяются к военнослужащим органов военной прокуратуры, что следует из норм части 6 ст.12 названного Федерального закона.
С учетом изложенного, пенсии военнослужащих органов военной прокуратуры, в том числе истца, не подлежали пересмотру в 2012г. в силу прямого указания закона, и должны были назначаться исходя из текущего денежного довольствия, размер которого повышался только с 01.01.2013г., и ранее действующих правил назначения пенсий.
В целях соблюдения мер социальной защиты лицам, получавшим пенсии до 01.01.2012 г. из числа граждан, уволенных с должностей судей Военной коллегии, прокурорский работников и сотрудников следственного комитета РФ, Министерством обороны было принято решение от 06.12.2011 г. № 182/3/1/1085, которым установлено, что при пересмотре пенсий указанным категориям лиц в новых размерах устанавливать оклад по воинскому званию и процентную надбавку за выслугу лет. При этом понижающий коэффициент к полученной денежному довольствию для исчисления пенсии не применяется.
Вместе с тем, данное Указание не является нормативным актом и не может противоречить действующему законодательству.
Как установлено судом, и следует из материалов личного дела, Глотов О.Ф., который являлся военнослужащим органов военной прокуратуры, уволен в запас с августа.1993г., имея выслугу 40 лет. До 01.01.2012г. пенсия истцу выплачивалась исходя из должностного оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет, которая в силу п. 6 ст. 13 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшей до 01.01.2012г. редакции, при выслуге лет 25 лет и более, составляла 70 % от оклада денежного содержания.
С 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. пенсия назначена и выплачивалась из расчета процентной надбавки за выслугу лет в размере 40% от оклада денежного содержания в связи с принятием ФЗ от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и применен оклад по воинскому званию в размере <данные изъяты> руб. Что сторонами не оспаривается, и подтверждается выписками из личного дела.
Из приведенного представителем Военного комиссариата Хабаровского края Зраевой М.Л. в возражениях расчета (приобщен к материалам дела), который суд находит верным, следует, что в 2012г. истцу с учетом применения ежемесячной надбавки 70% истцу подлежала выплате пенсия в общей сумме <данные изъяты> руб., тогда как фактически было выплачено <данные изъяты> рублей.
Увеличение размера пенсии обусловлено применением военным комиссариатом при расчете размера оклада по воинскому званию, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 05.12.2011г. №992, которое в отношении военнослужащих военной прокуратуры подлежало применению только с 01.01.2013г.
С учетом ст.ст.44, 49 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.13 п.6 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установленные нормы о размере процентной надбавки за выслугу лет (в данном случае 70%) применялись в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры и пенсионеров из их числа до 01.01.2013г., однако при этом иные составляющие денежного довольствия (должностные оклады и оклады по воинскому званию) не повышались. С 1 января 2013г. надбавка за выслугу лет пенсионеров из числа органов военной прокуратуры должна выплачиваться в соответствии с частью 13 ст.2 Федерального закона №306-ФЗ.
Сохранение в 2012г. более высокой в процентном отношении надбавки за выслугу лет было связано с тем, что повышение денежного довольствия было предусмотрено только с 01.01.2013г.
Таким образом, в 2012г. размер пенсии Глотову О.Ф. был рассчитан с учетом новых правил, которые подлежали применению с 01.01.2013г.
Вместе с тем, данное обстоятельство не повлекло ухудшение социального обеспечения истца, поскольку фактически за 2012г. размер выплачиваемой пенсии истцу увеличился, пенсия была получена Глотовым О.Ф. в большем размере, чем подлежала к выплате.
Применение военным комиссариатом Хабаровского края порядка исчисления пенсии ранее даты вступления данной нормы в законную силу не ухудшило положение истца. В связи с чем, оснований для признания действий ответчика незаконными, нарушающими права истца на получение гарантированного государством социального обеспечения не имеется, соответственно отсутствуют основания для взыскания денежной суммы в размере <данные изъяты> руб.
Доводы представителя истца об оспаривании действий ответчика только в части применения в 2012г. процентной надбавки за выслугу лет 40%, без учета иных составляющих расчет пенсии, являются необоснованными, поскольку названная надбавка сама по себе не определяет в целом размер пенсии истца.
Согласно ст. 98, 100 ГПК РФ, при отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется правовых оснований для взыскания понесенных истцом Глотовым О.Ф. судебных издержек, связанных с оплатой юридических услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. и за нотариальные действия за оплату доверенности <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Глотова О.Ф. к Военному комиссариату Хабаровского края о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2012г. по 31.12.2012г., взыскании денежной суммы в размере <данные изъяты>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04.02.2014г.
Судья /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю. Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-167/2014 в Кировском районном суде г. Хабаровска
Секретарь А.Н. Легчило