Дело № 2-873/2018
УИД 24RS0029-01-2018-000879-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2018 года пгт. Козулька Козульского района
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Парфеня Т.В.,
при секретаре Дядиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыряновой В.Н. к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Козульский психоневрологический интернат» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Зырянова В.Н. обратилась в суд с иском к КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат» о взыскании заработной платы. Исковые требования мотивированы тем, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты> с 05 октября 1998 года. В период с марта по август 2018 года ответчиком были допущены нарушения в части выплаты заработной платы, начисление и выплата заработной платы производились ниже установленного минимального размера оплаты труда в нарушение ч. 1 ст. 133 Трудовому кодексу РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Размер задолженности по заработной плате за период с марта по август 2018 года составил 25549, 64 рубля, указанную сумму просит взыскать с ответчика.
Истец Зырянова В.Н. будучи уведомленной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом путем направления судебного извещения, в зал суда не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика – КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат», будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил возражения по заявленным требованиям в соответствии с которыми против их удовлетворения возражал, указывая, что КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку функции и полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет министерство социальной политики Красноярского края. КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат» является бюджетной организацией, подчиняющейся Министерству социальной политики, действует в рамках выделенных денежных средств, финансированием на 2018 год не предусмотрены средства для производства доплат до МРОТ.
Представитель третьего лица – Министерства социальной политики Красноярского края, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения, в судебное заседание не явился, возражений по заявленным требованиям не представил.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ №49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории Козульского района Красноярского края.
Как следует из материалов дела, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Зырянова (Грибанова) В.Н. принята на основную работу в КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат» на должность <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ между КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат» и Зыряновой В.Н. заключен трудовой договор № 22, в соответствии с которым истец принята на основную работы по должности <данные изъяты> на неопределенный срок с установлением работнику пятидневной рабочей недели продолжительностью сорок часов, с двумя выходными днями – субботой и воскресеньем.
Пунктом 8 трудового договора установлена заработная плата в размере должностного оклада 800 рублей в месяц, а также дополнительных выплат: персональной надбавки, районного коэффициента и северной надбавки, премии, надбавки за стаж работы в интернате, надбавки за вредные условия труда.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору с ДД.ММ.ГГГГ размер должностного оклада установлен в сумме 2552 руб.
Производственным календарем на 2018 год, установлены нормы рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе, которые составили: в марте 2018 г. – 20 дней, в апреле 2018 года – 21 день, в мае 2018 года – 20 дней, в июне 2018 года – 20 дней, в июле 2018 года – 22 дня, в августе 2018 года – 23 дня. Согласно табелям учета рабочего времени Зырянова Н.В. норму рабочего времени в марте, апреле, мае, июне 2018 года отработала в полном объеме, в июле 2018 года отработала 11 дней, в августе 2018 года – 4 дня в связи с предоставлением очередного ежегодного оплачиваемого отпуска.
Из представленных расчетных листков и табеля учета рабочего времени за период с марта по август 2018 года следует, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцу пропорционально фактически отработанному времени, с предоставлением региональной выплаты до размера заработной платы в размере 11 016 руб., установленного п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», в редакции от 19.12.2017, включающей в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ в редакции, действовавшей на 01.01.2018 г. минимальный размер оплаты труда на указанную дату составлял 9 489 руб., а с 01.05.2018 года – 11 163 руб.
Таким образом, с учетом начисления на сумму действовавшего в соответствующие периоды МРОТ районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, по состоянию на март 2018 года истец должна была получать размер заработной платы в месяц не менее 15 182,40 руб. (9 489 руб. ? 1,6), с 01.05.2018 г. – не менее 17 860, 80 руб. (11 163 х 1.6).
При таких обстоятельствах, учитывая, что размер заработной платы истца в период с марта по август 2018 г. включительно, не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, суд считает необходимым взыскать недоначисленную истцу заработную плату в размере 25552,58 руб., исходя из следующего расчета:
Период начисления | Нормапо графику (дн) | Фактически отработано (дн) | Сумма, подлежащая выплате (руб.) | Фактически выплачено (руб.) | Задолженность (руб.) | Отклонения от нормы |
2018 год | ||||||
март | 20 | 20 | 15 182,40 | 11448,28 | 3734,12 | |
апрель | 21 | 21 | 15182,40 | 11016,00 | 4166,40 | |
май | 20 | 20 | 17860,80 | 11163,00 | 6697,80 | |
июнь | 20 | 20 | 17860,80 | 11420,28 | 6440,52 | |
июль | 22 | 11 | 17860,80:22 х 11=8930,40 | 5581,50 | 3348,90 | С 17 по 31 июля 2018 г. очередной оплачиваемый отпуск |
август | 23 | 4 | 17 860,80 : 23 х 4 = 3106,23 | 1941,39 | 1164,84 | С 01 по 27 августа 2018 г. очередной оплачиваемый отпуск |
итого: | 25552,58 |
При этом суд отмечает, что рассчитанные значения сумм в части задолженности по заработной плате не могут считаться нарушением ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, поскольку расчет, произведенный истцом в указанной части является неверным и как следствие, не может быть взят судом за основу в ущерб интересам работника. Вместе с тем, по существу, требования истца направлены на возмещение заработной платы в полном объеме за определенный истцом спорный период, а потому произведенный расчет и подлежащие взысканию на основании правильного расчета суммы не являются выходом за пределы исковых требований.
Не может быть принято во внимание и возражение ответчика о том, что КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат» является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии со 22 ТК именно работодателе (в рассматриваемом случае КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат») лежит обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности и выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в срок, установленный настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором.
Кроме того, в соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
В соответствии с пунктом 7 статьи 63 Гражданского кодекса РФ в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
Согласно пункту 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования абз. 2 указанного пункта следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения возникает при определенных правовых основаниях, установленных законодателем, в связи с чем, собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам.
Исходя из общих понятий "вреда", определенных ст. 1064 ГК РФ, следует, что вред может причиняться личности либо имуществу гражданина, правоотношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского законодательства.
Применительно к настоящему спору Зыряновой Н.В. заявлены требования, вытекающие из трудовых отношений с КГБУ СО «Козульский психоневрологически интернат» что по мнению суда нельзя отождествлять с понятием «причиненного вреда».
В связи с чем, правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности на учредителя работодателя не имеется.
Таким образом, с КГБУ СО «Козульский психоневрологический интернат» в пользу Зыряновой Н.В. подлежит взысканию 25552, 58 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с учетом суммы удовлетворенных исковых требований с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 966,68 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зыряновой Виктории Николаевны удовлетворить.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Козульский психоневрологический интернат» в пользу Зыряновой Виктории Николаевны задолженность по заработной плате в сумме 25 552 (двадцать пять тысяч пятьсот пятьдесят два) рубля 58 копеек.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Козульский психоневрологический интернат» в доход бюджета муниципального образования Козульский район Красноярского края государственную пошлину в размере 966 (девятьсот шестьдесят шесть) рублей 68 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козульский районный суд.
Судья Т.В. Парфеня
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>