Дело № 2-1216/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 4 декабря 2014 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ефимова А.А.,
при секретаре Уфимцевой О.Я.,
с участием истицы Бидун В.Ф., ее представителя Чернова Е.И., представителя ответчика войсковой части № Устиненко О.А., третьего лица Бидуна В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бидун В.Ф. к Министерству обороны РФ, войсковой части № Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, 3 отделу ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права на обеспечение жильем в собственность бесплатно по нормам обеспечения и возложении обязанности по обеспечению таким жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Бидун В.Ф. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, войсковой части № о признании права на обеспечение жильем в собственность бесплатно по нормам обеспечения и возложении обязанности по обеспечению таким жилым помещением.
Свои требования мотивировала тем, что с 21 февраля 2000 г. по 12 марта 2012 г. она работала в войсковой части № в качестве кладовщика продовольственного склада и являлась гражданским служащим. 12 марта 2012 г. была уволена в связи с сокращением штата работников. Ее мужу Бидуну В.А. на состав семьи, в том числе и ей, для проживания была предоставлена служебная квартира. Решением Енисейского районного суда от 8 октября 2012 г. она и члены ее семьи (муж Бидун В.А. и дочь ФИО11.) были выселены из данной служебной квартиры без предоставления иного жилого помещения. Считает, что наличие стажа работы свыше 12 лет дает ей право наряду с лицами, проходившими военную службу, на предоставление жилья в собственность бесплатно на весь состав семьи, состоящей из мужа Бидуна В.А. и дочери ФИО3 По мнению истицы, ФЗ «О статусе военнослужащих», предоставляющий право получения жилья в собственность военнослужащим, распространяется также на гражданский персонал. По изложенным основаниям Бидун В.Ф. просит признать за ней право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по нормам обеспечения и возложить на ответчиков обязанность предоставить ей жилье в собственность бесплатно по нормам обеспечения площадью не менее 54 кв.м, взыскать с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
В судебном заседании истица Бидун В.Ф. и ее представитель Чернов Е.И. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске. При этом дополнительно пояснили, что положения ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяются в равной мере как на военнослужащих, так и на гражданский персонал войсковых частей, то есть на истицу. Бидун В.Ф. никогда не обращалась с соответствующим заявлением в уполномоченный орган Министерства обороны РФ и не состояла в очереди на улучшение жилищных условий и получение жилья. Считают, что постановка в очередь на улучшение жилищных условий и получение жилья носит не заявительный характер, а ответчики обязаны были самостоятельно по собственной инициативе ставить своих работников в такую очередь, чего в отношении истицы сделано не было. Получение Бидун В.А. жилищного сертификата не влияет на право истицы на предоставление ей ответчиками жилья в собственность, так как жилищный сертификат был предоставлен не на всех членов семьи.
Представитель ответчика войсковой части № Устиненко О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Аргументируя свою позицию, указала на то, что положения ФЗ «О статусе военнослужащих» не распространяют свое действие на гражданский персонал Вооруженных Сил РФ. Бидун В.Ф. никогда не обращалась с заявлением и не состояла в очереди по улучшению жилищных условий и обеспечению жильем. Постановка на такую очередь носит заявительный характер. Кроме того, мужу истице Бидуну В.А. на состав семьи, в том числе он, его жена Бидун В.Ф., дочь Бидун А.В. и сын Бидун С.В., ранее был предоставлен жилищный сертификат на приобретение жилья, который был реализован.
Третье лицо Бидун В.А. в судебном заседании поддержал позицию истицы Бидун В.Ф. При этом пояснил, что по программе переселения из регионов с неблагоприятными климатическими условиями им был получен и реализован жилищный сертификат. Куплено жилье в <адрес>. Однако по состоянию его здоровья, признанного инвалидом 1 группы по общему заболеванию, ему необходимо постоянно проходить лечение в больнице <адрес>, в связи с чем жилое помещение в <адрес> было ими продано, вырученные денежные средства направлены на приобретение жилья в <адрес> по договору долевого строительства. В настоящее время жилое помещение еще не сдано, жить им негде. При этом он не может указать, выдавался ему сертификат на получение жилья лично либо на состав семьи.
Ответчики Министерство обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, 3 отдел ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ,ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ,Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФо времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, направили отзывы на исковое заявление Бидун В.Ф., в которых просили отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Третье лицо Бидун А.В., надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Бидуну В.А. на состав семьи – жена Бидун В.Ф., дочь ФИО3, сын Бидун С.В., была предоставлена для проживания служебная <адрес>, расположенная в доме офицерского состава (ДОС) № в <адрес>, в связи с трудовыми отношениями Бидуна В.А. и Бидун В.Ф. с войсковой частью №.
Бидун В.А. и Бидун В.Ф. относились к категории гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. К моменту рассмотрения исковых требований Бидун В.Ф. и ее муж Бидун В.А. в трудовых отношениях с войсковой частью не состоят. Их дочь ФИО3 в войсковой части службу не проходит и в трудовых отношениях с частью также не состоит. Военнослужащими Бидун В.А., Бидун В.Ф. и их дочь ФИО3, являющиеся членами одной семьи, никогда не являлись и не являются.
24 апреля 2001 г. Бидун В.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлениями на участие в краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» и на получение жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в виду инвалидности 1 группы, изъявил желание получить субсидию и переселиться вместе с семьей - женой Бидун В.Ф. и детьми Бидуном С.В. и ФИО3 на постоянное жительство в <адрес>. Бидуну В.А. как инвалиду 1 группы совместно с членами семьи по программе жилище был предоставлен государственный жилищный сертификат, ими в собственность куплена квартира в другом регионе. То есть, Бидун В.А. реализовал свое право на улучшение жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». По данным Министерства строительства и архитектуры <адрес> 15 апреля 2008 г. Бидун В.А. получил государственный жилищный сертификат серии ПС № на сумму 1750320 руб. на семью из четырех человек: Бидун В.А. – заявитель, Бидун В.Ф. – супруга, ФИО3 – дочь, ФИО4 – сын. 22 августа 2008 г. сертификат был реализован в <адрес> края.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и были установлены решением Енисейского районного суда <адрес> от 8 октября 2012 г., вступившим в законную силу 9 ноября 2012 г., которым ФИО2, ФИО1 и Бидун А.В. были выселены из <адрес>, расположенной в ДОС № в <адрес>, без предоставления другого жилого помещения; исполнение решения в части выселения было отсрочено до 30 сентября 2014 г. При этом судебным решением также было установлено, что прекращение трудовых отношений Бидуна В.А. и Бидун В.Ф. с войсковой частью стало основанием к прекращению договора найма служебного жилья, ответчики подлежат выселению из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Оснований к предоставлению им при выселении другого жилого помещения нет, поскольку инвалидность ответчика Бидуна В.А. получена не в связи с трудовыми отношениями, к числу лиц, признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья никто из ответчиков не отнесен.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Бидун В.Ф., суд исходит из того, что правовых оснований для признания за истицей права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по нормам обеспечения и возложения на ответчиков обязанности предоставить ей жилье в собственность бесплатно по нормам обеспечения площадью не менее 54 кв.м, не имеется.
Утверждения Бидун В.Ф. и ее представителя Чернова Е.И. о том, что наличие у истицы стажа работы свыше 12 лет в качестве гражданского персонала войсковой части № дает ей право наряду с лицами, проходившими военную службу, на предоставление жилья в собственность бесплатно на весь состав семьи, состоящей из мужа Бидуна В.А. и дочери ФИО3, со ссылкой на то, что ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяется в равной мере как на военнослужащих, так и на гражданский персонал, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Статья 1 указанного Федерального закона определяет, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ст. 2 названного Федерального закона, определяющей граждан, имеющих статус военнослужащих, военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента РФ. Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Статья 3 приведенного Федерального закона предусматривает, что для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы, в том числе и право на жилище, предусмотренное ст. 15 Федерального закона.
При этом в соответствии с данной нормой государство гарантирует обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета, только военнослужащим и членам их семей.
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» в целях организации в Вооруженных Силах РФ деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утверждены Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма и Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений. При этом названные Инструкции распространяют свое действие только на военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Анализируя положения приведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что данные положения не распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами, так как указанные нормы регулируют правоотношения по предоставлению жилых помещений военнослужащим и членам их семей, к которым истица не относится, так как она никогда не являлась и не является военнослужащей и членом семьи военнослужащего. Ее трудовая деятельность в качестве гражданского персонала в войсковой части № не предоставляет ей право на получение гарантий по обеспечению жильем, предусмотренных названными Федеральным законом и Инструкциями.
Кроме того, суд учитывает, что действовавшая до 8 ноября 2010 г. Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. №, предусматривала выделение гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ, непосредственно связанных с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны РФ, для обеспечения служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения (пункт 20). Право на получение гражданским персоналом жилья от военного ведомства по другим основаниям данная Инструкция не предусматривала.
Как указано выше, Бидуну В.А., как работнику из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, на состав семьи, в том числе жену Бидун В.Ф. и детей Бидун С.В., ФИО3, на период трудовых отношений было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, дом офицерского состава (ДОС) № <адрес>, в соответствии с положениями Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № В связи с прекращением трудовых отношений с войсковой частью указанные лица на основании решения суда от 8 октября 2012 г. были выселены без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с пунктами 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. №, учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 65 Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ на 2011-2013 годы, вступившего в силу с 1 января 2011 г. и действовавшего до 31 декабря 2013 г. (включительно), лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах. Лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 г. по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В судебном заседании установлено, что с заявлением о постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья по договорам социального найма в уполномоченный орган Бидун В.Ф. никогда не обращалась, учетное дело в отношении нее не заводилось, соответствующее решение жилищной комиссией не принималось и нуждающейся в улучшении жилищных условий она не признавалась. Кроме того, как установлено приведенным выше решением суда от 8 октября 2012 г. к числу лиц, признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, Бидун В.А., Бидун В.Ф. и ФИО3 не отнесены.
Утверждения представители истицы Чернова Е.И. о том, что постановка в очередь на улучшение жилищных условий и получение жилья носит не заявительный характер, а ответчики обязаны самостоятельно по собственной инициативе ставить своих работников, в том числе и истицу в такую очередь, не основаны на законе.
Учитывая изложенные обстоятельства и положения нормативных правовых актов, принимая во внимание, что иной порядок предоставления жилья гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ действующим законодательством в спорный период не предусмотрен, а также, что 15 апреля 2008 г. Бидун В.А. в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» получил государственный жилищный сертификат на семью, в том числе он, супруга Бидун В.Ф., дочь ФИО3, сын ФИО4, и впоследствии реализовал его, суд приходит к выводу об отсутствии у истицы права на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по нормам обеспечения и обязанности ответчиков по предоставлению ей жилья в собственность бесплатно по нормам обеспечения площадью не менее 54 кв.м.
В связи с этим, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ отсутствуют основания и для взыскания с ответчиков расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Таким образом, исковые требования Бидун В.Ф. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бидун В.Ф. к Министерству обороны РФ, войсковой части № 14058, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, 3 отделу ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права на обеспечение жильем в собственность бесплатно по нормам обеспечения и возложении обязанности по обеспечению жилым помещением – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Енисейский районный суд <адрес>.
Судья А.А. Ефимов
Мотивированное решение составлено 26 декабря 2014 г.