2-1706-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 ноябрь 2012г. г. Нерюнгри
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Софронов П.А., при секретаре Босхоловой Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Перегуда С.С., Литвиновой Н.Н., Литвинова А.В., Боровковой Г.И., Дегодя Л.И., Шаманаевой Т.И., Михайловой Н.П.
на действия Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Нерюнгри
установил:
Перегуда С.С., Литвинова Н.Н., Литвинов А.В., Боровкова Г.И., Дегодя Л.И., Шаманаева Т.И., Михайлова Н.П. обратились в суд с настоящим заявлением и указывают, что судебными решениями, состоявшимися с 2003г по 2005г., ответчик обязан произвести перерасчет трудовой пенсии истцов с применением районного коэффициента 1.7.
Ответчик исполнял эти судебные решения, произведя перерасчет пенсий, и исполнял решения в течение нескольких лет до 01.04.2006г. Однако затем ответчик стал применять к пенсиям коэффициент 1.4, не применяя коэффициент 1.7. В связи с чем заявители считают действия ответчика незаконными, поскольку ранее вынесенные судебные решения не содержат требования о применении районного коэффициента к пенсиям в течении какого-либо определенного срока. Полагают, что судебные решения не были отменены и вступили в законную силу пожизненно.
В связи с чем заявители просят признать незаконными действия Управления Пенсионного Фонда РФ по Нерюнгринскому району РС (Я) выразившиеся в неисполнении решения Нерюнгринского городского суда РС (Я) 2003-2005 г.г. о применении к трудовой пенсии районного коэффициента 1.7. Также просят также признать приоритет в издании законодательств и нормативных актов, затрагивающих права и свободы граждан принадлежащим Президенту РФ и Федеральному Правительству РФ. И кроме того просят обязать ответчика: исполнить судебные решения в связи с чем произвести перерасчет трудовых пенсий истцов с применением районного коэффициента 1.7 и осуществлять выплату трудовой пенсии истцам с применением районного коэффициента 1.7 пожизненно.
В судебном заседании заявителя участия не принимали, будучи надлежаще извещенными. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Шкирай А.А. также участия не принимал согласно его заявлению. Письменными возражениями с заявлениями не согласился и пояснил, что решения Нерюнгринского городского суда о применении при исчислении пенсии истцов районного коэффициента 1.7, были исполнены. Управлением сделаны все соответствующие перерасчеты, а суммы перерасчетов выплачены, что не отрицается истцами. Исполнительные производства НРО УФССП по РС (Я) были прекращены в связи с исполнением.
Разъяснения, содержащиеся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. №25 неоспоримо доказывают о наличии судебной ошибки, допущенной при вынесении решений Нерюнгринского городского суда удовлетворявших требования пенсионеров. Судами допускалась ошибка в применении и толковании норм материального права.
17 декабря 2001 года принят федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 (далее Закон №173-Ф3 от 17.12.2001г.), которым установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с ст. 1 этого закона. В соответствии со ст. 3 закона в целях единообразного применения настоящего закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 17 закона размер трудовой пенсии определяется на основание соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионного обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. По смыслу статей 1 и 2 Закона №173-Ф3 от 17.12.2001г. понятия назначение и перерасчет пенсий объединены в единое понятие установление трудовых пенсий.
Пунктами 6, 7 статьи 17 закона предусмотрена индексация базовой и страховой частей пенсии и порядок ей проведения. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации. На основании ст. 17 закона индексации подлежат базовая и страховая части трудовой пенсии, установленные на основании Закона №173-Ф3 от 17.12.2001г.
При осуществлении перерасчета размеров трудовых пенсий, исчисленных по судебным решениям с применением районного коэффициента в размере 1,7, в том числе по основаниям, предусмотренным нормами Закона №173-Ф3 от 17.12.2001г., а также при реализации постановлений Правительства Российской Федерации о проведении индексации применяется общее правило, изложенное в пункте 1 статьи 17 Закона №173-Ф3 от 17.12.2001г., предусматривающее, что размер пенсии необходимо определять заново с учетом нормативных правовых актов, действующих на день установления размера пенсии.
Утверждение истцов о незаконном уменьшении размера районного коэффициента при начислении пенсии с 1,7 на 1,4, не соответствует действительности.
Пунктом 2 постановлений Правительства РФ от 24.03.2006г. №165, от 28.07.2006г. №466 и от 27.03.2007г. №181 установлена обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента, утвержденного настоящим Постановлением, для увеличения пенсий, установленных Законом №173-Ф3 от 17.12.2001г.
Таким образом, индексации подлежат размеры только тех пенсий, которые установлены настоящим законом.
Управлением, в соответствии с:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006г. №165 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2006 года базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2006 года размера страховой части трудовой пенсии»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2006г. №466 «Об утверждении коэффициента индексации с 01 августа 2006г. страховой части трудовой пенсии»,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2007г. №181 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 года базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 года размера страховой части трудовой пенсии»
Федерального закона от 24.09.2007г. №223-Ф3 «О внесении изменений в федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий»;
п. 1 и п. 3 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» были произведены пенсионные действия в полном объеме.
Однако, т.к. исчисленный, в соответствии с указанными нормативными актами, размер пенсии Перегуда С.С., Литвинова А.В., Литвиновой Н.Н., Боровковой Г.И., Дегодя Л.И., Шаманаевой Т.И., Михайловой Н.П. не достигал размера пенсии, исчисленного с районным коэффициентом 1,7 на основании решений Нерюнгринского городского суда, пенсия истцам выплачивалась в сохраненном размере.
С 01.04.2006г. пенсионерам, которым пенсия ранее была рассчитана по решению суда с применением районного коэффициента 1,7 сохранен размер трудовой пенсии, исчисленный с применением районного коэффициента 1,7 в фиксированном значении до достижения размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента 1,4, так как размер пенсии, рассчитанный по Закону от 17.12.2001г №173-Ф3 с применением районного коэффициента 1,4 после индексации и перерасчета, не достигает фиксированного размера пенсии с районным коэффициентом 1,7.
Данные меры приняты во избежание снижения ранее достигнутого уровня пенсионного обеспечения.
Исследовав по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Истцы считают, что ответчик нарушает их пенсионные права, не применяя к их пенсиям с 2006г районный коэффициент 1.7, поэтому вправе оспаривать действия Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Нерюнгри.
Представитель ответчика не отрицает, что районный коэффициент 1.7 не применяется ответчиком к трудовым пенсиям с 2006г, ссылаясь на разъяснение Пленума Верховного суда РФ и действующее законодательство.
Действительно, из представленных в гражданском деле судебных решений по иску Боровковой Г.И.от 17.11.2006г., по иску Дегодя Л.И. от 22.04.2004 г. и от 17.06.2003 г., по иску Литвиновой Н.Н. от 17.06.2004 г. и от 19.09.2003 г., Литвинова А.В. от 24.06.2004 г., Михайловой Н.П. от 27.03.2003 г., Перегуда С.С. от 17.03.2005 г., Шаманаевой Т.И. от 17.03.2005 г. признано право истцов на применение районного коэффициента 1.7 при назначении им пенсий и перерасчет пенсий.
Таким образом, установлено право истцов на период судебных разбирательств на применение к их пенсиям районного коэффициента 1.7. Однако в настоящее время к пенсиям истцов применение указанного коэффициента не полагается.
Так, районный коэффициент 1.7 в г. Нерюнгри был установлен п. 29 Постановления ЦК КПСС И СМ СССР «О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса (ЮЯУК)» № 352 от 29 апреля 1975 г. При этом в указанном постановлении предусмотрено, что коэффициент 1.7 устанавливается в г. Нерюнгри на период строительства ЮЯУК. При этом период строительства ЮЯУК в постановлении указан с 1975 по 1982 годы. Поскольку был определен период строительства ЮЯУК, следовательно, на этот период действовал и установленный п. 29 указанного постановления районный коэффициент в размере 1.7.
До указанного Постановления применялся коэффициент 1.4, установленный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 г. N 453/9 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций" (с изменениями от 8 сентября 1960 г.).
При этом из представленных по делу судебных решений не следует, что после 1982г., то есть после окончания периода действия постановления № 352 от 29 апреля 1975г., на всесоюзном или федеральном уровне районный коэффициент 1.7 в г. Нерюнгри был вновь установлен или продлен.
Поскольку период применения коэффициента 1.7 закончился, то его использование при начислении пенсий не возможно в связи с чем следует применять коэффициент 1.4.
Правомерность применения районного коэффициента 1.4 при назначении пенсии подтверждена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», где в под. «д» п. 13 указано, что если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливается лишь на определенный период с учетом важного народно-хозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, то есть учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах.
Представитель ответчика указывает, что во избежание снижения ранее достигнутого уровня пенсионного обеспечения пенсионеров, ответчиком с 01 апреля 2006 года приняты меры по сохранению размера трудовой пенсии, которая была рассчитана по судебным решениям с применением районного коэффициента 1.7, в фиксированном значении до достижения размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента 1.4. При этом ответчик исходил из того, что размер пенсии, рассчитанный по Федеральному закону от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с применением районного коэффициента 1.4 после индексации и перерасчета, не достигал фиксированного размера пенсии с районным коэффициентом 1.7.
Таким образом, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), применяя при начислении пенсии коэффициент 1.4, руководствуется в настоящее время Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. за № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», действует правомерно.
Таким образом, судом установлено, что Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия) как орган, который входит в систему государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации.
В связи с чем требования истцов являются несостоятельными, вследствие чего удовлетворению не подлежащими.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Перегуда С.С., Литвиновой Н.Н., Литвинова А.В., Боровковой Г.И., Дегодя Л.И., Шаманаевой Т.И., Михайловой Н.П. на действия Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Нерюнгри, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца через суд, вынесший решение.
Судья