Дело № 2-429/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мелеуз 10 марта 2022 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Л.И.,
при секретаре судебного заседания Шульгиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черненко ФИО9 к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о восстановлении пропущенного срока на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
УСТАНОВИЛ:
Черненко С.В. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя его тем, что она является правопреемником умершего 12 февраля 2011 года застрахованного лица – мужа Черненко В.А., <дата обезличена> года рождения. В связи с тем, что она не знала о наличии средств пенсионных накоплений, так как при обращении в ГУУПФ после смерти мужа ей было разъяснено, что таких средств не имеется, а в настоящее время выяснилось, что средства пенсионных накоплений имеются, поэтому обратиться с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, в установленные сроки не могла и пропустила срок обращения по уважительной причине.
Просит восстановить пропущенный срок на получение выплаты средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, умершего застрахованного лица Черненко В.А., 16 июля 1963 года рождения, умершего 12 февраля 2011 года.
В судебном заседании истец Черненко С.В. не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, третьи лица Хисамутдинова А.В., Черненко С.В., Черненко В.М. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения требований не возражали.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в случае наступления смерти застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения указанных средств.
В п. 6 ст. 16 указанного закона предусмотрено, что при отсутствии заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам в следующей последовательности: 1) в первую очередь – детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь – братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам, независимо от возраста и состоянии трудоспособности.
Согласно справке ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от 28 декабря 2021 года <№> у умершего застрахованного лица Черненко В.А. имеются средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.
Свидетельством о смерти серии <№> от 15 февраля 2011 года подтверждается, что Черненко В.А., <дата обезличена> года рождения умер <дата обезличена> года.
Из материалов наследственного дела <№> (нотариус Новикова С.Ф.) следует, что после смерти Черненко В.А., умершего <дата обезличена> года, наследником по закону, принявшим наследство, являются жена Черненко С.В.
Таким образом, истец Черненко С.В. относится к правопреемникам первой очереди.
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (в ред. Федерального закона от 09 мая 2005 г. № 48-ФЗ) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения может быть восстановлен в судебном порядке.
Установленный законом шестимесячный срок истцом Черненко С.В. пропущен по уважительной причине, поскольку о наличии у её умершего мужа средств пенсионных накоплений ей стало известно только 28 декабря 2021 года после получения справки из ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, в силу чего она не имела возможности своевременно обратиться в Пенсионный фонд РФ.
На основании изложенного и в силу ст. 46 Конституции РФ, п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» иск Черненко С.В. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Черненко ФИО10 к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о восстановлении пропущенного срока на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица удовлетворить.
Восстановить Черненко ФИО12 пропущенный срок на обращение в Пенсионный фонд РФ с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета Черненко ФИО11, <дата обезличена> года рождения, умершего <дата обезличена> года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца.
Судья Л.И. Насырова