Дело № 2-133/2019
УИД:66RS0011-01-2018-001945-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 26 февраля 2019 года
Красногорский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
судьи Пастуховой Н.А.,
при секретаре Пунане Е.М.,
с участием с участием истца Чемезова Д.А., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Пироговой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чемезова Д.А. к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее», Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Чемезов Д.А. обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» (далее – АО НПФ «Будущее»), Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в *** и *** (далее – ГУ – УПФ РФ) о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным.
В обоснование своих требований указал на то, что от его имени *** с АО НПФ «Будущее» заключен договор об обязательном пенсионном страховании N ***, который истец не подписывал, заявления о переводе денежных средств в указанный негосударственный пенсионный фонд не писал, договор об обязательном пенсионном страховании у него заключен с Пенсионным фондом Российской Федерации. Истец просил суд признать договор об обязательном пенсионном страховании N *** от ***, заключенного между АО НПФ «Будущее» и Чемезовым Д.Н., недействительным, обязать возвратить АО НПФ «Будущее» сумму пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации, отраженные на его пенсионном счете, а также инвестиционный доход, начисленный по итогам текущего финансового года и с начала финансового года до момента передачи.
Истец Чемезов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика АО НПФ «Будущее» организации в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что при проверке оспариваемого договора на предмет его действительности и реальности каких-либо нарушений оформления указанного договора не выявлено. Фонд действовал добросовестно и в полном соответствии с действующим законодательством.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ исковые требования не признал по основания изложенным в отзыве. Поскольку рассмотрение документов о переводе денежных средств осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, а не территориальными органами, то ГУ – УПФ РФ является ненадлежащим ответчиком.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со п. 3 ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
Согласно п. 1 ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
В силу требований ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании государственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по государственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному государственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, организации и ликвидации указанных фондов регулируются Федеральным законом от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование,
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» АО НПФ «Будущее» организации осуществляет деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено право застрахованного лица передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в НПФ, а следовательно, и право выбора НПФ, с которым бы застрахованное лицо желало заключить договор обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 5 статьи 36.4 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что при заключении договора об обязательном пенсионном страховании застрахованным лицом, реализующим право на переход из одного фонда в другой фонд, должен соблюдаться следующий порядок: договор об обязательном пенсионном страховании заключается в простой письменной форме; заявление о переходе из фонда в фонд направляется застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионным фондом Российской Федерации вносятся соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе из фонда в фонд, при условии, что фонд уведомил Пенсионный фонд Российской Федерации о вновь заключенном с застрахованным лицом договоре об обязательном пенсионном страховании в порядке, установленном абзацем вторым статьи 36.2 настоящего Федерального закона, договор об обязательном пенсионном страховании заключен надлежащими сторонами и заявление застрахованного лица о переходе из фонда в фонд, поданное в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном статьей 36.11 настоящего Федерального закона, удовлетворено;
Пенсионный фонд Российской Федерации отказывает во внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц в случае, если договор об обязательном пенсионном страховании признан судом недействительным и (или) Пенсионным фондом Российской Федерации в удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе из фонда в фонд отказано либо такое заявление оставлено без рассмотрения или в Пенсионный фонд Российской Федерации не поступило заявление застрахованного лица о переходе из фонда в фонд и (или) не поступило (поступило с нарушением порядка, установленного абзацем вторым статьи 36.2 настоящего Федерального закона) уведомление фонда о вновь заключенном договоре об обязательном пенсионном страховании, а также в случае заключения договора об обязательном пенсионном страховании в период действия в отношении фонда запрета на проведение всех или части операций по обязательному пенсионному страхованию;
Как установлено в судебном заседании *** между АО НПФ «Будущее» и Чемезовым Д.А. договор обязательном пенсионном страховании N 115-329-641 42 (л.д. 12).
Заявление о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (л.д. 11) подано Чемезовым Д.А. в отделение ПФР по *** ***, подпись Чемезова Д.А. удостоверена нотариусом *** М. (запись в реестре ***).
На основании уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц от *** N *** (л.д. 13) средства пенсионных накоплений Чемезова Д.А. поступили ответчику.Отрицая факт оформления договора и подачи заявления в ***, а удостоверения подписи в ***, истцом представлена справка с места работы – ООО «*** согласно которой Чемезов Д.А. *** находился на рабочем месте с *** час. до *** час.; *** – с *** час до *** час.; *** – с *** час. до *** час.
В ходе подготовки дела к судебному заседанию суд запросил информацию в отношении совершенного нотариусом Краснодарского нотариального округа М. нотариального действия.
В ходе проверки, проведенной Ассоциаций нотариусов *** по поручению Министерства юстиции Российской Федерации, установлено, что нотариусом *** М. в *** г. одновременно велись три реестра для регистрации нотариальных действий на бумажном носителе. Запись, связанная с совершением *** нотариального действия М. по свидетельствованию подписи Чемезова Д.А., *** года рождения, в реестрах отсутствует.
Реестровый ***, указанный в обращении, нотариусом М. записям о регистрации нотариальных действий не присваивался.
Согласно статистическим данным, нотариусом М. совершено всего в *** году *** нотариальное действие.
Кроме того, при исследовании в судебном заседании договора установлено, что на момент заключения договора истец проживал по иному адресу: в договоре указана ***, по факту истец с *** года зарегистрирован по ***. Также не соответствуют данные паспорта истца. Паспорт такой серии и номера, как указан в договоре был выдан истцу в *** г., а в *** году выдан паспорт иной серии и номером.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Чемезов Д.А. заявление от *** о передаче средств пенсионных накоплений, а также договор об обязательном пенсионном страховании от *** не подписывал. В ходе судебного разбирательства ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца по заявленным исковым требованиям. Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что истец не заключал договор с АО НПФ «Будущее» о передаче средств пенсионных накоплений.
В такой ситуации указанный договор является недействительным.
Учитывая, что договор признан судом недействительным, то, в силу ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана возвратить все полученное по сделке.
Пунктом 5.3 ст. 36.6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определены последствия признания судом недействительным договора об обязательном пенсионном страховании. В этом случае договор прекращается, а фонд обязан передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, определенные в порядке, установленном пунктом 2 статьи 36.6-1 настоящего Федерального закона, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом соответствующего решения суда и в этот же срок известить об этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который на основании указанного извещения фонда вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и уведомляет об этом застрахованное лицо при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
В силу п. 2 ст. 36.6-1 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при переходе застрахованного лица из одного фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации на основании заявления застрахованного лица о переходе фонд, с которым договор об обязательном пенсионном страховании прекращен, обязан перевести средства пенсионных накоплений в размере, составляющем большую из следующих величин:
1) величина средств пенсионных накоплений, определенная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) величина средств пенсионных накоплений, определенная как сумма средств пенсионных накоплений, определенных при последнем расчете в соответствии со статьей 36.2-1 настоящего Федерального закона, и средств пенсионных накоплений, поступивших в фонд с даты, по состоянию на которую был осуществлен такой расчет, до даты такого перевода (за вычетом средств (части средств) материнского (семейного) капитала, переданных в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование накопительной пенсии и выбора другого направления использования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", включая доход, полученный от их инвестирования).
Из представленных в судебное заседание документов усматривается, что АО «НПФ «Будущее» были переданы средства пенсионных накоплений Чемезова Д.А. в размере 106 516,07 руб. (л.д. 20). Указанная сумма передана без инвестиционного дохода за *** годы в размере 27 121,87 руб.
Данный факт не отрицается ответчиком АО «НПФ «Будущее». Согласно выписке о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии Чемезова Д.А. (л.д. 68), указанная сумма была передана от ПФ РФ в АО «НПФ «Будущее» *** Инвестиционный доход в размере 27 121,87 руб. не передавался.
За период нахождения средств пенсионных накоплений в АО «НПФ «Будущее» получен отрицательный результат от инвестирования средств пенсионных накоплений.
В связи с этим, требование Чемезова Д.А. о возврате из АО «НПФ «Будущее» средств инвестиционных накоплений удовлетворению не подлежат.
Также суд учитывает то, что средства инвестиционных накоплений в размере 27 121,87 руб. остались в Пенсионном фонде Российской Федерации и не были переданы в АО НПФ «Будущее». Указанная сумма должна быть восстановлена на лицевом счете Чемезова Д.А. Пенсионным фондом Российской Федерации.
Учитывая, что требования к ГУ-УПФ РФ в силу закона являются необоснованными, то они не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика АО НПФ «Будущее» в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ *** ░░ ***, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 600 (░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░