21 мая 2020 года г. Сенгилей
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Бессольцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к администрации МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, ООО «Контракт плюс», ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок и о возложении обязанности ликвидировать данные несанкционированные свалки,
У С Т А Н О В И Л:Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обратилось в суд с иском к администрации МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок и о возложении обязанности ликвидировать данные несанкционированные свалки.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области на прилегающей к территории с. <адрес> были обнаружены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области направлено письмо о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать выявленные несанкционированные свалки.
Поскольку информации от администрации МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области о ликвидации несанкционированных свалок не поступило, то ДД.ММ.ГГГГ Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области проведено повторное рейдовое мероприятие, по результатам которого было установлено, что обнаруженные ранее несанкционированные свалки так и не ликвидированы.
В связи с этим просят суд признать незаконным бездействие администрации МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок:
1) на земельном участке, расположенном в 500 метрах западнее с. <адрес>, площадью около 1,5 га;
2) на земельном участке, расположенном в с. <адрес> в 50-70 метрах севернее перекрестка улиц Советская и Полевая в овраге, площадью 250-300 кв.м.;
а также обязать администрацию МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области ликвидировать вышеуказанные несанкционированные свалки.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков - администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, ООО «Контракт плюс», ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
Истец Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, ответчики – администрация МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, ООО «Контракт плюс», ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, однако представили заявления, в которых просят рассмотреть дело без их участия.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Иследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 4 и 8 ст. 42 ).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп. 2 п. 2 ст. 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 названного закона).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из материалов дела следует, что на территории МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области расположены свалки.
В частности свалки расположены:
на земельном участке, расположенном в 500 метрах западнее с<адрес>, площадью около 1,5 га;
на земельном участке, расположенном в с. <адрес> в 50-70 метрах севернее перекрестка улиц Советская и Полевая в овраге, площадью 250-300 кв.м.;
Факт наличия данных несанкционированных свалок сторонами не оспаривается.
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Из материалов дела следует, что вышеуказанные свалки расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом, факт нахождения свалки на территории земельного участка с кадастровым номером №, который принадлежит Ульяновской области и находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», не подтверждается и опровергается заключением кадастрового инженера, выполненным по поручению суда, и представленными представителем ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» замерами и фотографиями.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Как следует из содержания ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абз. 2 п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из требований абз.4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Из правового анализа приведенных норм следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Таким образом, из взаимосвязанных положений приведенных норм закона следует, что администрация муниципального района является надлежащим лицом, которое несет обязанность по осуществлению мероприятий по охране земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе, по недопущению их загрязнения, истощения, деградации, порчи, и иного негативного воздействия.
Подобная правовая позиция изложена в определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 N 53-КА19-18 и в определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2020 N 53-КА19-14.
Поскольку свалки расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена, то суд, принимая во внимания вышеуказанные требования действующего законодательства, приходит к выводу о том, что именно администрация МО «Сенгилевский район» Ульяновской области несет обязанность по надлежащему содержанию названных земельных участков.
В связи с этим, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «Сенгилевский район» Ульяновской области обязанность ликвидировать имеющиеся несанкционированные свалки.
Что касается требований истца о признании бездействий ответчиков по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок незаконными, то суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2.4 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.06.2018, в сфере охраны окружающей среды Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области наделено полномочиями по предъявлению исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45, 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Как разъяснено в п.13 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Данный иск согласно имеющимся у Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области полномочиям является иском о возмещении ущерба окружающей среде, в связи с чем подлежит рассмотрению по правилам гражданского процессуального законодательства.
Требования о признании незаконным бездействия органов местного самоуправлении не могут быть отнесены к категории административных исковых заявлений, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и вышеназванным Положением о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области.
В связи с этим, требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бездействий ответчиков по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок незаконными удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки:
на земельном участке, расположенном в 500 метрах западнее с. <адрес> площадью около 1,5 га;
на земельном участке, расположенном в с. <адрес> в 50-70 метрах севернее перекрестка улиц Советская и Полевая в овраге, площадью 250-300 кв.м.
Исковые требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к администрации МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, ООО «Контракт плюс», ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать данные несанкционированные свалки оставить без удовлетворения.
Исковые требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к администрации МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, ООО «Контракт плюс», ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца.
Судья М.И. Шлейкин