Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1213/2018 ~ М-742/2018 от 05.03.2018

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

27 апреля 2018 г.                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Мангуловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1213/18 по иску К. к Министерству управления финансами Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области и ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» об обязании совершить действия и компенсации морального вреда,

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2018 г.                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Мангуловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1213/18 по иску К. к Министерству управления финансами Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области и ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» об обязании совершить действия и компенсации морального вреда,

установил:

Ц.. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Правительству Самарской области, Министерству управления финансами Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области и ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» об обязании совершить действия и компенсации морального вреда. В обоснование иска указывает, что с 1996 г. является ветераном труда, в соответствии со ст.22 ФЗ «О ветеранах» получает ЕДВ в размере 658 рублей, которая не индексируется. С 1.01.2018 г. выплата ЕДВ ей была прекращена в соответствии с п.4 ст.3 не названного заявительницей закона Самарской области. Официальной информации о прекращении выплаты ЕДВ она не получала. Постановление Правительства Самарской области от 30.10.2012 г. №583 незаконно, не соответствует ФЗ «О ветеранах». В соответствии с законом Самарской области учреждения социальной защиты, подведомственные министерству, в пределах своей компетенции принимают меры по информированию получателей об изменении условий назначения ЕДВ. Правительством Самарской области принято постановление от 17.03.2017 г. №166, в результате которого прекращается выплата ЕДВ ветеранам труда РФ, что не соответствуют ФЗ «О ветеранах». Просила (в принятой к производству редакции исковых требований) признать незаконными действия ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа», заключающиеся в неинформировании её о прекращении индексации ЕДВ с 1.01.2013 г. по 1.01.2018 г. и выплаты ЕДВ с 1.01.2018 г., обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области возобновить выплату ей ЕДВ, взыскать с Министерства управления финансами Самарской области ЕДВ за период с 1.01.2018 г. по 1.03.2018 г. в размере 1 368 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением судьи от 12.03.2018 г. заявление в части требований об оспаривании действий Правительства Самарской области возвращено.

В ходе разбирательства дела истица уточнила заявленные требования, просила признать незаконными действия ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа», заключающиеся в неинформировании её о прекращении индексации ЕДВ с 1.01.2013 г. по 1.01.2018 г. и выплаты ЕДВ с 1.01.2018 г. по 1.03.2018 г., обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области проиндексировать ей ЕДВ с 1.01.2013 г. по 1.01.2018 г., взыскать с Министерства управления финансами Самарской области компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности от 13.12.2016 г. К.. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» по доверенности от 15.08.2017 г. №48 Н.. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 30-34).

Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности от 7.03.2017 г. №247 К. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 57-62).

Представитель ответчика Министерства управления финансами Самарской области по доверенности от 29.12.2017 г. №179/07 И.. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 65-67).

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Как установлено в ходе разбирательства дела, истица является получателем пенсии по старости и имеет статус ветерана труда в терминологии ст.7 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 10).

Согласно пп.5 п.1 ст.4 Закона Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» ветеранам труда, получающим пенсию на основании ФЗ «О страховых пенсиях», производится ежемесячная денежная выплата в размере 450 рублей в качестве меры социальной поддержки.

Согласно ст.7 того же закона размер этой выплаты подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 г. №342 «О порядке и сроках индексации размеров ежемесячных денежных выплат ветеранам Великой Отечественной войны - труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненных к ветеранам труда, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда Самарской области» размеры указанных выплат индексируются ежегодно с 1 января с применением коэффициента, размер которого определяется исходя из величины среднегодового индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области.

Однако п.1 постановления Правительства Самарской области от 6.10.2009 г. №517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» действие указанных положений об индексации размера выплат было приостановлено.

Впоследствии постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2011 г. №627 «Об индексации размеров ежемесячных денежных выплат ветеранам Великой Отечественной войны - труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненных к ветеранам труда, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда Самарской области, ежемесячной доплаты к пенсии инвалидам боевых действий и членам семей погибших (умерших) участников боевых действий, а также лиц, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)» были предусмотрены разовые индексации размеров указанных выплат для ветеранов труда: с 1.01.2012 г. до 658 рублей, с 1.01.2013 г. – до 696 рублей.

Однако постановлением Правительства Самарской области от 30.10.2012 г. №583 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 6.10.2009 г. №517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010 - 2013 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области» указанный в предыдущем абзаце нормативный правовой акт был признан утратившим силу. Соответственно, индексация размеров выплат с 1.01.2013 г. не была произведена и до 2018 г. более не производилась на основании п.1 постановления Правительства Самарской области от 6.10.2009 г. №517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области».

Решением Самарского областного суда от 2.10.2017 г., принятым в порядке судебного нормоконтроля, п.1 постановления Правительства Самарской области от 6.10.2009 г. №517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» в части, приостанавливающей действие механизма ежегодной индексации ежемесячных денежных выплат, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу (8.11.2017 г.).

Постановлением Правительства Самарской области от 18.12.2017 г. №846 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 6.10.2009 г. №517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010 - 2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» и индексации размеров ежемесячных денежных выплат ветеранам Великой Отечественной войны - труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам труда, реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда Самарской области, ежемесячной доплаты к пенсии инвалидам боевых действий и членам семей погибших (умерших) участников боевых действий, а также лиц, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)» п.1 постановления Правительства Самарской области от 6.10.2009 г. №517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» признан утратившим силу в полном объёме, также принято решение об осуществлении индексации размеров ежемесячной денежной выплаты для ветеранов труда с 1.01.2018 г. в 1,037 раза, до 682 рублей.

Таким образом, требования истицы об обязании провести индексацию причитающейся ей ежемесячной денежной выплаты за период с 1.01.2013 г. по 1.01.2018 г. удовлетворению не подлежит, поскольку бездействие ответчиков, не увеличивавших размер выплаты, было основано на действовавшем в указанный период нормативном правовом акте – постановлении Правительства Самарской области от 6.10.2009 г. №517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области», в соответствии с которым ежегодная индексация выплат была приостановлена, при этом решений о разовых индексациях выплат Правительство Самарской области и региональный законодатель не принимали. Нормативные правовые акты Правительства Самарской области обязательны для исполнения всеми субъектами регулируемых отношений на всей территории Самарской области.

Вопрос о законности п.1 постановления Правительства Самарской области от 6.10.2009 г. №517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» в настоящем процессе не рассматривается, поскольку, во-первых, разрешение данного вопроса находится в компетенции Самарского областного суда и осуществляется в порядке административного, а не гражданского судопроизводства, а во-вторых, указанный нормативный акт уже проверялся компетентным судом по иску иного лица, что, в силу пп.2 п.1 ст.194 КАС РФ, исключает возможность повторного рассмотрения данного вопроса. Следует отметить, что суд, признавая незаконным приостановление ежегодной индексации ежемесячных денежных выплат, имел, в силу пп.1 п.4 ст.215 КАС РФ, право признать соответствующий нормативный акт недействующим с любой даты, включая дату его принятия, но постановил признать его недействующим с даты вступления судебного решения в законную силу.

Таким образом, размер получаемой истицей в настоящее время ежемесячной денежной выплаты соответствует требованиям нормативных правовых актов Самарской области.

Законом Самарской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» (№27-ГД) статья 2 Закона Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» была дополнена пунктом 4, в соответствии с которым право на получение установленных данным законом ежемесячных денежных выплат было оставлено лишь за теми получателями, которые не осуществляют трудовую деятельность и (или) виды деятельности, указанные в ст.7 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», и размер пенсии которых не превышает 19 500 рублей.

С 1.01.2018 г. размер пенсии истицы превысил 19 500 рублей, что ею не отрицается, в связи с чем осуществление ей ежемесячных денежных выплат было прекращено.

Прекращение выплат соответствует закону, в связи с чем требования истицы о признании его незаконным не подлежат удовлетворению.

Законом Самарской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» (№15-ГД) условие назначения ежемесячной денежной выплаты было изменено, размер пенсии, при превышении которого выплаты не назначаются, был увеличен до 20 221 рубля 50 копеек, кроме того, этим изменениям была придана обратная сила с 1.01.2018 г. Названный закон вступил в силу с 15.03.2018 г.

Следовательно, после 15.03.2018 г. ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» было обязано осуществлять истице ежемесячную денежную выплату в размере 682 рублей, а также выплатить ей сумму выплат за период с 1.01.2018 г.

Истица не отрицает, что осуществление ежемесячных денежных выплат ей возобновлено, сумма выплат за период с 1.01.2018 г. ею получена.

Таким образом, нарушений прав истицы со стороны ответчиков не имеется.

Мнение истицы о том, что ответчики не должны были исполнять Закон Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» после внесения в него изменений и постановления Правительства Самарской области ввиду их противоречия федеральному законодательству, является ошибочным. Примат федерального законодательства над региональным в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ обеспечивается институтом судебного нормоконтроля (гл.21 КАС РФ). Органы исполнительной власти субъектов федерации не компетентны определять соответствие региональных нормативных правовых актов федеральным и, руководствуясь собственной оценкой, не исполнять региональные нормативные правовые акты, не признанные недействующими судом. Лишь в том случае, когда федеральный нормативный правовой акт содержит предписания, исключающие исполнение предписаний регионального нормативного правового акта, т.е. при прямой коллизии, участник соответствующих правоотношений должен руководствоваться установлениями федерального уровня. Однако в данном случае, ни по вопросу об условиях назначения ветеранам труда ежемесячных денежных выплат, ни по вопросу о размере их ежегодной индексации, прямых предписаний федеральных нормативных правовых актов не имеется.

Также не подлежат удовлетворению требования истицы, связанные с неинформированием её о прекращении индексации ежемесячных денежных выплат и прекращении их осуществления, поскольку обе эти меры были основаны на нормативных правовых актах Самарской области, официально опубликованных для всеобщего сведения. Закон Самарской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» (№27-ГД) был официально опубликован 14.02.2017 г. в газете «Волжская коммуна» №37(29932) и на сайте pravo.gov.ru, постановление Правительства Самарской области от 6.10.2009 г. №517 «О мерах, направленных на обеспечение исполнения в 2010-2019 годах областного бюджета в сфере здравоохранения и социального развития Самарской области» было официально опубликовано 14.10.2009 г. в газете «Волжская коммуна» №379(26838). Официальное опубликование признаётся надлежащей формой доведения нормативного правового акта до всеобщего сведения. Участники правоотношений не могут ссылаться на незнание нормативного правового акта, который был официально опубликован. На ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» не возложена обязанность особо информировать истицу о принятых нормативных правовых актах, регулирующих отношения, связанные с осуществлением ежемесячных денежных выплат.

Отказ в удовлетворении основных требований истицы влечёт отказ в удовлетворении акцессорного требования о компенсации морального вреда.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 1.05.2018 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2-1213/2018 ~ М-742/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кацман А.Д.
Ответчики
Министерство упарвления финансами по Самарской области
ГКУ СО "ГУ Управление социальной защиты населения по Самарскому округу"
Министерство социально-демографической и семейной политики по САмарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
05.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2018Передача материалов судье
12.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2018Подготовка дела (собеседование)
04.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2018Судебное заседание
27.04.2018Судебное заседание
01.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее