Дело № 5-6/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пос. Ола 20 февраля 2021 года
Судья Ольского районного суда Магаданской области Власенко О.В.,
рассмотрев в помещении Ольского районного суда Магаданской области по адресу: Магаданская область, пос. Ола, ул. Советская, д. 32, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.19 КоАП РФ в отношении Солдатовой Ж.Ю., <данные изъяты>
с участием лица, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении Солдатовой Ж.Ю., которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, о чем отобрана соответствующая подписка,
у с т а н о в и л:
15.12.2020 участковым уполномоченным Отд МВД России по Ольскому району НСГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.19 КоАП РФ в отношении Солдатовой Ж.Ю., в котором указано, что в период с 00 часов 00 минут 01.04.2020 по 14 часов 30 минут 19.11.2020 Солдатова Ж.Ю., проживающая по адресу: <адрес>, в нарушение первоначальной целостности контрольной антимагнитной пломбы на приборе учета электроэнергии, допустила безучетное потребление электроэнергии в <адрес>.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Солдатова Ж.Ю. свою вину в совершении инкриминируемого ей правонарушения не признала, пояснив, что никакого вмешательства в прибор учета электроэнергии ни ею, ни членами ее семьи допущено не было. Много лет она потребляет электроэнергию примерно в одном количестве около 200-300 кВт, в одно время за потребленную электроэнергию у нее была задолженность в связи с финансовыми затруднениями, но в настоящее время долг перед Магаданэнерго ею полностью погашен. При предыдущих проверках прибора учета никаких нарушений сотрудниками Магаданэнерго установлено не было. Полагает, что и при проведении проверки 19.11.2020 наличие нарушений не было установлено, поскольку доказательств этого в материалах дела не имеется. Акт проверки считает ненадлежащим доказательством, поскольку он был составлен в ее отсутствие, при этом о проведении проверки она не была предупреждена. Она является собственником жилого помещения, в котором установлен прибор учета и проверка должна была проводиться с ее участием. Просила производство по делу прекратить, так как правонарушение, которое ей вменяется, она не совершала.
Представитель потерпевшего, надлежащим образом извещавшегося о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств, заявлений не представил, в связи с чем в соответствии с ч.3 ст.25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя потерпевшего.
Выслушав Солдатову Ж.Ю., изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 7.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела следует, что Солдатова Ж.Ю. и <данные изъяты> СЮН, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и САН, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются собственниками каждый по 1/3 доли в праве на <адрес> (л.д. 43-44, 45, 46).
Лицевой счет № 000203731 потребителя электроэнергии по вышеуказанному адресу открыт на имя Солдатовой Ж.Ю. (л.д. 12, 13).
19.11.2020 сотрудниками Ольского участка филиала «Магаданэнергосбыт» ПАО «Магадарэнерго» составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии № 001525, из которого следует, что в ходе проверки, проведенной в отсутствие Потребителя, установлено повреждение антимагнитной пломбы, а именно сработка индикатора воздействия магнитного поля и признаки срыва пломбы с корпуса прибора учета. Показания прибора учета на момент проверки составили 018189,8 кВт. Дата предыдущей проверки в акте не указана, имеется отметка о том, что с момента предыдущей проверки прошло более 6 месяцев. Также в акте присутствует отметка о произведенной фото (видео) фиксации нарушения. В ходе проверки произведена замена антимагнитной пломбы (л.д. 8, 9).
По расчетам ресурсоснабжающей организации, объем безучетного потребления электрической энергии за 90 дней составил 12960,00 кВтч (л.д. 10).
29.01.2021 Солдатовой Ж.Ю. на имя начальника Ольского участка филиала «Магаданэнергосбыт» ПАО «Магадарэнерго» подано обращение, в котором потребитель оспаривает законность составления акта о безучетном потреблении электрической энергии, на которое дан ответ о рассмотрении по данному факту дела об административном правонарушении в суде.
Согласно п.п. 1 и 2 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу п.2 ст.543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Абзацем 12 п.80(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в редакции от 29.06.2020, действующей на момент проведения проверки (далее - Правила № 354) установлено, что собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
Установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил (абз.1 п.80(1) Правил № 354).
Пунктом 2 ст.21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к полномочиям Правительства Российской Федерации или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти отнесено утверждение правил организации учета электрической энергии на розничных рынках.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в редакции от 29.08.2020, действующей на момент проведения проверки (далее - Основные положения № 442).
В абз.16 п.2 Основных положений № 442 дано определение безучетного потребления, которым является потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.
Из приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии. Бремя доказывания наличия иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), возлагается на лицо, проводящее проверку.
Следствием выявления безучетного потребления электрической энергии является исчисление ее объемов в расчетах между гарантирующим поставщиком и потребителем, а также объемов полезного отпуска и потерь электрической энергии в расчетах между сторонами договора оказания услуг по передаче электрической энергии расчетным путем исходя из максимального потребления ресурса энергопринимающими устройствами потребителя за период с предыдущей проверки, то есть влечет для потребителя такие последствия, при которых потребление энергоресурса с нарушением правил учета становится для него невыгодным. В этой связи законодательством предусмотрены определенные требования к процедуре проведения проверки и порядку фиксации ее результатов.
Так, согласно абз.2 п.172 Основных положений № 442 проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки. Проверки приборов учета осуществляются с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи и подлежат хранению, а также передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.
Результатом такой проверки является составление акта проверки (п.173 Основных положений № 442), а в случае безучетного потребления - акта о неучтенном потреблении (п.177 Основных положений № 442). При этом сетевая компания должна обеспечить участие потребителя (представителя) в проверке и при составлении актов.
Так, пунктом 174 Основных положений № 442 установлено, что в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя, то лицо, проводящее проверку прибора учета, за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета.
При этом, в случае составления акта о безучетном потреблении в отсутствие потребителя, к акту прикладываются доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта, а акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и пояснений Солдатовой Ж.Ю., о времени проведения проверки она не была уведомлена, при осмотре прибора учета электроэнергии не присутствовала, при этом акт проверки и акт о неучтенном потреблении электрической энергии ей вручен не был, как не были получены и материалы фото (видео) фиксации проверки.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательства по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В качестве доказательств виновности Солдатовой Ж.Ю. административным органом представлены: акт проверки прибора учета, акт о неучтенном потреблении электрической энергии, объяснения лица, проводившего проверку, выписка из лицевого счета абонента, а также приложенная к рапорту УУП фотография прибора учета электроэнергии.
При этом факт безучетного потребления электрической энергии должен быть подтвержден надлежащим образом оформленным актом о неучтенном потреблении электрической энергии.
Вместе с тем, учитывая вышеприведенные требования законодательства и проанализировав обстоятельства проведения проверки, судья приходит к выводу о том, что содержащиеся в материалах дела акты о неучтенном потреблении электрической энергии № 001525 от 19.11.2020 и акт проверки прибора учета от 19.11.2020, являются ненадлежащими доказательствами виновности Солдатовой Ж.Ю., поскольку не соответствуют требованиям Основных положений № 442.
Так, в акте проверки в нарушение п.п.173, 174 Основных положений № 442, не указаны основания для проведения проверки, место установки на приборе учета антимагнитных пломб, характеристики используемого при проведении проверки оборудования, с помощью которого была зафиксирована сработка индикатора воздействия магнитного поля, а также проводилась фото (видео) фиксация нарушения и не приложены доказательства уведомления потребителя о проведении проверки. В нарушение п.178 Основных положений № 442, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии отсутствует дата проведения предыдущей проверки, к акту не приложены документы, подтверждающие факт установления ранее на приборе учета контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, а также не приложены материалы фото (видео) фиксации.
Фотография, представленная с рапортом УУП НСГ от 02.12.2020 также не может быть использована в качестве надлежащего доказательства факта безучетного потребления Солдатовой Ж.Ю. электрической энергии, поскольку отсутствуют данные о дате и времени ее получения, используемом оборудовании и, кроме того, из данной фотографии невозможно установить в чем именно и каким образом проявился и зафиксирован факт нарушения антимагнитной пломбы, наличие признаков срыва пломбы.
Кроме того, согласно представленному ПАО «Магаданэнерго» акту проверки прибора учета, установленного в <адрес>, от 18.06.2020, показания прибора учета в данном жилом помещении на момент проверки составили 16040,2 кВт, в связи с чем недопустимым доказательством является и выписка из лицевого счета абонента, где отражены иные показатели, не соответствующие зафиксированным в акте проверки. Также в акте от 18.06.2020 отсутствуют данные о наличии на проверенном приборе учета знаков визуального контроля (индикаторов магнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт вмешательства в работу прибора учета), при этом данных о дате установки на приборе учета магнитной пломбы, как указано выше, в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно устанавливающей обязанность судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В ходе производства по настоящему делу факт безучетного потребления электроэнергии Солдатовой Ж.Ю. категорически отрицался, в частности приводились доводы о регулярной оплате потребленной электроэнергии в примерно одинаковых суммах, в доказательство чего лицом, в отношении которого ведется производство по делу представлены чеки Сбербанк Онлайн, квитанции об оплате.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Изучение материалов дела об административном правонарушении свидетельствует о том, что в них не содержится достаточных доказательств совершения Солдатовой Ж.Ю. умышленных действий по безучетному потреблению электрической энергии.
Более того, исследованными в ходе рассмотрения дела документами подтверждается, что за период с предыдущей проверки 18.06.2020 до 19.11.2020 Солдатовой Ж.Ю. было потреблено электроэнергии значительно больше чем в другие периоды, что зафиксировано прибором учета.
Привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.7.19 КоАП РФ возможно лишь в том случае, если потребителем допущено умышленное вмешательство в работу прибора учета электроэнергии в целях искажения данных об объеме потребления электрической энергии, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не представлено достаточных доказательств умышленных действий Солдатовой Ж.Ю., направленных на безучетное потребление электроэнергии, доводы о ее виновности в совершении таких действий, являются необоснованными и оснований для привлечения Солдатовой Ж.Ю. к административной ответственности не имеется, поскольку ее вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.19 КоАП РФ не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В связи с тем, что необходимый элемент состава правонарушения, а именно вина лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, отсутствует, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.19 КоАП РФ подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.7.19 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 (░░░░░░) ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░