Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-379/2012 от 05.03.2012

Дело № 2-379/2012

Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша

27 марта 2012 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Пахаревой Н.Ф.,

при секретаре Жигаловой Ю.А.,

с участием:

истца А.Т. и его представителя адвоката Д.А. ордер № 10 от 20 марта 2012 г.,

представителя Министерства финансов РФ В.В.

представителя Федеральной службы исполнения наказаний России Е.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

А.Т.

к Федеральному казённому образовательному учреждению начального профессионального образования <...>,

Федеральной службе исполнения наказаний России,

Министерству финансов Российской Федерации

о взыскании денежных средств,

установил:

А.Т. обратился в суд с иском к Министерству финансов, Федеральному казённому образовательному учреждению начального профессионального образования <...>, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании денежной компенсации по оплате за жильё, отопление и освещение, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности. Свои требования мотивирует тем, что он зарегистрирован и проживает в сельской местности по адресу <адрес>. Он является педагогическим работником, с 01 января 2005 г. работает мастером производственного обучения в ФКОУ НПО <...>, учредителем которого является Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации. Полагает, что он, как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности, имеет право на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг, однако возмещение расходов ему не производится. Он уплатил за жильё, отопление и освещение за период с 01 июня 2008 г. по 31 октября 2011 г. – 165463 руб. Просит суд взыскать с ответчиков в его пользу 165463 руб. 49 коп., а также судебные расходы, состоящие из оплаченной государственной пошлины в размере 4509 рубля 27 копеек, а также в счёт возмещения расходов за оказанные юридические услуги 2500 рублей.

В судебном заседании А.Т. и его представитель адвокат Д.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Воронова В.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагал, что являются не надлежащими ответчиками по делу.

Представитель Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Мушенкова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что являются ненадлежащими ответчиками по делу, так как меры социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений могут быть установлены только Российской Федерацией, за счёт средств федерального бюджета, в настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки не разработан.

Представитель Федерального казённого образовательного учреждения начального профессионального образования <...> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, письменное мнение суду не представлено.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

По правилам статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу положений частей 1, 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, никем и ничем не опровергаются следующие обстоятельства.

Согласно справке формы 9 Муниципального бюджетного учреждения «Отдел городского хозяйства» муниципального образования городское поселение <адрес> от <дата><...> А.Т. постоянно с 08 апреля 1987 г. по настоящее время зарегистрирован по адресу: с <адрес>. Совместно с ним в качестве члена семьи (жена) зарегистрирована В.А. постоянно с 08 апреля 1987 г.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, А.Т. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> на основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № <...> от <дата>

Согласно представленным в суд квитанциям по квартирной плате и коммунальным платежам (л.д. 23-43), а также квитанциям об оплате платежей за жилищно-коммунальные услуги во исполнение решения Кандалакшского городского суда от <дата> (л.д. 7, 13, 19, 20), копии финансового лицевого счёта ООО «УК <...>» (л.д. 74) в течении всего рассматриваемого периода истцом частично производилась оплата за коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, горячая вода), за исключением платы за содержание и ремонт, и отопление, полная оплата за жилое помещение и коммунальные услуги, в сумме 165463 руб. 49 коп. произведена <дата> (л.д. 13, 19), <дата> (л.д.20), в том числе во исполнение решения суда от <дата> за период с <дата> по <дата> в размере 128056 руб. 64 коп, а также в добровольном порядке в размере 37406 руб. 85 коп за период с <дата> по <дата>

Как следует из справки Федерального казённого образовательного учреждения начального профессионального образования <...> от <дата>, А.Т. с <дата> и по настоящее время работает в Федеральном казённом образовательном учреждении начального профессионального образования <...> в должности мастера производственного обучения. Льготы по оплате коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, А.Т. не предоставляются.

Предъявленная в иске ко взысканию денежная сумма в размере 165643 руб. 49 коп. соответствует по своему размеру денежному эквиваленту предоставления льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, доказательств обратного ответчиками суду не представлено, расчет выполнен истцом, обоснован, сомневаться в его достоверности и правильности у суда оснований не имеется, подтверждается копией финансового лицевого счёта ООО «УК <...>» (л.д. 74).

Как установлено в судебном заседании, А.Т. с <дата> и по настоящее время работает в Федеральном казённом образовательном учреждении начального профессионального образования <...> в должности мастера производственного обучения, следовательно, на него, по мнению суда, в полной мере распространяются положения нормативно-правовых актов, регулирующих порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

На основании пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Размер общей площади жилья, право на бесплатное пользование которым имеют педагогические работники, проживающие в сельской местности, на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В силу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции, действовавшей на дату подачи иска) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан было направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулировало правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.

В соответствии с пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» абзац 3 пункта 5 статьи 55 закона Российской Федерации «Об образовании» был дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Согласно статье 2 Федерального закона от 06 мая 2003 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных подпункте 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», абзаце 3 пункта 5 статьи 55 закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции, действующей с 10 января 2011 г.), педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

На дату рассмотрения дела в суде размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, законодательством Российской Федерации не установлен, вместе с тем действующее правовое регулирование не предполагает лишение педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений ФСИН России, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 г. на основании статьи 55 закона Российской Федерации «Об образовании» и, право на которые, имеют по настоящее время.

В статье 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 закона Мурманской области от 04 октября 2006 г. N 794-01-ЗМО (ред. от 31.03.2010) «О социальной поддержке педагогических работников государственных областных учреждений Мурманской области и специалистов государственных областных образовательных учреждений Мурманской области» педагогическим работникам государственных областных учреждений Мурманской области и специалистам государственных областных образовательных учреждений Мурманской области, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» от 27 декабря 2004 г. N 561-01-ЗМО.

Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от <дата><...> утверждено положение о порядке выплат по социальной поддержке педагогическим работникам муниципальных учреждений муниципального образования <адрес>.

Закон Мурманской области «О социальной поддержке педагогических работников государственных областных учреждений Мурманской области и специалистов государственных областных образовательных учреждений Мурманской области» и Постановление администрации муниципального образования <адрес> от <дата><...> не регулировали и не регулируют правоотношения, возникающие при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных учреждений Российской Федерации и специалистам государственных образовательных учреждений Российской Федерации, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.

Таким образом, до настоящего времени Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных учреждений Российской Федерации и специалистам государственных образовательных учреждений Российской Федерации, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, не разработано и не утверждено ни одним из органов государственной власти двух уровней и органами местного самоуправления.

Суд учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация, как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав рассматривавшейся категории педагогических работников федеральному законодателю было предписано урегулировать предоставление им мер социальной поддержки, и указано, что до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01 января 2005 года.

Данная правовая позиция в полной мере распространяется на педагогических работников образовательных учреждений, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 года N 2 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2006 года N 711) "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала", Правительством Российской Федерации предоставлено право Министерству юстиции Российской Федерации в части его уголовно-исполнительной системы увеличивать размеры тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы до 50 процентов,

для гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, бюджетных предприятий и организаций (далее именуются - воинские части) определять порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера, а также оказания материальной помощи, предусматривая на эти цели до шести месячных фондов заработной платы в год;

применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий;

устанавливать для гражданского персонала воинских частей размеры оплаты труда, льготы и компенсации применительно к размерам, предусмотренным для аналогичных категорий работников бюджетных предприятий, учреждений и организаций в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, на территориях которых дислоцируются воинские части;

определять размеры надбавок, компенсационных доплат, повышений ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности воинских частей, по перечню, согласованному с Министерством труда Российской Федерации;

утверждать в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда структуру и штаты воинских частей;

относить к разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки отдельные должности, специфичные для воинских частей и не включенные в общеотраслевые и отраслевые перечни, применительно к разрядам, установленным этими перечнями для аналогичных должностей;

определять квалификационные требования по отдельным должностям, специфичным для воинских частей.

В соответствии с пунктом 7 раздела 2 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ № 1314 от 13 октября 2004 г.) ФСИН России осуществляет, в том числе, и полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой, социальной защиты и личной безопасности работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей.

В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" Федеральная служба исполнения наказания России является получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета учреждений, исполняющих наказания.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказания. Подпунктом 6 пункта 7 указанного Положения определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Федеральное казённое образовательное учреждение начального профессионального <...>, в котором работает истец, имеет ведомственную подчиненность, в связи, с чем вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться Федеральной службой исполнения наказаний России, в то время как в данном случае Министерству финансов Российской Федерации действующим законодательством не предоставлено право устанавливать педагогам образовательный федеральных учреждений какие-либо льготы и непосредственно осуществлять данной категории лиц выплаты компенсационного характера.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Федеральная служба исполнения наказаний России.

Довод представителя Министерства финансов Российской Федерации о применении срока исковой давности к заявленным требованиям судом не принимается, поскольку надлежащим ответчиком по делу он не является, оснований для взыскания либо отказа во взыскании денежных средств в его пользу не имеется, надлежащим ответчиком по делу о применении срока исковой давности не заявлено.

Анализируя установленные по делу обстоятельства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу, что имеются основания для отказа в иске к Министерству финансов, Федеральному казённому образовательному учреждению начального профессионального образования Профессиональное училище № 27 и взыскании с Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу истца компенсации в размере льготы по оплате за найм жилья, отопление и освещение как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности за период с 01 июня 2008 г. по 31 октября 2011 г. в размере 165463 руб. 49 коп.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу положений статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, признанные судом необходимыми расходы.

Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 4509 руб. 27 коп., государственная пошлина в данном размере подлежит взысканию с Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу А.Т.

Также А.Т. представлена квитанция № <....> от <дата> о внесении денежной суммы 2500 руб. за услуги адвоката Д.А. по составлению иска. Учитывая указанные расходы, суд полагает, что в пользу истца с Федеральной службы исполнения наказаний России следует взыскать расходы на оплату юридических услуг в размере 2500 руб.

На основании изложенного, в соответствии со статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования А.Т. удовлетворить.

    Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу А.Т. 165463 рубля 49 копеек, а также судебные расходы, состоящие из оплаченной государственной пошлины в размере 4509 рубля 27 копеек и в счёт возмещения расходов за оказанные юридические услуги в размере 2500 рублей.

    В иске к Федеральному казённому образовательному учреждению начального профессионального образования <...>, Министерству финансов Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                  Н.Ф.Пахарева

2-379/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гурин Александр Трофимович
Ответчики
Министерство финансов РФ
Федеральное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования " Профессиональное училище № 27"
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Мурманской области
Федеральная служба исполнения наказаний
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Пахарева Н.Ф.
Дело на сайте суда
kan--mrm.sudrf.ru
05.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.03.2012Передача материалов судье
07.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2012Подготовка дела (собеседование)
20.03.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2012Судебное заседание
02.04.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее