<данные изъяты>
Дело № 2-2350/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 24 июля 2013 года
Кировский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кийкова С.Г.,
при секретаре Весниной Ю.А.,
с участием процессуального заявителя – помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <данные изъяты>, Администрации <адрес>, Департаменту городского хозяйства администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> г.Красноярска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации <данные изъяты>, Администрации <адрес>, Департаменту городского хозяйства администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранения нарушений, требования мотивируя тем, что в ходе проверки прокуратурой исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения, соблюдения прав инвалидов на беспрепятственное передвижение, выявлены следующие недостатки, отраженные в Акте от ДД.ММ.ГГГГ: на существующем пешеходном переходе на участке <адрес> высота вертикального препятствия в виде бортового (бордюрного) камня на пути следования к учреждению образования (МБОУ СОШ №) превышает 5 см. и фактически составляет 10 и 14 см. соответственно; на пешеходном переходе на участке <адрес> высота вертикального препятствия в виде бортового (бордюрного) камня на пути следования к учреждению здравоохранения (МБУЗ ГКБ №) превышает 5 см. и фактически составляет 12 и 10 см. соответственно, что противоречит строительным нормам и правилам (п. 6.24. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*). Согласно существующим СНиП, высота вертикальных препятствий (бортовых камней, поребриков) на пути следования инвалидов не должна превышать 5 см. На основании изложенного заявитель - прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 254 ГПК РФ просит: признать бездействие <адрес>, Администрации <адрес>, Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах <адрес> незаконным, обязать устранить недостатки по актам проверок от ДД.ММ.ГГГГ в течение 10 рабочих дней с момента принятия судебного решения, а именно: произвести установку бортовых (бордюрных) камней на существующих пешеходных переходах на участках <адрес>, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 6.24. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*, высотой не более 5 сантиметров.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора <адрес> ФИО2 поддержал заявленные требования в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям.
Представители заинтересованных лиц - <адрес>, Администрации <адрес>, Департамента городского хозяйства администрации <адрес> в суд не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте заседания, причины неявки суду не сообщили, не просили об отложении слушания дела.
Суд, с учетом мнения представителя заявителя, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц, поскольку их неявка, на основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, не препятствует рассмотрению дела по существу.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, считает требования заявленные прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц законными, обоснованными, однако подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 2 Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 (далее Закон), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических и правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 15 Закона, Правительство Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с п. 6.24 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство» в селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см; не допускаются крутые (более 100 0/00) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50 0/00. На путях с уклонами 30 - 60 0/00 необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав инвалидов на беспрепятственное передвижение, в ходе которой выявлены нарушения законодательства безопасности дорожного движения, о защите прав инвалидов. По результатам проведенной проверки составлены Акты обследования улиц по факту обустройства подходов к местам пребывания инвалидов и престарелых в <адрес> (л.д. 6,8). Согласно данным актам выявлены нарушения, заключающиеся в том, что на участке: <адрес> высота вертикального препятствия в виде бортового камня на пути следования к учреждению массового посещения населением (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №») превышает 5 см. и фактически составляет 10 и 14 см. соответственно на существующем пешеходном переходе; на участке: <адрес> высота вертикального препятствия в виде бортового камня на пути следования к учреждению массового посещения населением (Городская клиническая больница №) превышает 5 см. и фактически составляет 12 и 10 см. соответственно на существующем пешеходном переходе.
Таким образом, суд считает доказанным и обоснованным факт нарушения п. 6.24 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 в створе пешеходных переходов по <адрес>, где высота бордюрного камня превышает установленную высоту в размере 5 см. на 5-9 см.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 2.2.3. Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р (в редакции от от ДД.ММ.ГГГГ N 55-р) «Об утверждении Положения об администрации района в <адрес>» предусмотрены полномочия администрации района в части организации работы по ремонту и содержанию дорог.
Согласно ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно п. 2.5. Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации <адрес>, утвержденном Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р к задачам Департамента отнесена организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К функциям Департамента относятся (п.3.2.6. Положения) проведение организационной работы по приемке в муниципальную собственность ведомственного и бесхозяйного жилья, инженерных сетей и коммуникаций, улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства в соответствии с нормативными правовыми актами города.
Согласно п. 3.3.1, 3.3.2 Положения Департамент: организует и координирует работу по капитальному ремонту и ремонту, содержанию улично-дорожной сети и объектов внешнего благоустройства. Определяет перспективы развития и совершенствования магистральных дорог городского значения, мостов, пешеходных переходов.
Судом установлено, что дорога по <адрес> в <адрес> с находящимися на ней пешеходными переходами отнесена к финансированию Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, согласно Реестру содержания улично-дорожной сети по <адрес> на 2013 г., то есть, отнесена к категории автомобильных дорог местного значения.
Кроме того, судом установлено, что к ведению Администрации <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог, относящихся к категории дорог местного значения. Администрация <адрес> осуществляет дорожную деятельность в лице Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, в частности в лице отдела управления улично-дорожной сетью и отдела управления объектами внешнего благоустройства.
В частности к видам дорожной деятельности Департамента городского хозяйства администрации <адрес> относится капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения.
Исходя из содержания Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» к капитальному ремонт автомобильных дорог, относится устройство недостающих бордюров и укрепительных полос по краям усовершенствованных покрытий; устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.
Дорожная деятельность Администрации <данные изъяты> заключается в содержании и ремонте доро<адрес> распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) не предусматривает по отношению к какой категории дорог у администрации района города имеются полномочия. Суд полагает, что администрация района города имеет полномочия в отношении автомобильных дорог районного значения, а не в отношении автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, суд, исходя из категории автомобильных дорог, полномочий государственных органов в рамках осуществления дорожной деятельности, находит, что уполномоченным, ответственным органом, осуществляющим дорожную деятельность в отношении пешеходных переходов по <адрес> городе Красноярске выступает Администрация <адрес> в лице Департамента городского хозяйства администрации <адрес>.
Суд приходит к выводу, что ответственность за нарушение п. 6.24 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 «Градостроительство» несет Администрация <адрес> в лице Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, в связи с указанным требования к администрации <адрес> суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие Администрации <адрес>, Департамента городского хозяйства администрации <адрес> выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах <адрес> незаконным.
Обязать Департамент городского хозяйства администрации <адрес> устранить недостатки по актам проверок от ДД.ММ.ГГГГ в течение 10 рабочих дней с момента принятия судебного решения, а именно: произвести установку бортовых (бордюрных) камней на существующих пешеходных переходах на участках <адрес>, отвечающих требованиям, предусмотренным п. 6.24 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*, высотой не более 5 сантиметров.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес> в городе Красноярске – отказать
Решение может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 30 суток с момента составления мотивированного решения суда 29 июля 2013 года.
Судья С.Г. Кийков