дело № 2-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2012 года с. Новокиевский Увал
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко А.И.
при секретаре Савельевой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Гаркуша Людмилы Александровны к Маргаритовскому сельскому совету народных депутатов о признании незаконным решения Маргаритовского сельского совета народных депутатов № 9 от 10.04.2012 года об отказе в выплате социальных гарантий
У С Т А Н ОВ И Л :
Гаркуша Л.А. обратилась в суд с указанными требованиями по следующим основаниям : в соответствии с решением муниципальной избирательной комиссии муниципального образования Маргаритовского сельского совета от 02.03.2008 г. № 7 она была избрана Главой Маргаритовского сельского совета. На основании распоряжения Главы Маргаритовского сельского совета от 05. 03.2008 г. № 3 вступила в должность Главы Маргаритовского сельского совета. В соответствии с ч. 5 ст. 36 Устава Маргаритовского сельсовета, выборное должностное лицо после окончания срока полномочий и при не избрании на должность на новый срок продолжает получать назначенную ему заработную плату ( с учетом индексации) до устройства его на новое место работы в течение года со дня освобождения его от должности. В случае, если на новом месте работы( службы ) размер заработной платы ниже прежнего денежного вознаграждения с учетом дополнительных выплат ( за исключением единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска), производится доплата до уровня прежнего денежного вознаграждения с учетом дополнительных выплат ( за исключением единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска), но не более одного года со дня прекращения полномочий. Распоряжением Главы Маргаритовского сельского совета от 13.03.2012 года № 5 она была уволена по пункту 3 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации с сохранением социальных льгот и гарантий, предусмотренных пунктом 5 статьи 36 Устава Маргаритовского сельсовета..
05 апреля 2012 года она обратилась в Маргаритовский сельский совет с заявлением о предоставлении ей социальной гарантии в виде выплаты заработной платы, предусмотренной уставом.
Однако, решением Маргаритовского сельсовета № 9 от 10.04.2012 года ей было отказано в выплате социальной гарантии в связи с дефицитом средств бюджета.
Полагает отказ незаконным в связи с тем, что в соответствии со ст. 12 Трудового Кодекса Российской Федерации закон или иной нормативно правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношением, возникшим после введения его в действие.
Просит признать решение Маргаритовского сельского совета народных депутатов от 17.05.2012 г. № 16 «Об отказе в выплате социальной гарантии » незаконным и признать за ней право на ее выплату.
В судебном заседании Гаркуша Л.А. поддержала доводы, изложенные в заявлении, а также уточнила, что согласно изменениям, внесенным в устав, пункт 8, исключающий часть 5 стать 36 Устава Маргаритовского сельского совета, вступал в силу после окончания срока полномочий главы сельсовета и депутатов сельского совета народных депутатов, принявших настоящее решение, то есть он распространяется на глав, избранных после внесения изменений в устав. Когда она избиралась, данная норма действовала, и ее исключение, как ухудшающее ее положение, в соответствии с нормами трудового законодательства, на нее не распространяется и право на получение социальной гарантии за ней сохраняется. В бюджет Маргаритовского сельсовета на 2012 год расходы на предоставление социальной гарантии бывшему главе сельсовета не заложены. Бюджет Маргаритовского сельсовета является дотационным на 95 %. Собственных доходов на предоставление социальной гарантии нет. При формировании бюджета, им объяснили, что в первом квартале 2012 года он будет пересматриваться и средства на сохранение социальной гарантии будут выделены.
Ответчик по делу – Глава Маргаритовского сельсовета Бондарь Н.И. иск признала, суду пояснила, что они согласны выплачивать Гаркуша Л.А. в течение года разницу в заработной плате, получаемой ею в должности главы и получаемой в настоящее время по должности ведущего инспектора Маргаритовского сельсовета. Однако, денежных средств в бюджете муниципального образования нет и в бюджет на 2012 год они не были заложены. Бюджет Маргаритовского сельсовета дотационный, собственных средств на предоставление такой гарантии нет.
Привлеченное к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований -, Финансовое управление муниципального образования администрации Мазановского района в письменном отзыве на заявленные требования указало, что бюджет Маргаритовского муниципального образования дотационный. В пределах собственных налоговых и неналоговых поступлений в бюджет и с учетом выделенной дотации из районного бюджета Сельский совет самостоятельно сформировал расходную часть бюджета, в которой имел право запланировать средства социальных гарантий. В утвержденном бюджете поселения на 2012 год финансовые средства на выплату социальных гарантий указанных в исковых требованиях, не запланированы. В районном бюджете денежные средства на выплату социальных гарантий бывшим главам сельских администраций, не избранным на новый срок, не предусмотрены, так как не являются полномочиями муниципального района. Это обязательства бюджета поселения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, надлежащим образом извещенном о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные сторонами доказательства, приходит к следующему :
В период с 05 марта 2008 года по 13 марта 2012 года Горкуша занимала выборную должность главы Маргаритовского сельского совета. Ее полномочия были прекращены на основании пункта 3 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с не избранием на должность. Согласно распоряжению об увольнении № 5 от 13.03.2012 года она была уволена с занимаемой должности в связи с неизбранием на должность с сохранением социальных льгот и гарантий, установленных пунктом 5 статьи 36 Устава Маргаритовского сельсовета.
Статьей 36 Устава Маргаритовского сельского совета, принятым решением Маргаритовского сельского совета народных депутатов № 15 от 09.06.2008 г. предусмотрены гарантии осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности сельсовета. Пункт 5 указанной статьи содержал гарантии для депутатов, выборного должностного лица на продолжение получения назначенной ему заработной платы ( с учетом индексации) до устройства его на новое место работы в течение года со дня освобождения от должности в том числе в случае окончания срока полномочий и при не избрании на должность на новый срок полномочий. Финансирование расходов на оплату труда, пенсионное обеспечение и предоставление иных гарантий, установленных настоящим уставом, осуществляется за счет средств сельского бюджета.
Решением Маргаритовского сельского совета народных депутатов № 115 от 28.10.2010 года в Устав Маргаритовского сельсовета были внесены изменения, в том числе, пунктом 8 данного решения часть 5 статьи 36 исключена. Пункт 8 решения вступает в силу после истечения срока полномочий главы сельсовета и депутатов сельского совета народных депутатов, принявших настоящее решение. Изменения в Устав зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области 01 декабря 2010 года.
Согласно ч. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам ( включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников ), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
Частью 2 ст. 6 ТК РФ предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ( далее Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
При этом под гарантиями осуществления полномочий выборных должностных лиц понимаются гарантии, устанавливаемые нормами права в связи и по поводу обеспечения исполнения публичных полномочий выборных должностных лиц.
Предоставление гарантий в виде выплаты денежного вознаграждения после освобождения от должности выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации, соответственно относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей ( ст. 164, 165 ТК РФ).
На основании ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Установление гарантий в виде выплаты заработной платы после окончания полномочий этих лиц трудовое законодательство не предусматривает.
В связи с чем, ссылки истца об отнесении данных гарантий к нормам трудового законодательства в данном случае являются не обоснованными.
В соответствии со статьями 12 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
В пункте 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Названный Федеральный закон не относит вопросы социальной защиты лиц, утративших статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица к вопросам местного значения, но и не исключает возможность предоставления органами местного самоуправления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан, причем финансирование данных мер не является обязанностью местного самоуправления поселения и осуществляется при наличии возможности. Если бюджетом муниципального образования ( в том числе в связи с его дефицитом) не предусмотрены средства на реализацию дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, то действие нормативного акта, предусматривающего данные меры, может быть отменено или приостановлено.( ст. 83 БК РФ).
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип самостоятельности бюджетов, констатируется недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого, должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
Согласно абз.2,3 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Не предусмотрена выплата социальных гарантий бывшим главам поселений и Уставом Мазановского района, а так же законами субъекта. Ранее принятые законы Амурской области от 29.12.1997 № 46-ОЗ «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Амурской области», от 23.10.1995 № 33-ОЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области », предусматривавшие гарантии в виде выплаты заработной платы после окончания срока полномочий и при неизбрании на должность на новый срок полномочий, утратили силу в связи с принятием Закона Амурской области 11.06.2008 г. № 41-ОЗ « О признании утратившими силу отдельных законов Амурской области в сфере местного самоуправления».
Бюджетом муниципального образования Мазановский район при формировании бюджета на 2012 год была утверждена дотация на сбалансированность по единым принципам и нормативам, утвержденным Законом Амурской области «О межбюджетных взаимоотношениях» № 529-ОЗ.
Однако, как следует из приложения № 5 к Решению Маргаритовского сельского Совета от 28 декабря 2012 года № 175 «Об утверждении бюджета Маргаритовского сельсовета на 2012 год» - Расходы к бюджету поселения по разделам, подразделам функциональной классификации расходов бюджетов, -расходы на предоставление социальных гарантий в нем не предусмотрены. В связи с чем, ей правомерно было отказано в предоставление социальной гарантии в связи с отсутствием денежных средств на эти цели в бюджете поселения.
Доводы истицы, что при ее увольнении гарантия в виде сохранения заработной платы действовала, так как она содержит нормы трудового права и в соответствии со ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации не имеет обратной силы, не обоснованны. Указанная гарантия не относится к нормам трудового права, так как трудовым законодательством не предусмотрена. Действие данной нормы прекратилось при увольнении истицы в связи с прекращением полномочий Главы Маргаритовского сельсовета. В связи с прекращением действия данной нормы при увольнении ссылка на сохранение социальных гарантий и льгот, предусмотренных пунктом 5 статьи 36 Устава Маргаритовского сельсовета в распоряжении об увольнении Гаркуша, является необоснованной в связи с отсутствием правовых оснований, и не учитывается судом при вынесении решения. Кроме того, даже в случае действия данной нормы, Гаркуша не имела права на ее получением как в связи с отсутствием средств на ее предоставление в бюджете, так и в связи с тем, что фактически полномочия Гаркуша были прекращены не в связи в неизбранием на должность Главы, а в связи с тем,, что участия в выборах она не принимала, регистрация ее кандидатуры на должность главы была аннулирована..
При установленных в суде обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований истицы о признании незаконным решения Маргаритовского сельского совета народных депутатов № 19 от 14 мая 2012 года об отказе ей в предоставлении социальной гарантии в виде выплаты заработной платы и признании за ней права на получении данной гарантии.
Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Гаркуша Людмиле Александровне к Маргаритовскому сельскому совету о признании незаконным Решения Маргаритовского сельского совета народных депутатов № 9 от 10 апреля 2012 года «Об отказе в выплате социальной гарантии » и признании за ней права на выплату социальной гарантии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде через районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 25 июня 2012 года.
Судья : А.И.Самойленко