Дело № 2-7/2020 (2-763/2019)
УИД: 66RS0036-01-2019-001108-55
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2020 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.
при секретаре судебного заседания Яшечкиной А.И.,
с участием истца Куликова А.А.,
представителя ответчика Шариповой Э.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куликова Александра Анатольевича к администрации Кушвинского городского округа о признании постановления незаконным, обязании осуществить определенные действия,
установил:
Куликов А.А. обратился в Кушвинский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации Кушвинского городского округа (далее – администрация КГО).
В обоснование заявленных требований указано, что Куликов А.А. более 20 лет болен такими заболеваниями, <данные изъяты> Права собственности и прописки не имеет. Постановлением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 11.06.2019 Куликов А.А. был освобожден от отбывания наказания по состоянию здоровью. После освобождения из ФКУ <данные изъяты> он был привезен в <данные изъяты>, где и находится с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» больным заразными формами туберкулеза предоставляется жилое помещение по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации туберкулез является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В силу п. 3 ст. 57 указанного Кодекса гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Кодекса перечне, жилые помещения предоставляются вне очереди.
В августе 2019 года Куликов А.А. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа. Несмотря на наличие у него заболевания, ДД.ММ.ГГГГ им был получен отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом увеличения исковых требований просит признать постановление администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа» незаконным, обязать администрацию КГО поставить истца на учет как гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма; предоставить истцу жилое помещение вне очереди.
Определением суда от 24.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа (далее – КУМИ КГО) (л. д. 17 – 20).
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru.
Представитель КУМИ КГО /-/, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, (л. д. 52), не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
С учетом положений ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.
От администрации КГО поступил отзыв, в котором изложено следующее.
Куликов А.А. обратился к Главе администрации КГО с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда.
На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Куликову А.А. было отказано в постановке на такой учет на основании пп. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области».
На основании постановления администрации КГО от 07.09.2017 № 1269 утвержден порядок предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» на территории КГО. В соответствии с пунктом 3 раздела 1 данного административного регламента заявителями, имеющими право на получение муниципальной услуги, могут быть граждане, не обеспеченные жилыми помещениями, постоянно проживающие на территории Кушвинского городского округа.
Истцом не доказан факт постоянного проживания на территории КГО. Согласно представленным сведениям Куликов А.А. является уроженцем <адрес>, работал в <данные изъяты>», пенсия ему назначена в <адрес> <адрес> На территории КГО никогда не проживал, имеющаяся у него регистрация по адресу: <адрес>, права на получение муниципальной услуги не предоставляет.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Законодательством не предусмотрено принятие на учет лиц, не имеющих никаких прав на жилье и не имеющих регистрации по месту жительства.
Ответчик полагает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат (л. д. 34 – 35).
В дополнениях к возражениям ответчик указал, что требование о признании постановления администрации незаконным должно рассматриваться по правилам административного судопроизводства. В этом случае срок подачи заявления составляет 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.
Кроме того, суд не может подменять орган, осуществляющий принятие и ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
КУМИ КГО представил возражения, аналогичные тем, что представлены ответчиком (л. д. 49 – 51).
В судебном заседании истец заявленные требований с учетом увеличения поддержал. Суду дополнительно пояснил, что в г. Кушва он никогда не проживал, жилого помещения в этом городе не имел. Родственников в г. Кушва не имел и не имеет. После освобождения из исправительного учреждения избрал г. Кушва своим местом жительства, поскольку из мест лишения свободы его забирала супруга знакомого, которая проживает в этом городе. У нее он и был зарегистрирован временно до того, как ему была оформлена регистрация по адресу: <адрес>. Если бы после освобождения из мест лишения свободы его забрал житель иного города, то он избрал бы другой город местом своего жительства. Просит предоставить ему жилое помещение не в собственность, а по договору найма, хотя бы в общежитии.
Также пояснил, что ранее он имел регистрацию в <адрес>, там и проживал. Его мать была собственником жилого помещения, но еще при своей жизни оформила на это жилое помещение дарственную.
Представитель ответчика Шарипова Э.К., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление и в дополнениях к ним, поддержала. Суду дополнительно пояснила, что отказ в постановке истца на учет граждан, нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях, является правомерным. Нужны основания для предоставления жилого помещения. Право состоять на таком учете имеют граждане, которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования. Истец же проживал и трудился на территории <адрес>. Пенсионное обеспечение оформлено в <адрес>. Невозможно предоставление жилого помещения без прикрепления к какой-либо территории. Действия истца в таком случае, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, можно расценивать как злоупотребление правом.
Заслушав истца, представителя ответчика, принимая во внимание доводы третьего лица на стороне последнего, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2 и п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 551-О-О, Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В абз. 2 п. 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки /-/» указано, что применительно к реализации закрепленного статьей 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на жилище, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации государственную, в том числе судебную, защиту данного конституционного права, которая должна быть полной и эффективной.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью России как правового и социального государства (статьи 1 и 2; статья 7, часть 1), гарантирует каждому право на охрану здоровья (статья 7, часть 2; статья 41, части 1 и 2). Закрепляя данное право, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль как в жизни каждого человека, так и в жизни общества и государства.
Охрана здоровья граждан, как следует из конкретизирующей приведенные предписания Конституции Российской Федерации статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», включает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Особое значение осуществление указанных мер имеет для решения задач, связанных с предупреждением распространения и устранением социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых принятое во исполнение предписания части 2 статьи 43 названного Федерального закона постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» относит туберкулез.
Законодательную основу осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения составляет Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», регулирующий организацию и оказание противотуберкулезной помощи, права и обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза, ответственность за нарушение законодательства в этой области.
Кроме того, названным Федеральным законом устанавливаются меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, он предусматривает предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами туберкулеза (то есть активными его формами, при которых происходит выделение микобактерий туберкулеза), проживающим в квартирах, в которых невозможно выделить такому больному отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза (статья 1, пункт 5 статьи 14). Введение такой меры социальной поддержки обусловлено в первую очередь целью предупредить распространение туберкулеза среди тех, кто не имеет возможности за счет собственных средств оперативно обеспечить снижение опасности заражения (членов семьи больного, соседей по квартире или общежитию), и одновременно - обеспечить право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации), а также право указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как указано в п. 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 № 13-П «По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области», осуществление права на жилище малоимущими, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, обеспечивается путем предоставления его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, что следует из статьи 40 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации, в котором системно урегулированы вопросы, касающиеся реализации гражданами конституционного права на жилище, закрепляет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивая в пределах своих полномочий условия для осуществления данного права, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункты 2 и 3 статьи 2).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 29 Устава Кушвинского городского округа реализация указанного полномочия отнесена к компетенции администрации Кушвинского городского округа.
Как следует из п. 1.1. Положения «Об администрации Кушвинского городского округа», утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа от 19.05.2011 № 558, администрация Кушвинского городского округа в соответствии с Уставом Кушвинского городского округа является исполнительно – распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 Устава Кушвинского городского округа, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ей федеральными законами и законами Свердловской области.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Как указано в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 58-КГ17-4, без правильного разрешения вопроса о том, может ли быть истец признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору муниципального фонда в соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может быть разрешен и вопрос о возможности применения к возникшим правоотношениям норм части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 этого кодекса перечне (пункт 3 части 2).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4).
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2018 № 85-КГ18-17, действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит вопрос на внеочереное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещение вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, о времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
Из анализа указанных положений следует, для категории граждан, указанной в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие тяжелой формы хронического заболевания.
Закон Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» устанавливает порядок признания органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе порядок определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого из совместно проживающих членов семьи (супругов, детей и родителей, других родственников и иных лиц, признаваемых в случаях, предусмотренных федеральными законами, членами семьи), и порядок определения стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина либо в собственности членов семьи.
Признание граждан малоимущими осуществляется в порядке, установленном законом Свердловской области, определяющим порядок ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области (абз. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 96-ОЗ).
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» заявления о принятии на учет в соответствии с федеральным законом подаются гражданами в осуществляющие ведение учета малоимущих граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашениями о взаимодействии.
В силу положений ст. 5 Закона Свердловской области от 22.07.2005 № 97-ОЗ к документам, являющимся основаниями для принятия граждан на учет, относятся следующие документы: 1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, подающего заявление о принятии на учет; 2) справка, заверенная подписью должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, подтверждающая место жительства гражданина, подающего заявление, и (или) содержащая сведения о совместно проживающих с ним лицах; 3) документы, необходимые в соответствии с законом Свердловской области для определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода семьи, приходящегося на каждого ее члена, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи (пункт 1).
Согласно абзацу первому пункта 7 статьи 3 Закона Свердловской области «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» по результатам рассмотрения заявлений о принятии на учет и документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, органами местного самоуправления муниципальных образований, в которых осуществляется ведение учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, в соответствии с федеральным законом принимается решение одно из следующих решений: решение о принятии малоимущего одиноко проживающего гражданина или малоимущих гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда; решение об отказе в принятии одиноко проживающего гражданина или малоимущего гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
На территории Кушвинского городского округа действует административный регламент предоставления муниципальной услуги «Приём заявлений, документов, а также постановка граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденный постановлением администрации Кушвинского городского округа от 23.05.2013 № 869, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://kushva.midural.ru.
В силу п. 3 раздела 1 указанного Административного регламента заявителями, имеющими право на получение муниципальной услуги являются граждане, постоянно проживающие на территории Кушвинского городского округа, не обеспеченные жилыми помещениями на территории Кушвинского городского округи
Постановление администрации Кушвинского городского округа: о принятии малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда либо об отказе в признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда и постановке на учет малоимущих в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда является результатом предоставления муниципальной услуги (п. 4 раздела 2).
Решение о постановке на учет (об отказе в постановке на учет) в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Кушвинского городского округа в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в КУМИ КГО или МФЦ (п. 4.3 раздела 3).
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно справке ГБУЗ СО «<данные изъяты>» филиал <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Куликов А.А. имеет заболевание «<данные изъяты>» (л. д. 8).
В справке ГБУЗ СО «<данные изъяты>» филиал <адрес>, поступившей в суд ДД.ММ.ГГГГ, следует, что у Куликова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заболевание «<данные изъяты>», с данным диагнозом он состоит на учете в медицинском учреждении (л. д. 29).
Такие заболевания, как туберкулез органов дыхания, подтвержденный бактериологически и гистологически (код А15), а также туберкулез легких, подтвержденный бактериоскопически с наличием или отсутствием роста культуры (код А15.0), включены в Международную классификацию болезней МКБ-10, действующую с 01.01.1999.
Туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева (код заболевания А15 по МБК-10) включен в Перечнь тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения России от 29.11.2012 № 987н.
ДД.ММ.ГГГГ Куликов А.А. обратился в администрацию Кушвинского городского округа с заявлением о принятии его на учет граждан, нуждающихся в помещениях муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Куликову А.АК. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Кушвинского городского округа (л. д. 10).
Оспаривая вынесенное постановление, Куликов А.А. ссылается на наличие у него тяжелого заболевания, а также неудовлетворительное материальное положение.
Действительно, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) у Куликова А.А. отсутствуют объекты недвижимости на каком-либо праве.
Право Куликова А.А. на приобретение земельного участка однократно бесплатно в собственность под индивидуальное жилищное строительство по состоянию на 07.08.2019 реализовано не было, что следует из информации, предоставленной Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области.
На праве собственности автомототранспорт Куликов А.А. не имеет, что подтверждается ответом ГИБДД МО МВД России «Кушвинский».
Согласно справке, предоставленной УПФР в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской области, Куликов А.А. является получателем пенсии по инвалидности в сумме 6 076 рублей 52 копейки. Ему назначена федеральная социальная доплата в сумме 298 рублей 49 копеек, а также ежемесячная денежная выплата инвалидам в сумме 2 701 рубль 62 копейки.
Согласно произведенному уполномоченным лицом расчету Куликов А.А. является малоимущим.
В судебном заседании представитель ответчика ссылался на то, что отказ в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа связан с тем, что последний не является лицом, постоянно или преимущественно проживающим на территории указанного муниципального образования.
Данный довод истцом не опровергнут.
Из материалов дела следует и никем не опровергнуто, что Куликов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <адрес> (копия паспорта на л. д. 38 – 39). Замена паспорта произведена ДД.ММ.ГГГГ отделом УФСМ России по <адрес>
Имел регистрацию:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания: <адрес>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания: <адрес>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания: <адрес>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания: <адрес> (л. д. 12, 28, 32, 58).
Согласно сведениям, отраженным в трудовой книжке серии ТК-I №, Куликов А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты>», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
Куликов А.А. является получателем пенсии по инвалидности, пенсионное удостоверение № выдано Управлением пенсионного фонда России в городе Серове в 2015 году.
Справка серии СМЭ-2017 № об установлении Куликову А.А. второй группы инвалидности бессрочно выдана ДД.ММ.ГГГГ, в ней указано место пребывания истца – <адрес> (л. д. 7).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Куликов А.А. уроженцем Кушвинского городского округа не является. Ранее на территории данного муниципального образования никогда не проживал, места регистрации (постоянно или временной) до ДД.ММ.ГГГГ (до момента освобождения их мест лишения свободы) на указанной территории не имел. Близких родственников, недвижимого имущества, находящегося у него в собственности, пользовании или на праве аренды, на территории указанного городского округа не имел и не имеет в настоящее время. Временная регистрация по адресу: <адрес>, была оформлена ему знакомой, которая забрала его из мест лишения свободы после освобождения и привезла в г. Кушва, поскольку иного места жительства у него не имеется. Временная регистрация по адресу: <адрес>, представляет собой регистрацию в комплексном центре, и, как следует со слов истца, оформлена с целью соблюдения требований законодательства о постановке граждан на учет по месту пребывания.
С учетом изложенных обстоятельств и при отсутствии доказательств обратного суд приходит к выводу о том, что при обращении в администрацию Кушвинского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве гражданина, нуждающегося в предоставляемом по договору социального найма жилом помещении, Куликов А.А. не представил доказательства его постоянного проживания на территории данного муниципального образования, что необходимо в силу положений п. 3 раздела 1 указанного Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приём заявлений, документов, а также постановка граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
При указанных обстоятельствах вынесенное администрацией Кушвинского городского округа постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа» является законным.
Поскольку Куликов А.А. не был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, то даже при наличии у него заболевания, у него не возникло право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Иное толкование норм действующего законодательства является неверным.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания вынесенного постановления незаконным.
Не имеется у суда и законных оснований для возложения на ответчика обязанности поставить истца на учет как гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решение вопроса о принятии граждан на такой учет с целью предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления. Решение суда не может подменять собой акт уполномоченного органа, принятию которого предшествует проведение установленных административных процедур. Иная позиция основана на неверном толковании норм права.
Также не подлежит удовлетворению требование о предоставлении жилого помещения до конца 2019 года, поскольку в настоящее время отсутствуют основания, предусмотренные ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы представителя ответчика о необходимости рассмотрения требования истца о признании постановления администрации КГО незаконным в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом отклоняются, поскольку ч. 1 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие – в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Кроме того, оспариваемое постановление администрации КГО не носит нормативного характера.
При подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 102 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
Ответчик, выступая в качестве ответчика по делам, рассматриваемым судам и общей юрисдикции, в соответствии п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации также освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Куликова Александра Анатольевича к администрации Кушвинского городского округа о признании постановления незаконным, обязании осуществить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.
Судья Н.Ф.Туркина