РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 31 марта 2023 года
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лапшиной З.Р.,
при секретаре судебного заседания Мелкумян Л.Ж.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Самары Мосталыгиной А.В.,
представителя административного истца – ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Поповой А.В., представившей доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ и диплом сер. №
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению начальника ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Ермохина Н.Н. об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Шатохина А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Ермохин Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Шатохина А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указав, что Шатохин А.О. осужден ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом <адрес> по ч.3 ст.30, п. «б» ч.3 ст.228.1, ч.2 ст. 228, ч.3 ст. 69, ч.5 ст. 69 УК РФ (приговор от ДД.ММ.ГГГГ) к 9 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, совершенное преступление относится к категории особо тяжких, в действиях Шатохина А.О. установлен особо опасный рецидив. Шатохин А.О. отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобожден ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы 2 года 7 месяцев 18 дней, заменена на более мягкий вид наказания - ограничение свободы на срок 2 года 7 месяцев 18 дней, с возложением на него обязанностей. Шатохин А.О. состоит на учете в филиале по Советскому району г. Самары ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ. Административный ответчик Шатохин А.О. ранее неоднократно судим, проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> Преступление по приговору Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ совершено Шатохиным А.О. в дневное время суток. Нарушений во время отбытия наказания ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области не допускал, соблюдает ограничения, установленные постановлением Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного административный истец просит установить административный надзор сроком на 10 лет, а также установить административные ограничения в виде обязательной явки на регистрацию в ОВД по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения 1 (один) раза в месяц.
В судебном заседании представитель административного истца Попова А.В., доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Указав, что по месту жительства Шатохин А.А. характеризуется посредственно, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, нарушений отбытия наказания не допускал, соблюдает ограничения, установленные постановлением Красноглинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Просит срок административного надзора исчислять со дня отбытия наказания после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с освобождением с ограничением свободы, в случае их возложения на лицо в соответствии со ст.80 УК РФ.
В судебное заседание Шатохин А.О. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменного ходатайства просил административное дело рассмотреть в его отсутствие, с административными исковыми требованиями согласен.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мосталыгина А.В. полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку административный ответчик совершил особо тяжкое преступление, при особо опасном рецидиве преступлений, он попадает под категорию лиц в отношении которых устанавливается административный надзор, в связи с чем имеется основания для установления административного надзора на срок 10 лет, срок надзора исчислять со дня постановки на учет в ОВД за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с учетом характеристики личности и тяжести преступлений административные ограничения в виде обязательной явки на регистрацию в ОВД по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раза в месяц.
Заслушав представителя административного истца, заключение старшего помощника прокурора, а также исследовав административное исковое заявление и представленные суду материалы, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» устанавливается административный надзор для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела, Шатохин А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден:
- ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом <адрес> по ч.2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока;
- ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом <адрес> по ч.3 ст.30, п. «б» ч.3 ст.228.1, ч.2 ст. 228, ч.3 ст. 69, ч.5 ст. 69 УК РФ (приговор от ДД.ММ.ГГГГ) к 9 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Из описательно-мотивировочной части приговора от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1 осужден за совершение особо тяжкого преступления, в его действиях установлен особо опасный рецидив.
ДД.ММ.ГГГГ освобожден из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по постановлению Красноглинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.80 УК РОФ не отбытая часть наказания в виде лишения свободы 2 года 07 месяцев 18 дней заменена на ограничение свободы на срок 2 года 07 месяцев 18 дней.
В настоящее время ФИО1 состоит на учете в филиале по <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по <адрес>, как лицо, которому неотбытое наказание в виде лишения свободы заменено на ограничение свободы на срок 2 года 07 месяцев 18 дней. Предварительная дата снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ, неотбытый срок 1 месяц 11 дней.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в отношении ФИО1 подлежит установлению административный надзор, поскольку он является совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве.
Категории преступлений определены в статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Срок административного надзора привязан к сроку погашения судимости и не может его превышать ни при каких обстоятельствах.
Согласно пункту "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления - по истечении десяти лет после отбытия наказания.
В силу ч.4 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 15 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в период его нахождения в исправительном учреждении освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания. На это обстоятельство должно быть указано в резолютивной части решения.
При назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре) (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 41).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об установлении административного надзора сроком на 10 лет является правомерным, в связи с чем полагает необходимым установить в отношении Шатохина А.О. административный надзор сроком на 10 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчислять со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания в виде ограничения свободы по постановлению Красноглинского районного суда г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ.
Срок административного надзора исчислять со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания в виде ограничения свободы.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, поименован в ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального Закона РФ №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребываний для регистрации является обязательным.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая положения ст. 272 КАС РФ, Федерального закона Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. (ред. от 01.10.2019) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», признание исковых требований административным ответчиком, с учетом личности административного ответчика, представленной характеристики начальником филиала по Советскому району г. Самары ФКУ УИИ УФСИН России по Самарской области и ст.УУП ОУУП и ПДН ОП по Советскому району У МВД России по г.Самаре, согласно которым Шатохина А.О. характеризуют с удовлетворительной стороны, отсутствием нарушений за время отбывания наказания возложенных судом ограничений и обязанностей, наличием постоянного местожительства и регистрации, трудоустройства, требования административного истца подлежат удовлетворению, вместе с тем с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, с целью предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия и в целях защиты государственных и общественных интересов суд полагает необходимым установить административному ответчику административное ограничение в виде обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Установление в отношении Шатохина А.О. административного надзора не ухудшает его положение как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по месту жительства. Какие либо его права при этом не нарушаются. В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
Назначение ограничений не нарушают права административного ответчика, поскольку исходя из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поднадзорное лицо не лишено права обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Согласно ч.2 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При наличии нарушений поднадзорным лицом административных ограничений и несоблюдения законодательства РФ, орган внутренних дел в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Ермохина Н.Н. об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Шатохина А.О. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.
Установить в отношении Шатохина А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок 10 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В указанный период установить Шатохину А.О., ДД.ММ.ГГГГ рождения административные ограничения в виде:
- обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания в виде ограничения свободы по постановлению Красноглинского районного суда г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Советский районный суд города Самары.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>