УИД 63RS0038-01-2021-002195-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 20 апреля 2021 года
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мячиной Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Ломакиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2118/2021 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары к Черкасовой С.М. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ИФНС России по Кировскому району г. Самары обратился в суд с административным иском, в котором просит взыскать с Черкасовой С.М. недоимку за 2018 г. по налогу на имущество физических лиц, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в обшей в сумме <данные изъяты> руб., в том числе налог <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
В последующем административный истец заявленные требования уточнил и просил взыскать с административного ответчика Черкасовой С.М. задолженность за 2016 г. по налогу на имущество в размере <данные изъяты> руб.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что Черкасова С.М. является налогоплательщиком указанного налога в рассматриваемом налоговом периоде, в связи с наличием объектов налогообложения. В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление, которое в срок исполнено не было, в связи с чем налоговым органом были в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки, которые также не были оплачены Черкасовой С.М., в связи с чем административный истец обратился в суд за взысканием данной недоимки.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Черкасова С.М. также в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания уведомлена надлежащим образом. В адрес суда административным ответчиком подано заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие, а также указано, что с административным исковым заявлением она не согласна, т.к. является инвалидов 3 группы, а также административным истцом пропущен шестимесячный срок для взыскания указанной недоимки в исковом порядке.
В соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате судебного заседания.
Исследовав предоставленные материалы административного дела, суд приходит к следующему: в силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги.
Установлено в судебном заседании, что Черкасова С.М. (ИНН №) является налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемом налоговом периоде, в связи с наличием у неё объектов налогообложения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.4-6 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Порядок и сроки уплаты налога на имущество предусмотрены главой 32 НК РФ и Законом Самарской области №94-ГД от 11.03.2005 г. «О земле».
Согласно сведений предоставленных Управлением Росреестра по Самарской области в собственности Черкасовой С.М. с *** находится квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В соответствии с требованиями налогового законодательства в адрес налогоплательщика были направлены:
- налоговое уведомление № от *** со сроком оплаты до *** с расчетом налога на имущество физических лиц за 2015 г. на общую сумму <данные изъяты> руб.,
- налоговое уведомление № от *** со сроком оплаты до *** с расчетом налога на имущество физических лиц за 2016 г. на общую сумму <данные изъяты> руб.,
- налоговое уведомление № от *** со сроком оплаты до *** с расчетом налога на имущество физических лиц за 2018 г. на общую сумму <данные изъяты> руб.
В последующем в связи с отсутствием сведений об оплате налога в адрес Черкасовой С.М. были направлены:
- требование № по состоянию на *** с расчетом налога в сумме <данные изъяты> руб. и пени <данные изъяты> руб. и установлен срок оплаты до ***,
- требование № по состоянию на *** с расчетом налога в сумме <данные изъяты> руб. и пени <данные изъяты> руб. и установлен срок оплаты до ***,
- требование № по состоянию на *** с расчетом налога в сумме <данные изъяты> руб. и пени <данные изъяты> руб. и установлен срок оплаты до ***,
Требования и налоговые уведомления направлены административному ответчику своевременно, в соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений.
В соответствии с ч.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, у административного истца отсутствовали основания о взыскании задолженности по налогам и пени за 2015,2016 г. г. в соответствии с требованиями ст. 48 НК РФ и данные основания возникли после того, как сумма налога превысила 3000 руб. по требованию № по состоянию на ***.
В связи с неисполнением требования об уплате задолженности по налогу и пени, административный истец обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа и *** был выдан судебный приказ №2а-28.04/2020, который на основании определения от *** мирового судьи судебного участка №9 Кировского судебного района г. Самары был отменен.
В последующем административный истец, воспользовавшись своим правом на обращение в суд с административным исковым заявлением на взыскание недоимки по налогу с Черкасовой С.М., направил *** в адрес суда данное административное исковое заявление. Таким образом, срок, установленный ст. 286 КАС РФ административным истцом нарушен.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом ИФНС по Кировскому району г. Самары не представлено.
Согласно пп. 4 п.1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях ходатайство истца-гражданина о восстановлении пропущенного срока исковой давности может быть удовлетворено судом лишь в исключительных случаях, под которыми понимаются признанные судом уважительными обстоятельства, связанные с личностью гражданина, из-за которых срок исковой давности был пропущен.
В административном исковом заявлении административным истцом не указаны уважительные причины, по которым своевременно не были приняты решения о взыскании задолженности и не были поданы иски в суд.
Таким образом, суд считает необходимым применить исковую давность по настоящему делу, отказав административному истцу ИФНС России по Кировскому району г. Самары в удовлетворении исковых требований о взыскании налога на имущество и пени в связи с пропуском срока исковой давности.
С истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию (ст. 207 ГК РФ).
Таким образом, административный истец на дату обращения с административным иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по пени за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.
По смыслу норм ст. 48 НК РФ, ст. 138 КАС РФ, пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с гражданина задолженности по налогам и сборам.
Поскольку был установлен факт пропуска срока без уважительной причины, суд должен был принять решение без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
С учётом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска ИФНС России по Кировскому району г. Самары к Черкасовой С.М. о взыскании налога на имущество и пени, отказать, в связи с пропуском срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС по Кировскому району г. Самары к Черкасовой С.М. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары со дня вынесение мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 20.04.2021 г.
Судья - Л.Н. Мячина