Гражданское дело № 2-463/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 02 июня 2016 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Яковенко Т.И.,
с участием истца – Ставцевой Л. Н.,
при секретаре Енговатых А. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставцевой Л.Н., Ставцевой Е.И., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, 3 отделу Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Ставцева Л. Н. и Ставцева Е. И., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, 3 отделу Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>
Заявленные требования мотивировали тем, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было передано в пользование Ставцевой Л. Н. и членам её семьи, в том числе: сыну ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения и дочери – Ставцевой Е.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Фактически все они проживают в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, и до настоящего времени, несут бремя его содержания. На основании Распоряжения Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 487-р, военный городок № 1, в котором расположена спорная квартира, исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации. По мнению истцов, квартира не являлась и не является служебной, и, поскольку, ранее Ставцева Л. Н. и ФИО1 участие в приватизации не принимали, ссылаясь на положения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истцы просят признать за ними право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру по 1/2 доли за каждым. При этом, ФИО2 и Ставцева Е. И. отказались от участия в приватизации квартиры, о чем представили нотариально удостоверенный отказ.
В судебном заседании Ставцева Л. Н., на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в заявлении основаниям.
Истец – Ставцева Е. И., извещенная о разбирательстве дела, в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о его рассмотрении в своё отсутствие.
Ответчики - Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений МО РФ, извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, возражений против рассмотрения дела в отсутствие таковых не представили.
Представитель ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» - Гордеев А. А., полномочия которого удостоверены доверенностью № 107 от 24.11.2015 года, надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, просил о его рассмотрении в своё отсутствие, при этом представил письменные возражения на иск, указав, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны и передано в оперативное управление ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений". Министерство обороны не принимало решения о переводе квартиры из разряда служебной в жилое помещение социального найма.
Представитель ответчика - ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» - Махмудова В. Н., действующая на основании доверенности № 13 от 11.01.2016 года, в связи с территориальной отдаленностью просила рассмотреть дело в своё отсутствие, при этом представила возражения по существу заявленных требований, мотивированные тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено Ставцевой Л.Н. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего отметку «служебный». В соответствии с Постановлением администрации города Енисейска от 14 июля 2000 года № 386-п жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является служебным. Помимо этого указала, что согласно правовой позиции, выраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2015 по делу N 18-КГ14-173, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит. Кроме того, основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерством обороны РФ решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного, не принималось. Согласно Указаниям Министра обороны РФ № 205/2/709 от 15.10.2009 года в целях безусловного выполнения поручений Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда, запрещено. Спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Третье лицо - администрация г. Енисейска извещенная о дате и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании, не направила, об уважительности причин неявки не уведомила, о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не просила.
Представитель третьего лица - войсковой части в судебное заседание не явился, дело просил рассматривать в своё отсутствие. Ранее, в ходе досудебной подготовки, командиром войсковой части 14058 - Шиян А., представлен отзыв на иск, в котором он полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, настаивая на служебном статусе спорного жилого помещения.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав доводы истца Ставцевой Л. Н., допросив свидетеля Чунтонов3 Л. П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 35 Конституции РФ гарантировано, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст.1, 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
На основании ст.4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П часть вторая статьи 4 Закона Российской Федерации от 047.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами РФ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно- эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Аналогичные правила были подтверждены и в ст.ст. 101 - 102 Жилищного кодекса РСФСР. Назначение служебных жилых помещений заключалось в заселении их гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилые помещения включались в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе совета народных депутатов.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Статьей 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст.92Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 1 марта 2005 года, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, безусловно отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, равно как и признать право собственности, законодательство не содержит.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Действовавшим на момент предоставления Ставцевой Л.Н. спорной квартиры приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 288 (аналогичные положения содержатся в приказе Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80) было установлено, что гражданский персонал обеспечивался на период работы только служебными помещениями.
Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 №80, предусмотрено, что работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. На эти цели выделяется 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны (п.20). Все жилые помещения учитываются в квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района (гарнизона) в книге учета жилых помещений, подлежащих заселению (п. 23). Предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (п. 43).
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ КЭЧ Красноярского района Сибирского военного округа Ставцевой Л. Н. был выдан служебный ордер №, на состав семьи из двух человек (сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения и дочери Ставцевой Е.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения) и предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, по адресу: <адрес>. Данная квартира была предоставлена Ставцевой Л. Н. в качестве служебной, как лицу из числа гражданского персонала войсковой части <данные изъяты>, в связи с её работой в должности <данные изъяты>.
Служебный ордер в установленном порядке не оспорен и недействительными не признан.
Согласно выписок из домовой книги и финансово-лицевого счета, выданных <данные изъяты> Ставцева Л. Н. зарегистрирована в вышеуказанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, наряду с нею на регистрационном учете по месту жительства состоят - дочь Ставцева Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ и малолетняя внучка ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации города Енисейска №386-п от 14 июля 2000 года весь жилищный фонд закрытого военного городка №1 (дома №1-14,22) признан служебным. Данное постановление является действующим и в настоящее время не отменено; иных постановлений, вынесенных до 01.03.2005 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, отменяющих служебный статус жилых домов, расположенных в военном городке Енисейске-1 (почтовый адрес Енисейск-4), не издавалось.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок №1 в г. Енисейске Красноярского края. До издания распоряжения Правительства Российской Федерации № 752-р от 01.06.2000 г. этот военный городок был признан закрытым Приказом командующего войсками Сибирского военного округа № 2 от 10.01.1998 года. До 1998 года статус закрытых военных городков также существовал, однако утверждались соответствующие перечни приказами командующих военных округов. Такой порядок был установлен приказами Министра обороны СССР № 75 от 22.02.1977 года и № 363 от 23.12.1980 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 г. № 487-р в указанное постановление были внесены изменения, которым военный городок № 1 в г. Енисейске исключен из перечня закрытых военных городков.
Вместе с тем, сам по себе факт исключения спорного жилого помещения из перечня закрытых военных городков не свидетельствует об изменении правого режима находящегося там жилого фонда, поскольку сведений о передаче его в муниципальный жилищный фонд в деле не имеется.
1 апреля 2011 года на основании распоряжения и передаточного акта ФГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района", Министерства обороны РФ передало ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерств обороны РФ имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ, в том числе основные средства (земельные участки, здания, сооружения), в перечень которого вошел и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, возражавших против передачи квартиры в собственность истцу.
Решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.
Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации также не принималось. Спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления не числится. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру отсутствуют.
Ставцева Л. Н. и члены её семьи не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях; решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Таким образом, спорное жилое помещение предоставлено Ставцевой Л. Н. и членам её семьи от имени собственника Министерства Обороны РФ на основании служебного ордера, сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации в силу прямого указания ст.4Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда», поскольку спорная квартира сохраняет статус служебной и доказательств иного не предоставлено.
То обстоятельство, что спорная квартира не состоит на учете в ЕГРП не означает, что она не обладает статусом служебной. В отношении государственной регистрации прав Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ставцевой Л.Н., Ставцевой Е.И., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, 3 отделу Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, по 1/2 доли за каждым, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Яковенко Т. И.
Мотивированное решение изготовлено: «14» июня 2016 года.