Дело №3-142/2014г.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре Козловой И.В.,
с участием:
представителя истца Шумейко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 25 декабря 2014 года гражданское дело по иску Авакяна Баграта Гамлетовича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
у с т а н о в и л:
Авакян Б.Г. обратился в Волгоградский областной суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с учётным номером 6-0-219 и с кадастровым номером 34:34:060057:699, площадью 4 480 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8359 680 руб., указав в обоснование, что является арендатором вышеуказанного земельного участка по договору аренды, заключенному с Мингосимуществом Волгоградской области. Расчёт арендной платы за участок по указанному договору произведён в соответствии с Порядком расчёта арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утверждённым постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 г. № 469-п, за основу которого принята кадастровая стоимость земельного участка. Превышение установленной кадастровой стоимости участка в результате проведения государственной кадастровой оценки его рыночной стоимости приводит к завышению размера арендной платы, что нарушает права истца в сфере предпринимательской деятельности.
Все участники процесса надлежаще уведомлены о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не известили, возражений против иска не представили. При таких данных суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, поддержавшего иск, отзыв ответчика на иск, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что истец на основании договора аренды, заключенном с Министерством по управлению государственным имуществом ДД.ММ.ГГГГ № <...> является арендатором земельного участка с учётным номером 6-0-219 и кадастровым номером 34:34:060057:699, площадью 4480 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01.01.2010 года.
С учетом указанного правового акта и стоимости 1 кв.м. на 01.01.2010г., по данным государственного кадастра недвижимости на момент предъявления иска кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:060057:699, площадью 4480 кв. м., составляет 35651 884 руб.
Стоимость определена в порядке, предусмотренном ст.24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности», на основании акта об утверждении кадастровой стоимости в связи с передачей земельного участка в аренду истцу.
Земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 18.09.2012г.после даты государственной кадастровой оценки как ранее неучтенный, изменений качественных и (или) количественных характеристик не претерпел.
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Требование об определении кадастровой стоимости земельного участка, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Суд соглашается с указанной правовой позицией, которая определена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
По правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.19 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В целях установления рыночной стоимости земельного участка, по заказу истца, ИП Клименко М. Ф. составлен Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 18.09.2012г. в размере 8359 680 руб.
Отчету № <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:060057:699, площадью 4 480 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, дано положительное Экспертное заключение № <...> Экспертным советом <.......>
Представленные истцом отчет и экспертная оценка отчета не оспариваются ответчиком, оценка земельного участка проведена в порядке установленном законодательством, избранный истцом способ защиты не противоречит закону.
Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание рыночную стоимость земельного участка, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
При этом, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является Федеральная кадастровая палата, наделенная приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 полномочиями органа кадастрового учета, в том числе, по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость земельного участка № 6-0-2019 с кадастровым номером 34:34:060057:699, площадью 4 480 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8359 680 рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка № 6-0-2019 с кадастровым номером 34:34:060057:699, площадью 4 480 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8359 680 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Волгоградский областной суд.
Судья М.Б. Гайдаров