Решение по делу № 33-4357/2019 от 15.08.2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Ласко О.Л. Дело № 33 – 4357/2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 сентября 2019 года г.Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Крамаренко О.А.

судей: Теплинской Т.В., Ивановой О.В.

при секретаре: Плотниковой Э.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 05 июня 2019 года, которым на Правительство Калининградской области возложена обязанность предоставить Овчинниковой Светлане Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных норм за счет средств бюджета Калининградской области.

Заслушав доклад судьи Теплинской Т.В., возражения Овчинниковой С.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Овчинникова С.В. обратилась в суд с иском к Правительству Калининградской области, указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была включена в список указанных лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени ее право не реализовано. В этой связи просила обязать Правительство Калининградской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных норм за счет средств бюджета Калининградской области.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство по имуществу Калининградской области

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Овчинниковой С.В. к Правительству Калининградской области отказать, ссылаясь на то, что по данной категории спора Правительство Калининградской области является ненадлежащим ответчиком. Настаивает на том, что требования истца о предоставлении жилого помещения должны быть адресованы к органу исполнительной власти Калининградской области – надлежащему ответчику, который принимает решение о предоставлении жилого помещения и фактически его предоставляет, то есть к Агентству по имуществу Калининградской области.

От Агентства по имуществу Калининградской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения.

Представители ответчиков - Правительства Калининградской области, Агентства по имуществу Калининградской области и третьего лица - Министерства социальной политики Калининградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди (п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, утративший силу с 01 января 2013 года – Федеральный закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ).

В силу положений ст. 8 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 4 данного закона предусмотрено, что действие положений статьи 8 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, указанный Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ имеет обратную силу, в связи с чем, на возникшие правоотношения он также распространяется.

В силу статьи 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции ФЗ РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях, собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в том числе, следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции ФЗ РФ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Также Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса, в том числе и обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Во исполнение указаний Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ был принят Закон Калининградской области от 26 декабря 2012 года № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым внесены изменения в Законы Калининградской области от 3 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» и от 28 декабря 2005 года № 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 4 Закона Калининградской области от 26 декабря 2012 года № 191 предусмотрено, что настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года и распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления настоящего Закона в силу.

Согласно ст.43-3 Закона Калининградской области от 3 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным статьей 43-5 настоящего Закона.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.43-5 указанного Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, Овчинникова С.В., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении ее матерью является Е., отцом - Р..

04.06.2003 года Е. умерла, 19.12.2002 года умер Р., что подтверждается соответствующими свидетельствами о смерти.

Постановлением заместителя главы администрации муниципального образования Багратионовский городской округ» Калининградской области от 22.07.2003 № 681 Овчинникова С.В. была определена в детский дом «Колосок» г. Багратионовска, и за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Постановлением главы администрации муниципального образования Багратионовский городской округ» Калининградской области от 02.11.2010 № 1528 вышеуказанное Постановление от 22.07.2003 № 681 о закреплении за истицей жилья - отменно.

Постановлением заместителя главы администрации муниципального образования Багратионовский городской округ» Калининградской области от 11.03.2011 № 13 Овчинникова С.В. принята на внеочередной учет и включена в Список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно представленной суду поквартирной карточки, Овчинникова С.В. зарегистрирована в квартире, общей площадью 63,9,0 кв. м. по адресу: <адрес>, принадлежащей ЗАО «Калининградец», где помимо неё зарегистрированы ещё 7 человек.

Как следует, из письма Министерства социальной политики Калининградской области от 19.02.2014 № 1007-127, Овчинникова С.В. была включена в Список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и значилась в указанном списке под № 561.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области жилых помещений в собственности истца не имеется.

Поскольку истица является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, проживает в жилом помещении, где на одного человека приходится площадь жилого помещения менее учетной нормы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на основании положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у нее возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с чем исковые требования судом удовлетворены обоснованно.

При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения правомерно возложена судом на Правительство Калининградской области, доводы же апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе возложение на Агентство по имуществу Калининградской области статьей 5 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» полномочий по заключению договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке, определяемом Правительством Калининградской области, не свидетельствует о наличии оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на Агентство по имуществу Калининградской области.

Согласно ст. 11 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области» Правительство Калининградской области обеспечивает социальную поддержку детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, введенным законом от 18 января 1996 года № 30 Правительство Калининградской области управляет и распоряжается собственностью Калининградской области в соответствии с законами Калининградской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Калининградской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Калининградской области наделяет полномочиями по осуществлению соответствующих функций возглавляемые им органы исполнительной власти Калининградской области.

В силу положений ст. 5 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» в редакции Закона Калининградской области от 24 декабря 2018 года N 246, специально уполномоченный орган государственной власти области в сфере имущественных отношений заключает договоры найма служебных жилых помещений и договоры найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке, определяемом Правительством Калининградской области; осуществляет приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Как предусмотрено статьей 43-6 Закона Калининградской области «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 24 декабря 2018 года № 246), на основании решения межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилых помещений органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, принимается решение о таком предоставлении и заключается договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда Калининградской области.

Совокупный анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области является полномочием Правительства Калининградской области, а дальнейшее распределение его полномочий между органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере социальной защиты населения, в сфере имущественных отношений и другими, не указывает на отсутствие правовых оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан на Правительство Калининградской области.

Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.328 п.1, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 05 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-4357/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Овчинникова Светлана Владимировна
Ответчики
Агенство по имуществу Калининградской области
Правительство Калининградской области
Другие
Министерство социальной политики Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Теплинская Татьяна Валерьевна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
11.09.2019[Гр.] Судебное заседание
16.09.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2019[Гр.] Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
11.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее