ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2014 года гор. Пермь
Пермский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Кауна Н.В., при секретаре Лыхиной С.А., с участием представителя истца – военного комиссариата Пермского края Коноплева Р.А., ответчика Колесникова В.А., его представителя Русских Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного комиссариата Пермского края к военнослужащему указанного военного комиссариата <данные изъяты> Колесникову Владимиру Александровичу о взыскании материального ущерба в сумме <данные изъяты> рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Военный комиссариат Пермского края обратился в военный суд с иском, в котором указал, что Колесников, проходит военную службу в распоряжении командующего Центрального военного округа, жильем не обеспечен. Снимая жилое помещение составом семьи четыре человека (ответчик, его жена, дочь и сын, ДД.ММ.ГГГГ рождения) Колесников необоснованно получал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи четыре человека денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в повышенном на 50% размере – по <данные изъяты> рублей ежемесячно в место положенных <данные изъяты> рублей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ сыну исполнилось 18 лет. В результате этого военному комиссариату причинен материальный ущерб, всего в размере <данные изъяты> рублей, которые он просит взыскать с Колесникова в пользу военного комиссариата края на лицевой счёт Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» (далее – ФКУ «ОФО МО РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан»), где военный комиссариат стоит на финансовом обеспечении.
В судебном заседании представитель истца Коноплев исковые требования поддержал и дал пояснения по своей сути соответствующие вышеизложенному и дополнительно сообщил, что незаконные выплаты Колесникову были выявлены сотрудниками Контрольно-финансовой инспекцией Министерства обороны Российской Федерации (далее – КФИ МО РФ) и Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекцией Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу (далее – МУ КФИ МО РФ (по ЗВО).
Ответчик Колесников и его представитель Русских исковые требования не признали и пояснили, что Колесников в рапортах не указывал сумму денежной компенсации, подлежащей выплате, выплата производилась на основании приказов военного комиссариата, сын ответчика до ДД.ММ.ГГГГ обучался по очной форме обучения. Кроме того, представитель ответчика пояснил, что военный комиссариат обратился в суд с иском в ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, оснований для взыскания плаченных денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется и в связи с пропуском военным комиссариатом срока исковой давности.
ФКУ «ОФО МО РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, о времени и месте судебного разбирательства было извещено, его начальник просил рассмотреть дело без участия представителя отдела финансового обеспечения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации (ч.ч. 1, 3 ст. 40) закрепляет за каждым право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Одной из такой категорий граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» являются военнослужащие.
В силу п. 3 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» компенсация военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей в городах и районных центрах, за исключением городов Москва и Санкт-Петербург, выплачивается в размере, не превышающем <данные изъяты> рублей. При этом указанный размер денежной компенсации повышается на 50 процентов в случае, если с военнослужащим проживают 3 и более членов семьи.
Аналогичная норма закреплена и в пункте 11 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 (приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года № 235).
Как следует из п. 19 этой Инструкции, при определении права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений к членам семьи военнослужащего относятся лица, определенные п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Таким образом, проанализировав указанные нормы в их совокупности, судприходит к выводу, что право на получение денежных средств за наем (поднаем) жилья военнослужащим носит компенсационный характер и подлежит реализации в повышенном размере лишь при фактическом совместном проживании с военнослужащим в нанимаемом им жилом помещении трех и более членов его семьи, указанных в п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
При этом порядок организации выплаты указанной компенсации определен вышеназванной Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909.
Пунктом 14 этой Инструкции определено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего. Кроме того, военнослужащий принимает обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах.
Согласно протоколу № заседания жилищной комиссии военного комиссариата Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Колесников признан нуждающимся в жилом помещении.
Из выписки из приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт № параграфа №) видно, что Колесников освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение командующего войсками округа, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, с содержанием при военном комиссариате Пермского края.
Судом установлено, что Колесников жильем не обеспечен, снимает жильё в городе Перми, в состав его семьи входит жена ФИО2, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается послужным списком.
В период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками КФИ МО РФ и МУ КФИ МО РФ (по ЗВО) проведены контрольные мероприятия отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности военного комиссариата Пермского края. По итогам мероприятий был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приложению № к указанному акту при выплате Колесникову денежной компенсации за поднаём жилого помещение в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно не учтены изменения семейного положения, а именно, наступление ДД.ММ.ГГГГ совершеннолетия сына, ФИО1.
Давая оценку указанным выводам, суд отмечает, что сын ответчика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в профессиональном училище № в городе Перми по очной форме обучения, что подтверждается копией диплома и справкой учебного заведения. Следовательно, выплата денежной компенсации ответчику в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно, то есть с повышением на 50% является правомерной, а поэтому в данной части суд отказывает в удовлетворении иска по изложенным основаниям.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Военный комиссариат Пермского края обратился в суд с настоящим исковым заявлением в ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом времени обращения военного комиссариата с иском, по требованиям о взыскании переплаченных денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истек срок исковой давности, в связи с чем требования военного комиссариата Пермского края в указанной части не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока исковой давности.
При таких обстоятельствах военный суд приходит к выводу, что с Колесникова в пользу военного комиссариата Пермского края на расчетный счет ФКУ «ОФО МО РФ по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан»), где военный комиссариат стоит на финансовом обеспечении, подлежат взысканию денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> руб. х 29 месяц.).
Данные выплаты подтверждены расчетными листками и не оспариваются сторонами.
Что касается доводов ответчика о том, что конкретный размер выплат он не указывал, выплаты производились на основании приказов военного комиссариата, то суд отмечает, что выплата Колесникову компенсации за поднаем жилого помещения осуществлялась на основании ежемесячных подаваемых им рапортов, в которых он просил выплачивать компенсацию на состав семьи 4 человека. Поэтому судприходит к выводу, что указывая состав семьи 4 человека Колесников в период сложившихся спорных правоотношений получал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсацию за наем жилого помещения с повышением на 50% размере незаконно, а, следовательно, иск военного комиссариата Пермского края в соответствии ст.1102 ГК РФ в данной части подлежит удовлетворению.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ военный комиссариат, выступающий по делу, рассматриваемому военным судом, в качестве истца от уплаты государственной пошлины освобождается.
В случае освобождения истца от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина, в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Исходя из требований подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по данному иску составляет <данные изъяты> рублей плюс 3% процента от суммы, превышающей <данные изъяты> рублей, то есть от суммы <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> – <данные изъяты>).
Таким образом государственная пошлина составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> + <данные изъяты>(<данные изъяты> : 100 х 3 = <данные изъяты>).
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика в федеральный бюджет, а поэтому данная государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, военный суд,Р Е Ш И Л:
Исковые требования военного комиссариата Пермского края удовлетворить частично.
Взыскать с Колесникова Владимира Александровича в пользу военного комиссариата Пермского края на лицевой счёт Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Пермскому краю, Республике Башкортостан и Республике Татарстан» <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
В удовлетворении исковых требований, превышающих указанную сумму, военному комиссариату Пермского края отказать.
Взыскать с Колесникова Владимира Александровича в федеральный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Пермский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.В. Каун