Дело №11-233/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,
при секретаре Чахалян К.А.,
с участием ответчика Печенкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску акционерного общества «Экотехнологии» к Печенкиной Ольге Анатольевне о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных издержек, по апелляционной жалобе Печенкиной Ольги Анатольевнына решение и.о. мирового судьи судебного участка №1 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области – мирового судьи судебного участка №7 вКоминтерновском судебном районе Воронежской областиот 16 июля 2021 года, -
УСТАНОВИЛ:
АО «Экотехнологии» обратилось к мировому судье с иском к Печенкиной О.А. о взыскании задолженности за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2020 г. в размере 1215,72 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.
Требования мотивированытем, что АО «Экотехнологии» является региональным оператором по обращению с ТКО, в зону деятельности которого входит Воронежский межмуниципальный кластер. Печенкина О.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Приказом департамента ЖКХиЭ Воронежской области №29 от 12.02.2019 г. установлены понижающие коэффициенты к нормативам накопления ТКО на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера. Между тем, ответчик обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО не исполняет, имеет задолженность за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2020 г. в размере 1215,72 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца в судебном порядке.
Возражая против заявленных к ней исковых требований, Печенкина О.А. указала, что в принадлежащемей на праве собственности доме(№), расположенном в <адрес>, она не зарегистрирована, не проживает, и, как следствие, не осуществляет потребление коммунальной услуги ТКО.Полагала действия АО «Экотехнологии» по начислению и взиманию платы за неполученную коммунальную услугу незаконными и необоснованными.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка №1 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области – мирового судьи судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 16 июля 2021 года исковые требования АО «Экотехнологии» удовлетворены полностью(л.д.172,176-180).
В апелляционной жалобе Печенкина О.А.ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В качестве оснований для отмены судебного постановления повторно сослалась на доводы, изложенные ранее в письменных возражениях на иск (л.д.184-206).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчикПеченкина О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, указав, что в соответствии с пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ, «вывоз мусора» является коммунальной услугой, и в отсутствие лиц, зарегистрированных и проживающих в жилом помещении,взысканию не подлежит.
ИстецОАО «Экотехнологии», региональный оператор по обращению с ТКО, своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки суд не уведомило, об отложении рассмотрения дела не заявляло.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела,что Печенкина О.А. является собственником жилого дома (№), расположенного в Воронежской области, Нижнедевицком районе, <адрес> (л.д.160-161).
Из представленных истцом расчета задолженности, а также информации по лицевому счету по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2020 г. усматривается, что ответчикуначислялась плата за ТКО в размере 475,29 рублей, количество зарегистрированных и проживающих указано «1» (л.д.6-7,17-18).
АО «Экотехнологии» является региональным оператором по обращению с ТКО, в зону деятельности которого входит Воронежский межмуниципальный кластер: г. Воронеж, г. Нововоронеж, Семилукский, Рамонский, Репьевский, Новоусманский, Каширский, Нижнедевицкий и Хохольский муниципальные районы.
С 01.01.2019 года услуга по обращению с ТКО вынесена отдельной строкой.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
При этом мировой судья исходил из недоказанности нарушения истцом прав и законных интересов ответчика, поскольку на территории Воронежской области плата по услуге обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании определенного предельного единого тарифа, утвержденного Приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2018 №54/3 (в редакции приказов УРТ от 25.02.2019 г. №8/18, от 20.12.2019 г. №56/22), исходя из общей площади жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда являются правильными, поскольку основаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, с учетом положений закона, подлежащих применению по данному делу.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 №232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.
Правила №354 дополнены разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами», приложение №2 Правил дополнен разделом II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире».
Изменения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 №232, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.До утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 г., расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения N 2 к Правилам №354 (п. 2, п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 №232).
Согласно пункту 148(30) Правил №354 в новой редакции размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения №2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения №2 к настоящим Правилам.При раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения №2 к настоящим Правилам соответственно.
При этом в формулах 9(1) и 9(3) приведен расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, в формулах 9(2) и 9(4) - исходя из общей площади жилого помещения.
Таким образом, законодательством, подлежащим применению со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотрена возможность определения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из площади жилого помещения в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения.
То есть, орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО как исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, так и исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (п. 16 ст. 12 ЖК РФ и п.148(30) Правил №354), и формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении №2 к Правилам №354, будут применяться в зависимости от принятого в субъекте РФ порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.
В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв.м. общей площади жилого помещения. При этом в случае установления платы за услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, законодательством РФ порядок перерасчета данной платы не установлен.
С 01.01.2019 года в Воронежской области приступил к работе региональный оператор ОАО «Экотехнологии».
В соответствии с Приказом УРТ Воронежской области от 25.02.2019 №8/18 «О внесении изменений в приказ УРТ от 18.12.2018 №54/3» предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для открытого акционерного общества «Экотехнологии» на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности - Воронежский межмуниципальный кластер) на период с 01.01.2019 г.по 31.12.2019 г.установлен: с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 475 рублей 29 коп. за 1 куб.м (без НДС), льготный тариф для населения - 475 рублей 29 коп. за 1 куб.м (с НДС); с 01.07.2019 г.по 31.12.2019 г.в размере 475 рублей 29 коп. за 1 куб.м (без НДС), льготный тариф для населения - 475 рублей 29 коп. за 1 куб.м (с НДС)».
Приказом УРТ Воронежской области от 20.12.2019 №56/22 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для открытого акционерного общества «Экотехнологии» на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности - Воронежский межмуниципальный кластер), на 2020 год на период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. установлен: с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 569 рублей 27 коп. за 1 куб.м (без учета НДС), для населения - 475 рублей 29 коп. за 1 куб.м (без учета НДС); с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 569 рублей 27 коп. за 1 куб.м (без учета НДС), для населения - 503 рублей 81 коп. за 1 куб.м (без учета НДС)
Начиная с января 2019 года услуга по обращению с ТКО перешла из состава жилищных в коммунальные, и была исключена из состава платы за содержание жилого помещения путем выставления отдельных платежных документов с указанием получателя: АО «Экотехнологии».
Плата за коммунальную услугу по ТКО была определена на основании единого тарифа регионального оператора, утвержденного региональной службой по тарифам, норматива накопления ТКО, исходя из общей площади жилого помещения на основании вывезенных контейнеров.
До 01.01.2019 года и начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, применялись положения ранее действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. То есть вывоз ТБО оставался жилищной услугой и не подлежал перерасчету исходя из количества проживающих в жилом помещении лиц.
Исходя из справки ООО УК «Городок» от 29.06.2021 г., Печенкина О.А. зарегистрирована и проживает по адресу: г. Воронеж, <адрес> (л.д.85).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика об отсутствии у нее обязанности по оплате услуги по обращению с ТКО, в силу следующего.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 148(34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В пункте 148(24) Правил №354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148(22) Правил №354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил №354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
На основании изложенного, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил №354.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила №354 не содержат.
Как установлено судом первой инстанции, по адресу жилого помещения, постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется. Ответчик, являющийся единственным собственником спорного жилого помещения, зарегистрирован и проживает по иному адресу.
Согласно ответу ОАО «Экотехнологии» данные по собственникам и прописанным жителям частных домовладений предоставляют органы местного самоуправления. Расчет объема коммунальной услуги по обращению с ТКО в жилом помещении, в котором никто не зарегистрирован, рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (том 1, л.д.77).
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148(36) Правил №354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 56(2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23 мая 2018 №АКПИ18-238 признал пункт 56(2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК РФ.
С учетом изложенного неиспользование (ФИО)2 жилого помещения (не проживание в данном помещении) не является временным отсутствием потребителя, применяемым в Правилах №354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения ответчика как собственника названного жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований у АО «Экотехнологии» для списания начислений по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами №354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Поскольку Печенкина О.А. является собственником спорного дома, она, в силу закона, обязана нести плату за пользование коммунальными услугами и расходами по содержанию общего имущества.
Помимо указанного, применяемая на территории Воронежской области формула расчетаплаты за услугу по обращению с ТКО не предусматривает зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Не предусмотрен такой порядок предоставления перерасчета и законодателем.
Поскольку мировым судьей в ходе рассмотрения спора не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав Печенкиной О.А., в пользу АО «Экотехнологии» была взыскана имеющаяся у ответчика задолженность.
Суд приходит к выводам, что основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Само по себе несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, - суд
ОПРЕДЕЛИЛ
Решение и.о. мирового судьи судебного участка №1 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области – мирового судьи судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 16 июля 2021 годаоставить без изменений, апелляционную жалобу Печенкиной Ольги Анатольевны – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме
13 октября 2021 г.
Председательствующий: Я.А. Безрядина
Дело №11-233/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Безрядиной Я.А.,
при секретаре Чахалян К.А.,
с участием ответчика Печенкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску акционерного общества «Экотехнологии» к Печенкиной Ольге Анатольевне о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных издержек, по апелляционной жалобе Печенкиной Ольги Анатольевнына решение и.о. мирового судьи судебного участка №1 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области – мирового судьи судебного участка №7 вКоминтерновском судебном районе Воронежской областиот 16 июля 2021 года, -
УСТАНОВИЛ:
АО «Экотехнологии» обратилось к мировому судье с иском к Печенкиной О.А. о взыскании задолженности за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2020 г. в размере 1215,72 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.
Требования мотивированытем, что АО «Экотехнологии» является региональным оператором по обращению с ТКО, в зону деятельности которого входит Воронежский межмуниципальный кластер. Печенкина О.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Приказом департамента ЖКХиЭ Воронежской области №29 от 12.02.2019 г. установлены понижающие коэффициенты к нормативам накопления ТКО на территории Воронежской области для Воронежского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера. Между тем, ответчик обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО не исполняет, имеет задолженность за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2020 г. в размере 1215,72 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца в судебном порядке.
Возражая против заявленных к ней исковых требований, Печенкина О.А. указала, что в принадлежащемей на праве собственности доме(№), расположенном в <адрес>, она не зарегистрирована, не проживает, и, как следствие, не осуществляет потребление коммунальной услуги ТКО.Полагала действия АО «Экотехнологии» по начислению и взиманию платы за неполученную коммунальную услугу незаконными и необоснованными.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка №1 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области – мирового судьи судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 16 июля 2021 года исковые требования АО «Экотехнологии» удовлетворены полностью(л.д.172,176-180).
В апелляционной жалобе Печенкина О.А.ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В качестве оснований для отмены судебного постановления повторно сослалась на доводы, изложенные ранее в письменных возражениях на иск (л.д.184-206).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчикПеченкина О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, указав, что в соответствии с пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ, «вывоз мусора» является коммунальной услугой, и в отсутствие лиц, зарегистрированных и проживающих в жилом помещении,взысканию не подлежит.
ИстецОАО «Экотехнологии», региональный оператор по обращению с ТКО, своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки суд не уведомило, об отложении рассмотрения дела не заявляло.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела,что Печенкина О.А. является собственником жилого дома (№), расположенного в Воронежской области, Нижнедевицком районе, <адрес> (л.д.160-161).
Из представленных истцом расчета задолженности, а также информации по лицевому счету по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2020 г. усматривается, что ответчикуначислялась плата за ТКО в размере 475,29 рублей, количество зарегистрированных и проживающих указано «1» (л.д.6-7,17-18).
АО «Экотехнологии» является региональным оператором по обращению с ТКО, в зону деятельности которого входит Воронежский межмуниципальный кластер: г. Воронеж, г. Нововоронеж, Семилукский, Рамонский, Репьевский, Новоусманский, Каширский, Нижнедевицкий и Хохольский муниципальные районы.
С 01.01.2019 года услуга по обращению с ТКО вынесена отдельной строкой.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
При этом мировой судья исходил из недоказанности нарушения истцом прав и законных интересов ответчика, поскольку на территории Воронежской области плата по услуге обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании определенного предельного единого тарифа, утвержденного Приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2018 №54/3 (в редакции приказов УРТ от 25.02.2019 г. №8/18, от 20.12.2019 г. №56/22), исходя из общей площади жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда являются правильными, поскольку основаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, с учетом положений закона, подлежащих применению по данному делу.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 №232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.
Правила №354 дополнены разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами», приложение №2 Правил дополнен разделом II(1). Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении (жилой дом, квартира) или нежилом помещении, а также в занимаемой им j-й комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире».
Изменения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 №232, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.До утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 г., расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения N 2 к Правилам №354 (п. 2, п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 №232).
Согласно пункту 148(30) Правил №354 в новой редакции размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения №2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения №2 к настоящим Правилам.При раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения №2 к настоящим Правилам соответственно.
При этом в формулах 9(1) и 9(3) приведен расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, в формулах 9(2) и 9(4) - исходя из общей площади жилого помещения.
Таким образом, законодательством, подлежащим применению со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотрена возможность определения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из площади жилого помещения в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения.
То есть, орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО как исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, так и исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (п. 16 ст. 12 ЖК РФ и п.148(30) Правил №354), и формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении №2 к Правилам №354, будут применяться в зависимости от принятого в субъекте РФ порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.
В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв.м. общей площади жилого помещения. При этом в случае установления платы за услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, законодательством РФ порядок перерасчета данной платы не установлен.
С 01.01.2019 года в Воронежской области приступил к работе региональный оператор ОАО «Экотехнологии».
В соответствии с Приказом УРТ Воронежской области от 25.02.2019 №8/18 «О внесении изменений в приказ УРТ от 18.12.2018 №54/3» предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для открытого акционерного общества «Экотехнологии» на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности - Воронежский межмуниципальный кластер) на период с 01.01.2019 г.по 31.12.2019 г.установлен: с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 475 рублей 29 коп. за 1 куб.м (без НДС), льготный тариф для населения - 475 рублей 29 коп. за 1 куб.м (с НДС); с 01.07.2019 г.по 31.12.2019 г.в размере 475 рублей 29 коп. за 1 куб.м (без НДС), льготный тариф для населения - 475 рублей 29 коп. за 1 куб.м (с НДС)».
Приказом УРТ Воронежской области от 20.12.2019 №56/22 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для открытого акционерного общества «Экотехнологии» на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности - Воронежский межмуниципальный кластер), на 2020 год на период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. установлен: с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 569 рублей 27 коп. за 1 куб.м (без учета НДС), для населения - 475 рублей 29 коп. за 1 куб.м (без учета НДС); с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 569 рублей 27 коп. за 1 куб.м (без учета НДС), для населения - 503 рублей 81 коп. за 1 куб.м (без учета НДС)
Начиная с января 2019 года услуга по обращению с ТКО перешла из состава жилищных в коммунальные, и была исключена из состава платы за содержание жилого помещения путем выставления отдельных платежных документов с указанием получателя: АО «Экотехнологии».
Плата за коммунальную услугу по ТКО была определена на основании единого тарифа регионального оператора, утвержденного региональной службой по тарифам, норматива накопления ТКО, исходя из общей площади жилого помещения на основании вывезенных контейнеров.
До 01.01.2019 года и начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, применялись положения ранее действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. То есть вывоз ТБО оставался жилищной услугой и не подлежал перерасчету исходя из количества проживающих в жилом помещении лиц.
Исходя из справки ООО УК «Городок» от 29.06.2021 г., Печенкина О.А. зарегистрирована и проживает по адресу: г. Воронеж, <адрес> (л.д.85).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика об отсутствии у нее обязанности по оплате услуги по обращению с ТКО, в силу следующего.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 148(34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В пункте 148(24) Правил №354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148(22) Правил №354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил №354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
На основании изложенного, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил №354.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила №354 не содержат.
Как установлено судом первой инстанции, по адресу жилого помещения, постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется. Ответчик, являющийся единственным собственником спорного жилого помещения, зарегистрирован и проживает по иному адресу.
Согласно ответу ОАО «Экотехнологии» данные по собственникам и прописанным жителям частных домовладений предоставляют органы местного самоуправления. Расчет объема коммунальной услуги по обращению с ТКО в жилом помещении, в котором никто не зарегистрирован, рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (том 1, л.д.77).
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148(36) Правил №354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно пункту 56(2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23 мая 2018 №АКПИ18-238 признал пункт 56(2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК РФ.
С учетом изложенного неиспользование (ФИО)2 жилого помещения (не проживание в данном помещении) не является временным отсутствием потребителя, применяемым в Правилах №354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения ответчика как собственника названного жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований у АО «Экотехнологии» для списания начислений по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами №354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Поскольку Печенкина О.А. является собственником спорного дома, она, в силу закона, обязана нести плату за пользование коммунальными услугами и расходами по содержанию общего имущества.
Помимо указанного, применяемая на территории Воронежской области формула расчетаплаты за услугу по обращению с ТКО не предусматривает зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Не предусмотрен такой порядок предоставления перерасчета и законодателем.
Поскольку мировым судьей в ходе рассмотрения спора не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав Печенкиной О.А., в пользу АО «Экотехнологии» была взыскана имеющаяся у ответчика задолженность.
Суд приходит к выводам, что основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Само по себе несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, - суд
ОПРЕДЕЛИЛ
Решение и.о. мирового судьи судебного участка №1 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области – мирового судьи судебного участка №7 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 16 июля 2021 годаоставить без изменений, апелляционную жалобу Печенкиной Ольги Анатольевны – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме
13 октября 2021 г.
Председательствующий: Я.А. Безрядина