Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1471/2020 ~ М-1265/2020 от 13.05.2020

№ 2а-1471/2020

70RS0004-01-2020-002318-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Томск 17 июня 2020 г.

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ткаченко И.А.,

при секретаре Алескерове Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление ИФНС России по г. Томску к Шульгину С.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 в размере 1 719 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 140 руб. 91 коп., задолженности по транспортному налогу за 2017 в сумме 15 466 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 744 руб. 61 коп., пени по земельному налогу 197 руб. 09 коп.,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Томску обратилось в суд с административным иском к Шульгину С.В. о взыскании задолженности по налогам и пени за расчетный период 2017 года, в котором просит на основании статьи 95 КАС РФ признать причину пропуска срока обращения с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности уважительной, восстановить срок и взыскать с административного ответчика сумму задолженности в размере 18 267 руб. 61 коп., в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2017 в размере 1 719 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 140 руб. 91 коп., задолженности по транспортному налогу за 2017 в сумме 15 466 руб., пени по транспортному налогу в сумме 744 руб. 61 коп., пени по земельному налогу 197 руб. 09 коп.

В обоснование требований в административном иске указано, что согласно сведениям органов, осуществляющих ведение земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст.85, п.4 ст.396 НК РФ, Шульгин С.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь ... кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, а также земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь ... кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, налогоплательщиком земельного налога. За неуплату земельного налога в установленный срок в соответствии со ст.75 НК РФ за каждый день просрочки уплаты земельного налога начислены пени в сумме 197 руб. 09 коп. Должнику направлено требование № 71278 от 23.06.2018 об уплате налога и пени. В установленный срок требование не исполнено.

Согласно сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст.85, ст.400, 409 НК РФ, Шульгин С.А. является собственником объекта недвижимого имущества: квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь ... кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, и является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. Налогоплательщику проведено исчисление налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2017 год, со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 в сумме 1 719 руб., налогоплательщику направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с извещением на уплату налога. В установленный срок налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1 719 руб. уплачен не был. В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 140 руб. 91 коп. Должнику направлены требования № 71278 от 23.06.2018, № 29480 от 04.02.2019 об уплате налога и пени. В установленный срок требования не исполнены.

Также согласно сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств (ГИБДД ТО), представленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ, п.1 ст.7 Закона ТО от 04.10.2002 №77-ОЗ «О транспортном налоге», на Шульгина С.А. зарегистрированы транспортные средства: МЕРСЕДЕС-БЕНЦ S 500 4МАTIC, год выпуска ..., VIN , государственный регистрационный знак , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ВОЛЬВО S60, год выпуска ..., VIN , государственный регистрационный знак , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ; ШКОДА SUPER B, год выпуска ..., VIN , государственный регистрационный знак , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, являющиеся объектами налогообложения. На основании ст. 357 НК РФ и ст.2 Закона Шульгин С.А. является налогоплательщиком транспортного налога. На основании ст.ст. 361, 362 НК РФ, ст.6, п.1 ст.7 Закона ИФНС России по г.Томску налогоплательщику проведено исчисление транспортного налога, подлежащего уплате за 2017 год со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 в сумме 15 466 руб. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с извещением на уплату налога. В установленный ст.363 НК РФ и ст.8 Закона срок транспортный налог за 2017 год в сумме 15 466 руб. уплачен не был. В соответствии со ст.75 НК РФ за каждый день просрочки уплаты транспортного налога начислены пени в сумме 744 руб. 61 коп. На основании ст.69,70 НК РФ направлены требования № 71278 от 23.06.2018, № 29480 от 04.02.2019 об уплате налога и пени. В установленный срок транспортный налог и пени по транспортному налогу уплачены не были.

ИФНС России по г. Томску 10.10.2018 было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности в Шульгина С.А. (с пропуском срока). ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Шульгина С.А. задолженности по налогам и пени в размере 19 025 руб. 69 коп. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ответчика мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени сумма недоимки по отмененному судебному приказу налогоплательщиком частично не оплачена в размере 18 267 руб. 61 коп., следовательно, налоговый орган вправе направить исковое заявление о взыскании указанной недоимки в суд.

В административном исковом заявлении административный истец ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, просил рассмотреть дело без участия представителя ИФНС России по г. Томску.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику был предоставлен десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения правил упрощенного (письменного) производства до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с поступлением от административного ответчика возражений относительно требований административного иска, судьей ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Административный истец, получивший извещение о времени и месте рассмотрения дела посредством курьерской доставки, в судебное заседание своего представителя не направил, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ИФНС России по г. Томску.

Административный ответчик Шульгин С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствует расписка об извещении от ДД.ММ.ГГГГ, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях относительно требований административного иска, представленных в материалы дела, просил в удовлетворении требований ИФНС России по г. Томску отказать в связи с пропуском административным истцом срока подачи заявления о выдаче судебного приказа и отсутствием доказательств уважительности причин пропуска срока.

На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного истца ИФНС России по г. Томску не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ следует, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 286 КАС РФ).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 286 КАС РФ).

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные требования закреплены в ч.1 ст.3 и п.1 ч.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Статьей 19 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.

В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с ч.4 ст.57 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из содержания статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что единое сводное налоговое уведомление и требования об уплате налога направляются по почте заказным письмом только при условии отсутствия подключения к личному кабинету. Всем физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, единое сводное налоговое уведомление и требования об уплате налога, направляются в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в заявленный в административном иске налоговый период 2017 года в собственности административного ответчика Шульгина С.А. находились объекты недвижимого имущества и транспортные средства.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу п.1 ст.387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с ч.4 ст.85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно сведениям, предоставленным органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленным в налоговый орган в соответствии с п.4 ст.85, п.4 ст.396 НК РФ, Шульгин С.А. является собственником земельного участка земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь ... кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, а также земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь ... кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями ст.ст. 388, 387, 394, 397 НК РФ в отношении земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования «Город Томск» введен земельный налог Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным Решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006 (до 01.01.2011), Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным Решением Думы г. Томска № 1596 от 21.09.2010 (с 01.01.2011).

Тем самым, в связи с введением на территории муниципального образования «Город Томск» земельного налога, Шульгин С.А. является плательщиком земельного налога.

В соответствии с п.3 ст.396 НК РФ ИФНС России по г. Томску налогоплательщику было проведено начисление земельного налога за 2013 год, год из расчета: кадастровая стоимость земельного участка x долю в праве x % ставку налога x количество месяцев, за которые производится расчет x коэффициент, который составил 985 руб. 50 коп. со сроком уплаты не позднее 10.11.2014.

В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ за неуплату налога в установленный законом срок, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога по день, предшествующий дню фактической уплаты задолженности по налогу, налогоплательщику начисляются пени за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в каждый день просрочки ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пеня рассчитывается по формуле: недоимка х число дней просрочки х ставка рефинансирования ЦБ РФ / 300 /100. В каждой строке расчета учитываются периоды, в течение которого размер недоимки и ставки рефинансирования остаются неизменными, размер пени по всем периодам (строкам расчета суммируется).

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки уплаты земельного налога начислены пени в общем размере 197 руб. 09 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (819 дней) на недоимку в размере 985 руб. 50 коп., которая сформировалась из начислений за 2013 год в размере 985 руб. 50 коп. по сроку уплаты до 10.11.2014.

В соответствии с порядком, установленным ст. 69 Налогового кодекса РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование, извещающее налогоплательщика о наличии задолженности по пени по земельному налогу, и обязанности указанную задолженность погасить в установленный срок, а именно: требование № 71278 от 23.06.2018 об уплате пени по земельному налогу в срок до 07.08.2018, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок пени по земельному налогу в размере 197 руб. 09 коп. уплачены не были.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст. 2 этого Закона объектами налогообложения признаются, в частности, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

По сведениями органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленными в налоговый орган в соответствии с п.4 ст. 85, ст.400, 409 Налогового кодекса РФ, Шульгин С.А. является собственником объекта недвижимого имущества: квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый номер , площадь ... кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.

В силу п. 10. ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

На основании ст.ст.403, 404, 408 НК РФ ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено начисление налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2017 год со сроком уплаты не позднее 03.12.2018, в размере 1 719 руб. из расчета: ... руб. (инвентаризационная стоимость) x ... (доля в праве на объект) x 0,31% (налоговая ставка) x ... (количество месяцев владения/12).

На основании п. 2 ст.409 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с извещением на уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 719 руб. в срок не позднее 03.12.2018, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1 719 руб. уплачен не был.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в сумме 140 руб. 91 коп.

В соответствии с порядком, установленным ст. 69 Налогового кодекса РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование, извещающее налогоплательщика о наличии задолженности по налогу и пени, и обязанности указанную задолженность погасить в установленный срок, а именно: требование № 71278 от 23.06.2018 об уплате налога и пени в срок до 07.08.2018, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ, и требование № 29480 от 04.02.2019 об уплате налога и пени в срок до 13.03.2019, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок требования не исполнены, налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 1 719 руб. и пени в сумме 140 руб. 91 коп. уплачены не были.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и вводится на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На территории Томской области транспортный налог введен в действие законом Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге» (далее по тексту - Закон).

В соответствии с положениями ст. 357 НК РФ и ст.2 Закона лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, являются налогоплательщиками транспортного налога.

Согласно положениям Закона: объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки (с мощностью мотора свыше 5 л.с), гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные «транспортные» средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, (п. 1 ст. 358 НК РФ, ст. 3); налоговым периодом признается календарный год (ст. 5); транспортный налог в отношении физических лиц исчисляется налоговым органом на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (п. 1 ст. 7); уплата налога производится в срок до 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 8); сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 7); в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (автомобили), налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 4).

Ставки транспортного налога установлены законодательством Томской области.

Согласно сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств (ГИБДД ТО), представленных в налоговый орган в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ, п.1 ст.7 Закона ТО от 04.10.2002 №77-ОЗ «О транспортном налоге», на Шульгина С.А. в налоговый период 2017 года были зарегистрированы транспортные средства: МЕРСЕДЕС-БЕНЦ S 500 4МАTIC, год выпуска ..., VIN , государственный регистрационный знак , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; ВОЛЬВО S60, год выпуска ..., VIN , государственный регистрационный знак , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ; ШКОДА SUPER B, год выпуска ..., VIN , государственный регистрационный знак , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, являющееся объектом налогообложения.

На основании ст.ст. 361, 362 НК РФ, ст.6, п.1 ст.7 Закона ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено исчисление транспортного налога, подлежащего уплате за 2017 год со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 в сумме 15 466 руб. из расчета:

- ВОЛЬВО S60, госномер

... руб. (налоговая база) x ... (доля в праве на объект) x ... руб. (налоговая ставка) x ... (количество месяцев владения/12) = 3 740 руб.

- МЕРСЕДЕС-БЕНЦ S 500 4МАTIC, госномер

... руб. (налоговая база) x ... (доля в праве на объект) x ... руб. (налоговая ставка) x ... (количество месяцев владения/12) = 10 993 руб.

- ШКОДА SUPER B, госномер

... руб. (налоговая база) x ... (доля в праве на объект) x ... руб. (налоговая ставка) x ... (количество месяцев владения/12) = 733 руб.

На основании п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с извещением на уплату транспортного налога в сумме 15 466 руб. не позднее 03.12.2018, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный ст.363 НК РФ и ст.8 Закона срок транспортный налог за 2017 год в сумме 15 466 руб. уплачен не был.

В соответствии со ст.75 НК РФ за каждый день просрочки уплаты транспортного налога начислены пени по транспортному налогу в сумме 744 руб. 61 коп.

В соответствии с порядком, установленным ст. 69 Налогового кодекса РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование, извещающее налогоплательщика о наличии задолженности по налогу и пени, и обязанности указанную задолженность погасить в установленный срок, а именно: требование № 71278 от 23.06.2018 об уплате налога и пени в срок до 07.08.2018, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ, и требование № 29480 от 04.02.2019 об уплате налога и пени в срок до 13.03.2019, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок требования не исполнены, транспортный налог за 2017 год в сумме 15 466 руб. и пени в сумме 744 руб. 61 коп. уплачены не были.

Согласно данным карточки расчета с бюджетом до настоящего времени налог на имущество физических лиц за 2017 в размере 1 719 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 140 руб. 91 коп., транспортный налог за 2017 в сумме 15 466 руб., пени по транспортному налогу в сумме 744 руб. 61 коп., пени по земельному налогу 197 руб. 09 коп. не уплачены, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Процедура и сроки взимания задолженности по уплате налогов и пени в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

При этом установление обязанности по его соблюдению служит дополнительной гарантией соблюдения прав налогоплательщиков, поскольку установление такого срока направлено на стимулирование налоговых органов к надлежащему выполнению обязанностей по формированию бюджета и по своевременному принятию мер по взысканию с налогоплательщиков задолженности по налогам, сборам, пени и штрафным санкциям.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 сроки для обращения налоговых органов в суд.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О).

Из материалов дела следует, что ИФНС России по г. Томску направлялось в мировой суд заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Шульгина С.А. недоимки в размере 19 025 руб. 69 коп., в том числе пени по земельному налогу в размере 218 руб. 78 коп., налогу на имущество физических лиц за 2017 в сумме 1 719 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 459 руб. 72 коп., транспортного налога за 2017 год в размере 15 466 руб., пени по транспортному налогу в размере 1 162 руб. 19 коп.,

05.11.2019 мировым судьей судебного участка Советского судебного района г. Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Советского судебного района г. Томска, был вынесен судебный приказ о взыскании с Шульгина С.А. задолженности в размере 19 025 руб. 69 коп., в том числе: пени по земельному налогу в размере 218 руб. 78 коп., налогу на имущество физических лиц за 2017 в сумме 1 719 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 459 руб. 72 коп., транспортного налога за 2017 год в размере 15 466 руб., пени по транспортному налогу в размере 1 162 руб. 19 коп.

ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка Советского судебного района г. Томска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Советского судебного района г. Томска, на основании заявления Шульгина С.А. Заявителю разъяснено право предъявления административного искового заявления в порядке главы 32 КАС РФ

Учитывая положения п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ч.1, 2 ст.93 КАС РФ срок для обращения в суд с настоящим заявлением истекает 18.05.2020.

С административным иском, являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу, ИФНС России по г. Томску обратилась в суд путем его направления почтовым отправлением в пределах установленного законом шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, административный иск поступил в суд 13.05.2020.

Обосновывая несогласие с требованиями административного иска, административный ответчик ссылается на пропуск ИФНС России по г. Томску срока для обращения в суд с заявленными требованиями, в связи с тем, что обращение административного истца в суд за выдачей судебного приказа имело место за пределами установленного законом срока, что свидетельствует об утрате налоговым органом на дату подачи заявления о вынесении судебного приказа права на принудительное взыскание спорных налогов и пени.

С целью проверки доводов административного ответчика о пропуске срока на обращение в суд с настоящим административным иском, из мирового суда было истребовано дело по заявлению ИФНС России по г. Томску о вынесении судебного приказа о взыскании с Шульгина С.А. задолженности по налогам и пени.

Из материалов дела следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 01 ноября 2019 года. При этом, исходя из представленных в мировой суд совместно с заявлением о вынесении судебного приказа документов: налоговых уведомлений и требований об уплате налога и пени, и документов, имеющих аналогичные реквизиты и содержащих те же суммы задолженности, представленных налоговым органом совместно с настоящим административным иском, усматривается, что в требовании № 29480 от 04.02.2019, представленном в мировой суд, установлен иной срок для его исполнения – до 15.05.2019, при этом указанное требование представлено в виде распечатки с компьютера и никем не заверено, в то время как в требовании № 29480 от 04.02.2019, представленном в суд общей юрисдикции, срок исполнения указан до 13.03.2019, указанное требование заверено начальником ИФНС России по г. Томску в установленном порядке. С учетом изложенного, суд требование № 29480 от 04.02.2019, представленное в мировой суд, со сроком исполнения до 15.05.2019 не принимает во внимание.

Таким образом, исходя из даты вынесения судебного приказа видно, что на момент обращения ИФНС России по г. Томску в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Шульгина С.А. задолженности по налогам и пени (01.11.2019) установленный действующим законодательством шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога был уже пропущен, поскольку с учетом положений ст.48 Налогового кодекса РФ по требованию № 71278 от 23.06.2015 со сроком исполнения до 07.08.2018 налоговый орган вправе был обратиться к мировому судье с заявлением о взыскании налогов и пени в срок не позднее 07.02.2019; по требованию № 29480 от 04.02.2019 со сроком исполнения до 13.03.2019 вправе был обратиться к мировому судье с заявлением о взыскании налогов и пени в срок не позднее 13.09.2019.

Налоговым органом не отрицается, что заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Шульгина С.А. было направлено в мировой суд с пропуском установленного законом срока, что следует из содержания административного искового заявления, содержащего также в своей просительной части ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание налоговой задолженности в заявленном размере.

Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока для обращения в суд возложено на административного истца.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 48 НК РФ, следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного законодательством шестимесячного срока.

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, ИФНС России по г. Томску просила учесть факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате законно установленных налогов, страховых взносов и пени вследствие чего в бюджетную систему могут не поступить начисленные суммы налогов, страховых взносов и пеней, иных доводов административным истцом не приведено.

Суд считает, что указанные административным истцом обстоятельства не могут свидетельствовать об уважительности причины пропуска срока обращения в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа и не являются основанием для его восстановления, поскольку каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности в установленный законом срок, административным истцом не указано, вместе с тем, являясь профессиональным участником налоговых правоотношений, ИФНС России по г. Томску должна знать и соблюдать процессуальные правила подачи исковых заявлений в суд, кроме того, являясь юридическим лицом, должна иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов и сборов.

Своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени с Шульгина С.А. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017, пени по налогу на имущество физических лиц, задолженности по транспортному налогу за 2017, пени по транспортному налогу и пени по земельному налогу в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении срока на взыскание указанной налоговой задолженности.

Таким образом, на основании изученных в судебном заседании документов суд приходит к выводу о пропуске административным истцом без уважительной причины установленного законом срока взыскания налоговой задолженности в размере 18 267 руб. 61 коп.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Из приведенных нормативных положений следует, что пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления без проверки обоснованности заявленных требований по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177, п. 5 ст. 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2017 ░ ░░░░░░░ 1 719 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 140 ░░░. 91 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░ ░░░░░ 15 466 ░░░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 744 ░░░. 61 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 197 ░░░. 09 ░░░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03.07.2020.

░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

2а-1471/2020 ~ М-1265/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по г.Томску
Ответчики
Шульгин Сергей Александрович
Другие
Потемкина Оксана Витальевна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Ткаченко И.А.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
13.05.2020Регистрация административного искового заявления
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2020Подготовка дела (собеседование)
05.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2020Дело оформлено
10.08.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее