Дело № 2-101/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2013 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Гулиной И.В.,
с участием истца Аликина А.М., его представителя Шестакова С.Л., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аликина А.М. к Азматову А.И. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Аликин А.М. обратился в суд с иском к Азматову А.И. о признании права собственности на жилое помещение <адрес> в порядке приватизации.
В судебном заседании истец Аликин А.М. исковые требования поддержал, пояснил, что прописан в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, иного жилья не имеет, считает, что здание пожарного депо было приватизировано незаконно, на 3 и 4 этажах имеются жилые помещения. 5 марта получил уведомление из ОАО «Нытва» о необходимости сняться с регистрационного дела и освободить квартиру. Новому собственнику при покупке было известно, что в здании проживают люди.
Представитель истца Шестаков С.Л. исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении, представил письменное пояснение по иску.
Ответчик Азматов А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не возражает на рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Черкасов А.Д. в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, с иском не согласен, поддерживает доводы, указанные в письменном отзыве (л.д. 86-89).
Третье лицо Аликина С.П. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Согласно ст. 1 вышеуказанного закона, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 1541-1, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 18 данного закона, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г., действовавшей на момент приватизации Нытвенского металлургического завода) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением, в том числе, жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций, указанные объекты относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на период приватизации Нытвенского металлургического завода, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ст. 10 Жилищного кодекса РФ объектом жилищных отношений может быть только жилое помещение.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.
Жилым помещением признается: квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии с п. 4 ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1301 от 13.10.1997 г., государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.
Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ).
П. 4 вышеуказанного Положения устанавливает, что БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности.
Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства".
Согласно п. 1, настоящее Положение определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 6 Положения, техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.
По результатам технической инвентаризации, в соответствии с п. 7 Положения, на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр). Объектам учета в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера, на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 8 Положения, в результате осуществления первичного государственного технического учета указанных в настоящем пункте объектов капитального строительства и помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта.
Согласно п. 11 Положения, на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр.
ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ст. 1).
В соответствии со ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений.
Кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, установлены требования к жилому помещению и порядок признания жилого помещения пригодным для проживания.
П. 42. Положения устанавливает, что комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии со ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Ст. 23 ЖК РФ определяет, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Ч. 2 ст. 23 ЖК РФ содержит перечень документов, которые собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) предоставляет в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в том числе: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение.
4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.
5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.
7. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
30.09.1987 г. принято в эксплуатацию законченное строительством пожарное депо на 6 автомашин, что подтверждается актом.
В план приватизации Нытвенского металлургического завода, утвержденного председателем Комитета по управлению имуществом Пермской области 14.12.1993 г. включено здание пожарного депо (л.д. 64-83).
Постановлением главы администрации Нытвенского района № 1000 от 20.09.1999 г. на основании письма от 07.09.1999 г. генерального директора ОАО «Нытва» присвоен статус служебного жилья за жилыми помещениями, находящимися в здании пожарного депо ОАО «Нытва» по адресу: <адрес> с выдачей ордеров установленного образца (л.д. 42).
В соответствии с техническим паспортом нежилого здания (строения) - пожарного депо (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), назначение здания - производственное (л.д. 28-31, 50-62). В экспликациях к поэтажному плану здания указано, что на 3 и 4 этажах имеются квартиры, указана их площадь - общая и жилая, квартира № находится на 3 этаже.
21.05.2003 г. в ЕГРП зарегистрировано право собственности ОАО «Нытва» на кирпичное здание пожарного депо на 6 машин, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 33).
Решением Нытвенского городского Совета народных депутатов от 12.04.1988 г. утверждена служебной жилая площадь в сданном пожарном депо (15 комнат, 10 квартир) для Нытвенского метзавода (л.д. 32).
Решением дирекции и профкома НМЗ утвержден протокол № заседания жилищно-бытовой комиссии от02.03.1990 г., на котором служебная квартира по адресу: <адрес> выделена работнику ВПЧ-61 Аликину А.М. (л.д. 108-109).
Истец Аликин А.М., третье лицо Аликина С.П. зарегистрированы по адресу: <адрес>, с 17.01.1990 г., что подтверждается копиями паспортов истцов, карточками форм «А» и «Б», справкой ОАО «Нытва» от 04.07.2012 г. (л.д. 8-9, 16, 17-19).
17.03.1994 г. г. между ЖКО д/у № 2 и Аликиным А.М. заключен договор найма жилого помещения на квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 12-15, 110-117).
Копией трудовой книжки, справками подтверждается, что Аликин А.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в 61 пожарной части 21 отряда Государственной противопожарной службы <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ОАО «Нытва» начальником караула пожарной части (л.д. 21-25).
Сообщениями из БТИ, Управления Росреестра по Пермскому краю подтверждается, что в собственности истца жилых помещений не имеется, участия в приватизации он не принимал (л.д. 26-27).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Нытва» и Азматовым А.И. заключен договор купли-продажи здания пожарного депо (л.д. 55-58 дело №), право собственности ответчика на указанное здание зарегистрировано в ЕГРП (л.д. 36-37).
Истцом в суд представлен технический паспорт на квартиру <адрес>, составленный по состоянию на 14.02.2013 г.
В судебном заседании по ходатайству истца обозрены квитанции об оплате коммунальных услуг за период с 1995 г. по 2012 г., начисление платы за коммунальные услуги подтверждается также справкой ОАО «Нытва» от 09.07.2012 г., выпиской из лицевого счета за 2012 г., копией счета-извещения за октябрь 2012 г. (л.д. 10-11, 20).
В судебном заседании обозрены гражданские дела № по иску Спеховых к ОАО «Нытва» о возложении обязанности заключить договора передачи квартиры в собственность, в удовлетворении требований отказано, решение суда вступило в законную силу 28.03.2011 г. (л.д. 117-123, 104-144), а также дело № по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Нытва», МУП «Теплосеть» о возложении обязанности возобновить электроснабжение.
В деле № имеются сообщение из Нытвенского филиала ГУП ЦТИ Пермского края, уведомления из Ростеестра, согласно которым сведения о регистрации прав на жилые помещения №, № по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 74-78).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец проживает в квартире с 1990 г. по настоящее время, между истцом и АО «Нытва» в 1994 г. заключен договор социального найма жилого помещения. В настоящее время здание пожарного депо на праве собственности принадлежит Азматову А.И.
Также в судебном заседании установлено, что спорная квартира, в которой проживают истец, не имеет статуса жилого помещения, поскольку не отнесена к объектам жилищного фонда, что подтверждается отсутствием указания в техническим паспорте номера в реестре жилищного фонда.
Из сведений ЦТИ, Росреестра следует, что права на квартиры, находящиеся в здании пожарного депо, в БТИ, в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество, не регистрировались, зарегистрировано право собственности Азматова А.И. на здание пожарного депо в целом, здание пожарного депо имеет производственное назначение и не относится к объектам жилищного фонда.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что спорное помещение переведено в жилое (ст. 22-23 ЖК РФ) и прошло государственный кадастровый учет в соответствии с ФЗ № 221-ФЗ
Тот факт, что постановлением главы администрации района № 1000 от 07.09.1999 г. жилым помещениям, находящимся в здании пожарного депо, присвоен статус служебного жилья, не имеет юридического значения, поскольку на тот момент приватизация Нытвенского металлургического завода уже была завершена, в состав приватизируемого имущества было включено здание пожарного депо, поэтому администрация района не вправе была распоряжаться данным имуществом.
Кроме того, в соответствии с действующим на тот период законодательством после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно было быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Фактически такая регистрация жилых помещений в здании пожарного депо осуществлена не была, таким образом, спорное жилое помещение нельзя считать служебным.
Суд при вынесении решения не принимает в качестве доказательства акт обследования жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ и заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что жилые помещения, расположенные на 3-4 этажах здания по адресу: <адрес>, соответствуют требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодны для проживания (л.д. 38-39), поскольку состав комиссии не соответствует требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. Следовательно, данные документы не имеют юридического значения по делу.
Заключение № 02-01 29.01.2013 г., выполненное независимым экспертом-оценщиком ИП Пичугиным А.М., в соответствии с которым помещения, расположенные по адресу: <адрес>, соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям по техническому и санитарному состоянию, представленное истцом (л.д. 92-107), также не имеет доказательственной силы, поскольку эксперт-оценщик не является органом, уполномоченным в соответствии с постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006 г. признавать жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
Несмотря на то, что спорная квартира фактически используется как жилье, в состав жилищного фонда она не включена, не имеет статуса жилого помещения, находится в административном здании, объектом права собственности ответчика является нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, а не отдельные помещения в этом здании.
Ссылка истца на проживание в спорном жилом помещении на условиях найма и регистрацию в нем по месту жительства не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку сам по себе факт заключения такого договора не является доказательством признания за спорным помещением в установленном законом порядке статуса жилого помещения, а регистрация является актом государственного органа, который каких-либо прав в отношении данного помещения не порождает.
Исходя из того, что спорное помещение не отнесено в установленном законом порядке к жилым, то оснований для признания права собственности на спорное помещение в порядке приватизации за истцом не имеется.
Вопросы перевода нежилых помещений в жилые, государственного учета жилищного фонда, государственного кадастрового учета недвижимого имущества не входят в компетенцию суда, поскольку суд при вынесении решения не вправе подменять собой государственные и муниципальные органы, наделенные соответствующей компетенцией.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Истцом не представлено достаточно доказательств в обоснование своих требований.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Аликина А.М. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Отказать Аликину А.М. в удовлетворении исковых требований к Азматову А.И. о признании права собственности на жилое помещение № на 3 этаже 5-этажного кирпичного здания <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Волкова