ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-10861/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 22 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Александровой Ю.К.
судей Петровой Ю.Ю., Рогачевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3267/2019 по иску Клементьевой Юлии Юрьевны к ПАО «Ленэнерго» об обязании заключить договор,
по кассационной жалобе Клементьевой Юлии Юрьевны на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 февраля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю., объяснения Клементьевой Ю.Ю., представителя Клементьевой Ю.Ю. – Полякова Н.В., действующего на основании ордера и доверенности от 19 октября 2019 г. сроком на 5 лет, представителя ПАО «Ленэнерго» - Полуэктова Н.В., действующего на основании доверенности от 31 января 2020 г. сроком до 31 января 2022 г., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 г. исковые требования Клементьевой Ю.Ю. удовлетворены частично, с обязанием ПАО «Ленэнерго» в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу заключить с Клементьевой Ю.Ю. договор технологического присоединения с целью электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Колтушское сельское поселение, д. Кальтино, ул. Есенина, д.2/4, с кадастровым номером 47:09:0114001:1283, обязанием ПАО «Ленэнерго» в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу разработать и направить Клементьевой Ю.Ю. технические условия, являющиеся неотъемлемой частью технологического присоединения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 февраля 2020 г. решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Клементьевой Ю.Ю. к ПАО «Ленэнерго» об обязании заключить договор оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Клементьева Ю.Ю. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
Представители третьих лиц ООО «ВсевИнвестСтрой», АО «Петербургская сбытовая компания» о времени и месте рассмотрения дела были извещены направлением судебных повесток, полученных 9 июня 2020 г. и 1 июня 2020 г. соответственно, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены апелляционного определения не находит, в то время, как решение суда первой инстанции апелляционным определением отменено, в связи с чем предметом проверки по доводам кассационной жалобы не является.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судом апелляционной инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Клементьева Ю.Ю. является собственником 1/3 доли жилого дома по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Колтушское сельское поселение, д. Кальтино, ул. Есенина, д. 2, кадастровый номер 47:09:0114001:1283, указанный жилой дом расположен в пределах объекта, кадастровый номер 47:09:0114001:744.
Согласно выписке из ЕГРН в состав объекта недвижимости по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, участок Красная Горка, кадастровый номер 47:09:0114001:612 входит, в том числе и объект недвижимости, кадастровый номер 47:09:0114001:744.
В соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения №13549 от 5 марта 2015 г., ОАО «Ленэнерго» осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома ООО «ВсевИнвестСтрой» по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, участок Красная Горка, МЖС «Шагрово» в соответствии с мероприятиями по договору технологического присоединения.
В соответствии с договором энергоснабжения №45089 от 1 апреля 2015 г. и приложением А к договору, ОАО «Петербургская сбытовая компания» обязалось осуществлять продажу электрической энергии энергоснабжаемого объекта по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, участок Красная Горка, кадастровый номер 47:09:0114001:612.
Клементьева Ю.Ю. 7 мая 2018 г. обратилась в ПАО «Ленэнерго» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в связи с новым подключением жилого дома по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Колтушское сельское поселение, д. Кальтино, ул. Есенина, д. 2/4.
В ответ на указанное заявление ПАО «Ленэнерго» отказало в заключении договора, поскольку объект истца с номером дома 2/4 фактически является частью жилого дома по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Колтушское сельское поселение, д. Кальтино, ул. Есенина, д. 2, ранее присоединенного по договору, заключенному с ООО «ВсевИнвестСтрой».
Застройщик ООО «ВсевИнвестСтрой» 23 октября 2018 г. обратился в ПАО «Ленэнерго» с заявкой №18/58258 на переоформление документов о технологическом присоединении, указав в качестве фактически присоединенных блокированные жилые дома, расположенные на вновь образованных земельных участках.
Из акта об осуществлении технологического присоединения №296219 от 25 января 2019 г. следует, что ПАО «Ленэнерго» в отношении жилого дома по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Колтушское сельское поселение, д. Кальтино, ул. Есенина, д. 2, с кадастровым номером 47:09:0114001:1283, который расположен на участке с кадастровым номером 47:09:0114001:744, осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «ВсевИнвестСтрой».
В обоснование исковых требований Клементьева Ю.Ю. ссылалась на необоснованность отказа в заключении публичного договора технологического присоединения, и нарушении ее прав данным отказом, просила обязать ПАО «Ленэнерго» заключить договор технологического присоединения с целью электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Колтушское сельское поселение, д. Кальтино, ул. Есенина, д. 2/4 с кадастровым номером 47:09:0114001:1283 с указанием условий договора.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 3, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п.п. 2, 6, 8, 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, исходил из того обстоятельства, что договор о технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства является публичным и сетевая организация не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключению соответствующего договора, договор о технологическом присоединении может быть заключен на определенных условиях.
Принимая во внимание отсутствие доказательств технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома истца к объектам электросетевого хозяйства ПАО «Ленэнерго», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения исковых требований в части обязания заключить договор технологического присоединения с целью электроснабжения жилого дома, принадлежащего истцу.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия у суда первой инстанции оснований для возложения обязанности на сетевую организацию осуществить технологическое присоединение жилого дома истца, поскольку факт присоединения дома истца к объектам электросетевого хозяйства подтверждается материалами дела, в том числе, актом об осуществлении технологического присоединения №296219 от 25 января 2019 г.
Суд апелляционной инстанции также указал, что вступившим в законную силу решением Всеволожского городского суда Ленинградской области установлено, что жилой дом по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Колтушское сельское поселение, д. Кальтино, ул. Есенина, д. 2, имеет объекты электросетевого хозяйства ПАО «Ленэнерго». Указанным решением ООО «Управляющая компания «Шагрово» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, обязана восстановить подачу электроэнергии, не препятствовать проходу и проезду истца, а также членам семей на территорию ЖК «Шагрово», не препятствовать пользованию объектами инфраструктуры.
Принимая во внимание, что застройщик подтвердил факт технологического присоединения объекта истца путем переоформления документов о технологическом присоединении, суд апелляционной инстанции указал, что истец не лишена возможности требовать у ООО «ВсевИнветСтрой» подтверждения мощности, выделенной на ее блок-секцию, после чего, в случае необходимости подать заявку на технологическое присоединение путем увеличения существующей мощности.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении норм материального права и сделанными без нарушений норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы истца повторяют ее позицию, изложенную в суде апелляционной инстанции, тщательно исследованную и получившую верную оценку, оснований для несогласия с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), п. 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861), технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Судом апелляционной инстанции, верно установившим обстоятельства по делу, обоснованно указано на предоставление ответчиком доказательств осуществления технологического присоединения земельного участка 47:09:0114001:744, на котором расположен дом истца, к сетям, что подтверждается представленным актом от 25 января 2019 г.
Факт технологического присоединения подтверждается и обращением истца во Всеволожский городской суд Ленинградской области к УК «Шагрово» с исковыми требованиями о возложении обязанности подключить электроэнергию со ссылкой на то обстоятельство, что с 16 января 2017 г. в секцию Клементьевых ограничена подача электроэнергии с 5 кВт до 1 кВт, решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23 мая 2018 г. об обязании УК «Шагрово» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу восстановить подачу электроэнергии.
При рассмотрении дела апелляционной инстанцией по правилам суда первой инстанции истец от требования об обязании УК «Шагрово» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу восстановить подачу электроэнергии отказалась, производство по делу в указанной части прекращено.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не дает оснований для вывода об отсутствии технологического присоединения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, кассационный суд не находит предусмотренных законом оснований для ее удовлетворения.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судом апелляционной инстанции, обжалуемый судебный акт в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При разрешении доводов кассационной жалобы истца, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемого судебного акта.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: