Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2013 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Щербины Ю.И., при секретаре судебного заседания Будиловой Т.Е., с участием заявителя Петрова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 Петрова Е.А. об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и руководителя федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с невыплатой надбавки за особые условия военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Петров Е.А. обратился с заявлением в Ивановский гарнизонный военный суд, в котором он, с последующими уточнениями, указал, что ему не установлена и не выплачивалась надбавка за особые условия военной службы как военнослужащему, проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями, за период с 24 июля 2012 года по 30 ноября 2013 года.
В связи с изложенным Петров просил суд признать незаконными действия командира войсковой части 00000, связанные с непринятием мер по установлению ему надбавки за особые условия военной службы как военнослужащему, проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями, за указанный выше период, и обязать данное должностное лицо принять меры к обеспечению его вышеназванной надбавкой, а руководителя федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту – Расчётный центр) - выплатить ему названную выше надбавку. Кроме этого, заявитель просил возместить ему расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей.
В судебном заседании Петров поддержал в полном объёме свои заявленные требования и настаивал на их удовлетворении. Также он объяснил, что в течение второй половины 2012 года, а также в текущем году, в частности 5 декабря 2013 года, он обращался к командованию войсковой части 00000 с вопросом об установлении ему требуемой надбавки, однако данные требования не были разрешены до настоящего времени. Более того, его рапорт от вышеуказанной даты остался нереализованным, и ему фактически отказано в установлении указанной надбавки. В то же время ему установлена и выплачивается надбавка за особые условия службы как проходящему военную службу на воинской должности, замещаемой военнослужащими – наземными авиационными специалистами .
Командир войсковой части 00000, будучи уведомленным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не прибыл. При этом в своём отзыве на заявление Петрова он требования заявителя не признал и пояснил, что выплата данной оспариваемой надбавки прекращена с 24 июля 2012 года после отмены приказа Министра обороны Российской Федерации, которым определён перечень воинских должностей, по которым данная надбавка выплачивалась. Более того, в соответствии с указаниями начальника отдела кадров от 7 февраля 2013 года данная надбавка не подлежит включению в проекты приказов Министра обороны Российской Федерации для установления дополнительных выплат военнослужащим.
Представитель руководителя Расчётного центра Бирюкова О.В. в своих возражениях на заявление Петрова требования его заявления не признала и, просив рассмотреть дело в её отсутствие, пояснила, что все дополнительные выплаты заявителю производятся согласно данным, внесённым в единую информационную систему должностными лицами кадровых органов, оснащённых программными изделиями ресурсного обеспечения «Алушта». Поэтому каких-либо нарушений прав данного военнослужащего со стороны должностных лиц Расчётного центра не имеется. При этом заявителю начислялась и выплачивалась надбавка за особые условия военной службы в период с 1 января по 23 июля 2012 года – в размере 40 процентов, а в период с 24 июля по настоящее время – 20 процентов от оклада по воинской должности.
Заслушав объяснения заявителя, исследовав представленные сторонами доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Из содержания пунктов 12, 18 статьи 2 названного Федерального закона следует, что для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в числе иных дополнительных выплат предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Упомянутые Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073.
Абзацем 1 подпункта «г» пункта 3 данных правил установлено, что надбавка выплачивается в размере до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
В соответствии с пунктом 5 Правил размер надбавки определяется по каждому из оснований в пределах, установленных пунктами 3 и 4 данных Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Одним из таких правовых актов является Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700.
В частности, подпунктом «д» пункта 53 данного Порядка предусмотрена выплата надбавки в размере 20 процентов оклада по воинской должности военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Пунктом 55 Порядка установлено, что военнослужащим, имеющим право на получение надбавки по двум и более основаниям, размер надбавки определяется путем суммирования процентов по каждому основанию. При этом выплата надбавки производится в размере не более 100 процентов оклада по воинской должности военнослужащего.
Из содержания пунктов 38 и 39 названного Порядка следует, что выплата надбавки за особые условия службы производится военнослужащим со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах.
Согласно выписке из приказа от 16 октября 2009 года № Петров Е.А. назначен на должность <данные изъяты>, и ему установлен <данные изъяты> тарифный разряд.
Как видно из выписки из штата войсковой части 00000 № 15\264, в непосредственном подчинении Петрова фактически находится 1 подчинённый военнослужащий.
Учитывая, что правовые нормы, предусматривающие выплату требуемой заявителем надбавки за командование подразделениями, не содержат ссылки на перечень каких-либо должностей, принимая во внимание вышеприведённые фактические данные, следует прийти к выводу, что Петров имеет право на получение рассматриваемой надбавки в размере 20 процентов оклада по воинской должности.
При этом данная надбавка, как явствует из расчётных листков, предоставленных Расчётным центром, ему была установлена на период с 1 января по 23 июля 2012 года.
Из расчётных листков денежного довольствия заявителя также усматривается, что Петрову не выплачивалась надбавка за особые условия службы в период с 24 июля 2012 года по сентябрь 2013 года – как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Петров действительно имеет право на получение оспариваемой выплаты за вышеуказанные периоды, поэтому бездействие командира войсковой части 00000, связанное с непринятием надлежащих мер для её назначения, является незаконным. Кроме того, суд полагает, что восстановление нарушенных прав заявителя возможно путём возложения на командира войсковой части 00000 обязанности по устранению допущенных нарушений, а на руководителя Расчётного центра – по выплате упомянутой надбавки.
На этот вывод суда не влияют ссылки представителя командира войсковой части 00000 на указания вышестоящего командования о запрете представления проектов приказов для назначения военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавки за особые условия службы, так как данная надбавка предусмотрена вышеприведенными Постановлением Правительства Российской Федерации и Приказом Министра обороны Российской Федерации, а начальник отдела кадров не обладает полномочиями по прекращению или приостановлению ее выплаты.
Кроме этого, на вышеприведённый вывод суда не влияет то обстоятельство, что заявителю начисляется и выплачивается надбавка за особые условия военной службы как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, замещаемой военнослужащими – наземными авиационными специалистами в размере 20 процентов оклада по воинской должности, поскольку выплата указанной надбавки в совокупности с оспариваемой надбавкой в суммарном значении не превышает 100 процентов оклада по воинской должности и не противоречит пункту 55 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700.
Таким образом, заявление Петрова подлежит удовлетворению в полном объёме.
Согласно приложению № 3 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, размер оклада по воинской должности, для которой предусмотрен <данные изъяты> тарифный разряд, составляет <данные изъяты>.
Таким образом, Петрову причитаются к выплате: <данные изъяты>.
Ввиду удовлетворения заявления Петрову на основании статьи 98 ГПК РФ подлежат возмещению судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194 – 199 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Петрова Е.А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части 00000, связанное с непринятием мер к назначению Петрову Е.А. надбавки за особые условия военной службы за период с 24 июля 2012 года по 30 ноября 2013 года как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, в размере 20 процентов оклада по воинской должности ежемесячно.
Обязать командира войсковой части 00000 принять необходимые меры к назначению Петрову Е.А. надбавки за особые условия военной службы за период с 24 июля 2012 года по 30 ноября 2013 года как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, в размере 20 процентов оклада по воинской должности ежемесячно.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Петрова Е.А. <данные изъяты> в счёт выплаты ему надбавки за особые условия военной службы за период с 24 июля 2012 года по 30 ноября 2013 года как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Петрова Е.А. 200 (двести) рублей в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) внесено представление в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.И. Щербина