Дело № 4а-108/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 ноября 2019 года |
г. Горно-Алтайск |
Заместитель председателя Верховного суда Республики Алтай Сарбашев В.Б., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Алтай Дымова В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 15 апреля 2019 года, которым
прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Ларина Евгения Владимировича на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 11 июня 2019 года, которым
оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска от 11 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Ларина Евгения Владимировича, протест первого заместителя прокурора Республики Алтай Рехтина В.Л. – без удовлетворения,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 15 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 11 июня 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, принятых в отношении министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Ларина Е.В.
В протесте, поданном в Верховный суд Республики Алтай, заместитель прокурора Республики Алтай Дымов В.А. просит постановление мирового судьи и решение судьи городского суда отменить, дело вернуть на новое рассмотрение. Выражая свое несогласие с вынесенными судебными актами, заместитель прокурора Республики Алтай указывает, что представление внесено на имя министра, который в силу п. 20 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Представление было адресовано министру, который должен был организовать надлежащее рассмотрение всех поступающих документов, в том числе актов прокурорского реагирования и контролировать прохождение документов внутри учреждения, проинформировать прокуратуру республики о дате и времени рассмотрения представления, о принятых мерах по устранению допущенных министерством нарушений. Не выполнив требования Закона о прокуратуре, Ларин Е.В. ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности. Умысел выражается в том, что министр Ларин Е.В. умышленно не исполнил требования, изложенные в представлении. О наличии умысла свидетельствует, то, что о поступлении представления прокуратуры республики в Минприроды Республики Алтай Ларин Е.В. должен был знать и знал про него от своих подчиненных, на момент истечения срока, установленного ст. 24 Закона о прокуратуре, Ларин Е.В. исполнял свои обязанности самостоятельно, поэтому состав административного правонарушения образует именно незаконное бездействие министра, а не третьих лиц. Министром природных ресурсов, экологии имущественных отношений Лариным Е.В. не были приняты меры по выполнению законных требований прокурора и после получения запроса о предоставлении информации и документов, обосновывающих несвоевременность исполнения представления прокурора. Судьями не учтено, что в представлении прокурора содержалось требование о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а данный вопрос вправе решать только работодатель, т.е. министр, в связи с чем представление он должен был рассмотреть лично. При указанных обстоятельствах в деянии министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Ларина Е.В. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре»).
Согласно материалам дела 26 декабря 2018 года первый заместитель прокурора Республики Алтай Рехтин В.Л. внес в адрес Министра природных ресурсов, экологии имущественных отношений Республики Алтай представление об устранении нарушений требований законодательства о нормативных правовых актах и об управлении государственной собственностью. В представлении указывалось на безотлагательное рассмотрение представления, принятие мер к устранению нарушений требований законодательства о нормативных правовых актах и об управлении государственной собственностью, причин и условий, им способствующих, а также по недопущению подобных нарушений впредь; в установленном порядке рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения; о рассмотрении представления с обязательным участием представителя прокуратуры республики, заблаговременно письменно уведомив о месте, о дате и времени рассмотрения, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в письменной форме сообщить в прокуратуру республики в установленный законом месячный срок со дня поступления.
Представление поступило в министерство 27 декабря 2018 года.
Ответ на представление прокурору направлен 08 февраля 2019 года. Сведений о направлении в прокуратуру республики информации о дате и времени рассмотрения представления не имеется.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора Республики Алтай старшим советником юстиции Дымовым В.А. в отношении министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Ларина Е.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Мировым судьей вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения в деянии министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Ларина Е.В.
Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что в материалах дела не имеется доказательств того, что министру Ларину Е.В. было известно о поступлении представления прокурора в Минприроды Республики Алтай, а то, что министр несет персональную ответственность за распределение обязанностей по решению вопросов, относящихся к компетенции министерства, не свидетельствует о наличии в его действиях (бездействии) умысла на невыполнение требований прокурора.
Постановление мирового судьи оставлено без изменения судьей Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай. При этом судья городского суда отметил, что мировой судья правильно пришел к выводу о том, что умысла в бездействии министра Ларина Е.В. по невыполнению требований прокурора не установлено, а то, что министр несет персональную ответственность за распределение обязанностей по решению вопросов, относящихся к компетенции министерства, не свидетельствует о наличии в его действиях (бездействии) умысла на невыполнение требований прокурора.
С указанными выводами судей согласиться нельзя в связи со следующим.Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из содержания Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 21 мая 2015 года № 135 министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности (п. 20); министр распределяет обязанности по решению оперативных, организационных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции Министерства (пп. «а» п. 20); представляет в установленном порядке Министерство в отношениях с федеральными и исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, органами местного самоуправления в Республике Алтай (пп. «ж» п. 20).
Представление первого заместителя прокурора Республики Алтай внесено на имя министра природных ресурсов, экологии имущественных отношений Республики Алтай, и поступило в министерство 27 декабря 2018 года. В силу положений ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре» не позднее 28 января 2019 года в прокуратуру Республики Алтай должно было быть сообщено о результатах принятых мер. Однако ответ на представление направлен в прокуратуру Республики Алтай 08 февраля 2019 года и поступил в прокуратуру 08 февраля 2019 года.
Таким образом, ответ на представление поступил за пределами срока, установленного Федеральным законом «О прокуратуре».
При этом министр Ларин Е.В. является должностным лицом, которому было адресовано представление прокурора и которое обязано было дать ответ на представление. В последующем соответствующий ответ подписан министром Лариным Е.В. и информация о результатах рассмотрения представления представлена с нарушением установленного срока.
Нахождение министра Ларина Е.В. в отпуске не может быть признано обстоятельством, опровергающим наличие умысла на совершение правонарушения в форме бездействия, поскольку конкретные меры по устранению выявленных правонарушений, указанных в представлении прокурора, должны были быть приняты в течение месяца. К моменту окончания приведенного срока министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Ларин Е.В. находился на своем служебном месте. Из материалов, приложенных к ответу министра на представление, следует, что указанные в представлении нарушения законодательства устраняются путем издания нормативного правового акта за подписью министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Таким образом, министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай должен был быть признан субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
В протесте заместитель прокурора просит отменить постановление мирового судьи и решение судьи городского суда, и направить дело на новое рассмотрение.
Однако в силу ст. 30.17 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно – поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в п. 2 ст. 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений п. 2 ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола № 11), п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении и повторное рассмотрение дела возможны, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
По настоящему делу мировым судьей при рассмотрении дела не допущены существенные нарушения, носящие фундаментальный, принципиальный характер, которые повлияли на исход дела. Постановление о прекращении производства по делу вступило в законную силу.
Несогласие с оценкой доказательств и мотивами, по которым сделан вывод об отсутствии в деянии министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Ларина Е.В. состава административного правонарушения не согласуется с положениями п. 2 ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола № 11), п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Верховного суда Республики Алтай
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 15 апреля 2019 года, решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятые в отношении министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Ларина Евгения Владимировича, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Алтай Дымова В.А. – без удовлетворения.
Заместитель председателя Верховного суда Республики Алтай |
В.Б. Сарбашев |