РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
11 декабря 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-5992/19 по иску Орешкова В. Г. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Орешкова В. Г. распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 13.08.2019 г. №603.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от 4.07.2019 г. №15-01-22/7949 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-5992/19 по иску Орешкова В. Г. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
Орешков В.Г. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание гаража по адресу: <адрес> с кадастровым номером № Он обратился к главе г.о. Самара с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3344 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражом. Департамент управления имуществом г.о. Самара распоряжением №603 от 13.08.2019 г. отказал ему на основании пп.1. п.8 ст. 39.15, пп.3 п.16 ст.11.10, п.4, 6 ст.11.9 ЗК РФ ввиду нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре. Объект недвижимости был построен задолго до принятия указанных Правил. Просит признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара №603 от 13.08.2019 г., обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, подготовить и утвердить схему расположения земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 6.11.2019 г. Орешков В.Г. заявленные требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв (л.д. 31-36), в котором иск не признал.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу с 27.05.2019 г. принадлежит на праве собственности здание гаража площадью 21,5 м2 по адресу: <адрес> кадастровый № (л.д. 22-23).
1.07.2019 г. Истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражом, в собственность без проведения торгов (л.д. 41-43). Испрашиваемый земельный участок имеет площадь 24 м2.
4.07.2019 г. заявление Орешкова В.Г. передано на рассмотрение ответчику.
Распоряжением от 13.08.2019 г. №603 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка на основании пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, со ссылкой п.4, 6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ – схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена, поскольку разработана с нарушением установленных требований к образованию земельных участков, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (зона Ж-3) по карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в г. Самаре (л.д. 23).
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 г. №762 утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка, как усматривается из материалов дела, была ранее подготовлена, но не утверждена (л.д. 44).
Соответственно, подача истцом ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделён полномочиями по приёму заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях, пп.1 п.1 указанного постановления). Руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.3 п.2 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
В соответствии с пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
Согласно пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п.4, 6 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.
Испрашиваемый истцом земельный участок расположен в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (зона Ж-3) в соответствии с картой правового (градостроительного) зонирования, являющейся частью Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённых постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61.
В силу п.2, 3 ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
Однако согласно п.4 ст.85 ЗК РФ разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правовой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ, речь идет об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов.
Как следует из материалов дела, принадлежащий истцу гараж по состоянию на 5.05.1999 г. существовал и принадлежал на праве собственности Казакову И.А. (л.д. 56). Градостроительные регламенты установлены Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61. Следовательно, использование испрашиваемого земельного участка для размещения гаража началось до установления градостроительного регламента, в связи с чем даже несоответствие такого использования градостроительному регламенту не могло бы служить препятствием в предоставлении земельного участка.
Кроме того, в силу ст.30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре в территориальной зоне Ж-3 размещение индивидуальных гаражей относится к условно разрешённым видам использования земельных участков. Следовательно, в этой зоне принципиально возможно предоставление земельных участков и для вновь возводимых индивидуальных гаражей при получении специального разрешения в порядке, установленном ст.39 ГрК РФ.
Следовательно, оспариваемое решение не соответствует закону, нарушения требований к образуемым земельным участкам при разработке схемы расположения испрашиваемого земельного участка не допущено.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.7 ст.39.15 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Орешкова В. Г. распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 13.08.2019 г. №603.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от 4.07.2019 г. №15-01-22/7949 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.12.2019 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь