№ 2 – 361/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2012 года г.Нововоронеж, Воронежской области, Россия
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи АКСЕНОВОЙ Ю.В.,
с участием представителя истца Блоновой М.Ю. САННИКОВОЙ М.С.,
представителя ответчика – КУВО «УСЗН» и филиала КУВО «УСЗН» г.Нововоронежа ПОКАТАЕВОЙ Л.В.,
при секретаре КОРЧУГАНОВОЙ О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Блоновой М.Ю. к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области», Департаменту труда и социального развития Воронежской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка и о назначении указанной выплаты,
установил :
Истица Блонова М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ родила сына А. (л.д.15). ДД.ММ.ГГГГ Блонова М.Ю. обратилась в филиал КУВО «УСЗН» г.Нововоронежа с заявлением о назначении ей единовременной денежной выплаты при рождении ребенка. Решением филиала Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области» г.Нововоронежа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка Блоновой М.Ю. было отказано со ссылкой на п.2 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, согласно которого право на получение данной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой, тогда как Блонова М.Ю. не имела регистрации по месту жительства на территории Воронежской области (л.д.13,14).
Блонова М.Ю. обратилась в суд с иском к КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и просит признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, обязать КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» назначить и выплатить ей единовременную денежную выплату при рождении ребенка в сумме <данные изъяты> Свои требования истец мотивирует тем, что после вступления в брак она переехала вместе с мужем на постоянное место жительство в г.Нововоронеж, Воронежской области, зарегистрировалась по месту пребывания по адресу: г. Нововоронеж <адрес> первоначально на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в последующем регистрация по месту пребывания была продлена до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын А.. В связи с рождением ребенка она обратилась в филиал КУВО «УСЗН» г.Нововоронежа Воронежской области за получением в соответствии со ст.43.6 Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» единовременной денежной выплаты при рождении ребенка. Но в выплате ей было отказано по мотиву отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в Воронежской области. Считает, что ей незаконно отказали в назначении и выплате единовременной выплаты при рождении ребенка, т.к. в указанном законе предусмотрено, что единовременная денежная выплата предоставляется матерям, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент рождения ребенка и обращения за указанной выплатой. Она и на момент рождения сына А. и на момент обращения за выплатой постоянно проживала и имела место жительство в г.Нововоронеж, т.е. на территории Воронежской области.
Судом к участию в деле в качестве соответчика в соответствии со ст.40 ч.3 ГПК РФ в связи с характером спорного правоотношения, был привлечен Департамент труда и социального развития Воронежской области.
Истец Блонова М.Ю., представитель ответчика Департамента труда и социального развития Воронежской области, представитель 3-го лица Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец Блонова М.Ю., представитель ответчика Департамента труда и социального развития Воронежской области просили дело рассматривать без их участия. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Представитель истца Санникова М.С. в судебном заседании требования поддержала по мотивам, изложенным в иске.
Представитель КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и филиала КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» г.Нововоронежа Покатаева Л.В. с требованиями истца не согласилась, указала, что Порядком предоставления единовременной денежной выплаты в связи с рождением детей, утвержденным Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07.11.2011г., установлено, что право на такую выплату имеют женщины, имеющие регистрацию по месту жительства в Воронежской области. Таковая регистрация у истицы на территории Воронежской области отсутствует. Для назначения единовременной денежной выплаты необходимо предоставить заявление о назначении с приложением документов, в т.ч. копии паспорта с отметкой о регистрации на территории Воронежской области. Ответчиком представлены возражения в письменной форме.
От представителя Департамента труда и социального развития Воронежской области в суд поступили письменные возражения, согласно которых Департамент не согласен с требованиями, т.к. у истицы на момент рождения ребенка и на момент обращения с заявлением о выплате отсутствовала регистрация по месту жительства в Воронежской области.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению. К такому выводу суд приходит на основании следующего:
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п.п. "ж", "з" п.1 ст.1 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципов самостоятельного осуществления ими принадлежащих полномочий и самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 24 п.2 ст. 26.3 этого закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей.
Положениями Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» ( в редакции закона от 08.06.2012г. N 59-ОЗ) регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяются категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливаются формы и содержание указанных мер социальной поддержки, а также порядок и условия их предоставления.
В соответствии со ст.14 этого Закона, меры социальной поддержки предоставляются гражданину, имеющему право на их получение, по заявлению гражданина, которое подается в соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по месту жительства заявителя либо в иную организацию, уполномоченную указанным органом.
Право на меры социальной поддержки в соответствии с этим Законом имеют, в т.ч. женщины, в связи с рождением ребенка, получая единовременную денежную выплату. При этом единовременная выплата осуществляется независимо от наличия права на иные виды государственных пособий, установленных федеральным и областным законодательством. Единовременная денежная выплата производится, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, такая выплата устанавливается в размере 20т.р.
В соответствии со ст.43.7 указанного выше закона единовременная денежная выплата предоставляется в связи с рождением ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, женщинам, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой.
Статьей 43.10 Закона установлено, что Порядок назначения и выплаты единовременной денежной выплаты определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07.11.2011г. №2533/ОД утвержден «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка».
Согласно этого Порядка, единовременная денежная выплата назначается филиалом казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" матери по месту ее жительства; право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой, на каждого рожденного ребенка.
Согласно п.5 Порядка, для назначения единовременной денежной выплаты гражданин обращается в филиал КУВО и представляет:
а) заявление о назначении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием способа выплаты:
б) копию свидетельства о рождении ребенка, …;
в) копию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области;
г) копию сберегательной книжки с номером счета по вкладу, открытому в отделении кредитного учреждения банковской системы РФ, в случае избрания указанной формы выплаты.
Очевидно, что «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка» выходит за рамки закона, определяя не только процедуру (сам порядок) назначения и выплаты сумм, а определяет субъектов получения такой выплаты (право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой, на каждого рожденного ребенка). Это противоречит требованиям Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» ( в редакции закона от 08.06.2012 N 59-ОЗ), в котором указывается о постоянном проживании (а не о регистрации) женщины на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой. И «Порядок…» в этой части ущемляет права женщин по отношению к правам, закрепленным Законом. И суд при вынесении решения, при определении субъекта, имеющего право на получение мер социальной поддержки в виде получения единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, руководствуется правовым актом, имеющим большую юридическую силу, т.е. Законом Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ (ред. от 08.06.2012г.) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).
Согласно ч. 2 ст. 3 этого Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17 июля 1995 г. N 713", посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Согласно паспорта гражданина РФ серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Костинским ОМ УВД <адрес>, на имя Блоновой М.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р., на листе « место жительство» имеется штамп с записью - <адрес>, зарегистрирован <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
В свидетельстве № о регистрации по месту пребывания, выданного ОУФМС России по Воронежской области в г.Нововоронеже, указано, что Блонова М.Ю. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Воронежская область г. Нововоронеж <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
В судебном заседании установлено, что Блонова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р., работает в ФГУЗ «МСЧ-33» ФМБА России г.Нововоронеж в должности медицинской сестры палатной инфекционного отделения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.18).
Согласно Справки № от ДД.ММ.ГГГГ ФГУЗ «МСЧ-33» ФМБА России г.Нововоронеж, Блонова М.Ю. состояла на диспансерном учете по беременности и родам в этом медицинском учреждении (л.д.19).
ДД.ММ.ГГГГ в семье Блоновой М.Ю. и Блонова Д.С. родился сын А., что подтверждается свидетельством о рождении серии 11-CИ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС города Нововоронежа Воронежской области, место рождения ребенка город Нововоронеж Воронежской области (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ А., 2012г.р., был зарегистрирован по месту жительства по адресу Воронежская область г.Нововоронеж, <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту жительства, выданного ОУФМС России по Воронежской области в г.Нововоронеже (л.д.16).
Согласно решения Нововоронежского городского суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Блоновой М.Ю. к ОГУ «УСЗН» о признании права на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, о назначении указанной выплаты, за Блоновой М.Ю. было признано право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка Блонова Н.Д., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, в связи с установлением судом факта постоянного проживания Блоновой М.Ю. на момент рождения ребенка и на момент обращения за выплатой, на территории Воронежской области.
Анализ исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что Блонова М.Ю. постоянно проживала на территории Воронежской области на момент рождения ребенка сына А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и на момент обращения за выплатой имела место жительства на территории Воронежской области.
Доводы представителей ответчиков о том, что основным документом, подтверждающим личность заявителя и его постоянное место жительство на территории Воронежской области является паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области, не состоятельны и не основаны на требованиях закона, т.к. регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета, а в данном случае у истца имелась регистрации по месту пребывания на территории Воронежской области по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, <адрес>,на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, по месту регистрации истицы <адрес>, ей никакие пособия в связи с рождением ребенка А., ДД.ММ.ГГГГг.р., не назначались и не выплачивались, что следует из Справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Королевским Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области (л.д.17).
Согласно Порядка предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, единовременная денежная выплата назначается филиалом казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" матери по месту ее жительства. Решение о назначении единовременной денежной выплаты принимается управляющим филиалом КУ ВО в течение 10 дней после поступления заявления со всеми необходимыми документами (п.4, п.7 Порядка).
При установленных обстоятельствах, суд считает, что ответчик КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области», филиал г.Нововоронежа, необоснованно отказал Блоновой М.Ю. в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка в соответствии с положениями главы 10.2 Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции закона от 08.06.2012г. N 59-ОЗ), в связи с чем признает за истцом право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка и возлагает обязанность на КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области», как на орган, в функции которого входит организация работы филиалов КУ ВО по назначению единовременной денежной выплаты, подготовке и представлению списков и ведомостей получателей единовременной денежной выплаты, назначить Блоновой М.Ю. единовременную денежную выплату при рождении ребенка в сумме 20000 руб.
В соответствии с положениями Закона Воронежской области «О социальной поддержке…», финансовое обеспечение расходных обязательств Воронежской области, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных этим Законом, производится за счет средств областного бюджета.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 17.11.2009 № 1026/ОД утвержден Порядок расходования средств, выделенных из федерального и областного бюджетов на выплату пособий, компенсаций, выплат, субсидий, индексации несвоевременно выплаченных пенсий и других социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, согласно которому эти функции возложены на Департамент труда и социального развития Воронежской области. В связи с чем обязанность по выплате суммы единовременной денежной выплаты при рождении ребенка суд возлагает на Департамент труда и социального развития Воронежской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Заявленное Блоновой М.Ю. письменное ходатайство о взыскании с КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>, с учетом определенной сложности дела, количества судебных заседаний, заявленных и удовлетворенных исковых требований, мнения ответчиков, суд считает подлежащим удовлетворению в сумме <данные изъяты> посчитав данную сумму разумной и соответствующей рассмотренному делу. Эта сумма подлежит взысканию с КУВО «УСЗН», который отказал истице в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, и как следствие – не последовало самой выплаты суммы.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>., суд взыскивает указанную сумму в пользу истца с ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области», который отказал истице в назначении единовременной денежной выплате при рождении ребенка.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Блоновой М.Ю. право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области» назначить, а Департамент труда и социального развития Воронежской области - выплатить Блоновой М.Ю. единовременную денежную выплату при рождении ребенка А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 20000 (Двадцать тысяч) рублей.
Взыскать с КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» в пользу Блоновой М.Ю. расходы на представителя в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> – возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова
Решение в окончательной форме изготовлено 13.11.2012 года
№ 2 – 361/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2012 года г.Нововоронеж, Воронежской области, Россия
Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе председательствующего – судьи АКСЕНОВОЙ Ю.В.,
с участием представителя истца Блоновой М.Ю. САННИКОВОЙ М.С.,
представителя ответчика – КУВО «УСЗН» и филиала КУВО «УСЗН» г.Нововоронежа ПОКАТАЕВОЙ Л.В.,
при секретаре КОРЧУГАНОВОЙ О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Блоновой М.Ю. к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области», Департаменту труда и социального развития Воронежской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка и о назначении указанной выплаты,
установил :
Истица Блонова М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ родила сына А. (л.д.15). ДД.ММ.ГГГГ Блонова М.Ю. обратилась в филиал КУВО «УСЗН» г.Нововоронежа с заявлением о назначении ей единовременной денежной выплаты при рождении ребенка. Решением филиала Казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области» г.Нововоронежа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка Блоновой М.Ю. было отказано со ссылкой на п.2 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, согласно которого право на получение данной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой, тогда как Блонова М.Ю. не имела регистрации по месту жительства на территории Воронежской области (л.д.13,14).
Блонова М.Ю. обратилась в суд с иском к КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и просит признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, обязать КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» назначить и выплатить ей единовременную денежную выплату при рождении ребенка в сумме <данные изъяты> Свои требования истец мотивирует тем, что после вступления в брак она переехала вместе с мужем на постоянное место жительство в г.Нововоронеж, Воронежской области, зарегистрировалась по месту пребывания по адресу: г. Нововоронеж <адрес> первоначально на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в последующем регистрация по месту пребывания была продлена до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын А.. В связи с рождением ребенка она обратилась в филиал КУВО «УСЗН» г.Нововоронежа Воронежской области за получением в соответствии со ст.43.6 Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» единовременной денежной выплаты при рождении ребенка. Но в выплате ей было отказано по мотиву отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в Воронежской области. Считает, что ей незаконно отказали в назначении и выплате единовременной выплаты при рождении ребенка, т.к. в указанном законе предусмотрено, что единовременная денежная выплата предоставляется матерям, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент рождения ребенка и обращения за указанной выплатой. Она и на момент рождения сына А. и на момент обращения за выплатой постоянно проживала и имела место жительство в г.Нововоронеж, т.е. на территории Воронежской области.
Судом к участию в деле в качестве соответчика в соответствии со ст.40 ч.3 ГПК РФ в связи с характером спорного правоотношения, был привлечен Департамент труда и социального развития Воронежской области.
Истец Блонова М.Ю., представитель ответчика Департамента труда и социального развития Воронежской области, представитель 3-го лица Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец Блонова М.Ю., представитель ответчика Департамента труда и социального развития Воронежской области просили дело рассматривать без их участия. Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Представитель истца Санникова М.С. в судебном заседании требования поддержала по мотивам, изложенным в иске.
Представитель КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и филиала КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» г.Нововоронежа Покатаева Л.В. с требованиями истца не согласилась, указала, что Порядком предоставления единовременной денежной выплаты в связи с рождением детей, утвержденным Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07.11.2011г., установлено, что право на такую выплату имеют женщины, имеющие регистрацию по месту жительства в Воронежской области. Таковая регистрация у истицы на территории Воронежской области отсутствует. Для назначения единовременной денежной выплаты необходимо предоставить заявление о назначении с приложением документов, в т.ч. копии паспорта с отметкой о регистрации на территории Воронежской области. Ответчиком представлены возражения в письменной форме.
От представителя Департамента труда и социального развития Воронежской области в суд поступили письменные возражения, согласно которых Департамент не согласен с требованиями, т.к. у истицы на момент рождения ребенка и на момент обращения с заявлением о выплате отсутствовала регистрация по месту жительства в Воронежской области.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению. К такому выводу суд приходит на основании следующего:
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п.п. "ж", "з" п.1 ст.1 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в частности, на основе принципов самостоятельного осуществления ими принадлежащих полномочий и самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 24 п.2 ст. 26.3 этого закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей.
Положениями Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» ( в редакции закона от 08.06.2012г. N 59-ОЗ) регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе определяются категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, устанавливаются формы и содержание указанных мер социальной поддержки, а также порядок и условия их предоставления.
В соответствии со ст.14 этого Закона, меры социальной поддержки предоставляются гражданину, имеющему право на их получение, по заявлению гражданина, которое подается в соответствующий уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области по месту жительства заявителя либо в иную организацию, уполномоченную указанным органом.
Право на меры социальной поддержки в соответствии с этим Законом имеют, в т.ч. женщины, в связи с рождением ребенка, получая единовременную денежную выплату. При этом единовременная выплата осуществляется независимо от наличия права на иные виды государственных пособий, установленных федеральным и областным законодательством. Единовременная денежная выплата производится, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, такая выплата устанавливается в размере 20т.р.
В соответствии со ст.43.7 указанного выше закона единовременная денежная выплата предоставляется в связи с рождением ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, женщинам, постоянно проживающим на территории Воронежской области на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой.
Статьей 43.10 Закона установлено, что Порядок назначения и выплаты единовременной денежной выплаты определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере труда и социального развития.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 07.11.2011г. №2533/ОД утвержден «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка».
Согласно этого Порядка, единовременная денежная выплата назначается филиалом казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" матери по месту ее жительства; право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой, на каждого рожденного ребенка.
Согласно п.5 Порядка, для назначения единовременной денежной выплаты гражданин обращается в филиал КУВО и представляет:
а) заявление о назначении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием способа выплаты:
б) копию свидетельства о рождении ребенка, …;
в) копию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области;
г) копию сберегательной книжки с номером счета по вкладу, открытому в отделении кредитного учреждения банковской системы РФ, в случае избрания указанной формы выплаты.
Очевидно, что «Порядок предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка» выходит за рамки закона, определяя не только процедуру (сам порядок) назначения и выплаты сумм, а определяет субъектов получения такой выплаты (право на получение единовременной денежной выплаты имеют матери, зарегистрированные по месту жительства на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой, на каждого рожденного ребенка). Это противоречит требованиям Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» ( в редакции закона от 08.06.2012 N 59-ОЗ), в котором указывается о постоянном проживании (а не о регистрации) женщины на территории Воронежской области на момент рождения ребенка (детей), а также на момент обращения за выплатой. И «Порядок…» в этой части ущемляет права женщин по отношению к правам, закрепленным Законом. И суд при вынесении решения, при определении субъекта, имеющего право на получение мер социальной поддержки в виде получения единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, руководствуется правовым актом, имеющим большую юридическую силу, т.е. Законом Воронежской области от 14.11.2008 № 103-ОЗ (ред. от 08.06.2012г.) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).
Согласно ч. 2 ст. 3 этого Закона регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 17 июля 1995 г. N 713", посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Согласно паспорта гражданина РФ серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Костинским ОМ УВД <адрес>, на имя Блоновой М.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р., на листе « место жительство» имеется штамп с записью - <адрес>, зарегистрирован <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
В свидетельстве № о регистрации по месту пребывания, выданного ОУФМС России по Воронежской области в г.Нововоронеже, указано, что Блонова М.Ю. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Воронежская область г. Нововоронеж <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
В судебном заседании установлено, что Блонова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГг.р., работает в ФГУЗ «МСЧ-33» ФМБА России г.Нововоронеж в должности медицинской сестры палатной инфекционного отделения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.18).
Согласно Справки № от ДД.ММ.ГГГГ ФГУЗ «МСЧ-33» ФМБА России г.Нововоронеж, Блонова М.Ю. состояла на диспансерном учете по беременности и родам в этом медицинском учреждении (л.д.19).
ДД.ММ.ГГГГ в семье Блоновой М.Ю. и Блонова Д.С. родился сын А., что подтверждается свидетельством о рождении серии 11-CИ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС города Нововоронежа Воронежской области, место рождения ребенка город Нововоронеж Воронежской области (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ А., 2012г.р., был зарегистрирован по месту жительства по адресу Воронежская область г.Нововоронеж, <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту жительства, выданного ОУФМС России по Воронежской области в г.Нововоронеже (л.д.16).
Согласно решения Нововоронежского городского суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Блоновой М.Ю. к ОГУ «УСЗН» о признании права на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, о назначении указанной выплаты, за Блоновой М.Ю. было признано право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка Блонова Н.Д., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, в связи с установлением судом факта постоянного проживания Блоновой М.Ю. на момент рождения ребенка и на момент обращения за выплатой, на территории Воронежской области.
Анализ исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что Блонова М.Ю. постоянно проживала на территории Воронежской области на момент рождения ребенка сына А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и на момент обращения за выплатой имела место жительства на территории Воронежской области.
Доводы представителей ответчиков о том, что основным документом, подтверждающим личность заявителя и его постоянное место жительство на территории Воронежской области является паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Воронежской области, не состоятельны и не основаны на требованиях закона, т.к. регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания, отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета, а в данном случае у истца имелась регистрации по месту пребывания на территории Воронежской области по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, <адрес>,на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, по месту регистрации истицы <адрес>, ей никакие пособия в связи с рождением ребенка А., ДД.ММ.ГГГГг.р., не назначались и не выплачивались, что следует из Справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Королевским Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области (л.д.17).
Согласно Порядка предоставления единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка, единовременная денежная выплата назначается филиалом казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Воронежской области" матери по месту ее жительства. Решение о назначении единовременной денежной выплаты принимается управляющим филиалом КУ ВО в течение 10 дней после поступления заявления со всеми необходимыми документами (п.4, п.7 Порядка).
При установленных обстоятельствах, суд считает, что ответчик КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области», филиал г.Нововоронежа, необоснованно отказал Блоновой М.Ю. в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка в соответствии с положениями главы 10.2 Закона Воронежской области №103-ОЗ от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции закона от 08.06.2012г. N 59-ОЗ), в связи с чем признает за истцом право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка и возлагает обязанность на КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области», как на орган, в функции которого входит организация работы филиалов КУ ВО по назначению единовременной денежной выплаты, подготовке и представлению списков и ведомостей получателей единовременной денежной выплаты, назначить Блоновой М.Ю. единовременную денежную выплату при рождении ребенка в сумме 20000 руб.
В соответствии с положениями Закона Воронежской области «О социальной поддержке…», финансовое обеспечение расходных обязательств Воронежской области, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных этим Законом, производится за счет средств областного бюджета.
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 17.11.2009 № 1026/ОД утвержден Порядок расходования средств, выделенных из федерального и областного бюджетов на выплату пособий, компенсаций, выплат, субсидий, индексации несвоевременно выплаченных пенсий и других социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Воронежской области, согласно которому эти функции возложены на Департамент труда и социального развития Воронежской области. В связи с чем обязанность по выплате суммы единовременной денежной выплаты при рождении ребенка суд возлагает на Департамент труда и социального развития Воронежской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Заявленное Блоновой М.Ю. письменное ходатайство о взыскании с КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>, с учетом определенной сложности дела, количества судебных заседаний, заявленных и удовлетворенных исковых требований, мнения ответчиков, суд считает подлежащим удовлетворению в сумме <данные изъяты> посчитав данную сумму разумной и соответствующей рассмотренному делу. Эта сумма подлежит взысканию с КУВО «УСЗН», который отказал истице в назначении единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, и как следствие – не последовало самой выплаты суммы.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>., суд взыскивает указанную сумму в пользу истца с ответчика КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области», который отказал истице в назначении единовременной денежной выплате при рождении ребенка.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Блоновой М.Ю. право на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Воронежской области» назначить, а Департамент труда и социального развития Воронежской области - выплатить Блоновой М.Ю. единовременную денежную выплату при рождении ребенка А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 20000 (Двадцать тысяч) рублей.
Взыскать с КУВО «Управление социальной защиты населения Воронежской области» в пользу Блоновой М.Ю. расходы на представителя в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> – возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В.Аксенова
Решение в окончательной форме изготовлено 13.11.2012 года