РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2018 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Челаева Ю.А..,
при секретаре Шишкановой Е.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2174/18 по исковому заявлению Тольяттинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в интересах Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области» в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
В Красноярский районный суд Самарской области обратился с административным исковым заявлением Тольяттинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в интересах Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области» в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ссылаясь на следующее.
Тольяттинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в мае 2018 года в ФКУ ИК -10 УФСИН России по Самарской области ( далее ФКУ ИК-10) проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в части материально -бытового и санитарно-гигиенического законодательства в части материально-бытового и санитарно-гигиенического обеспечения осужденных. По результатам проверки 31.05.2018 года в адрес административного ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
Последующие проверки, проведенные прокуратурой 25.07.2018 года и 11.10.2018 года в рамках контроля, показали, что ранее выявленные нарушения требований ст.ст.99,100 УИК РФ и изданных во исполнение данных норме ведомственных приказов Минюста и ФСИН России, регламентирующих материально-бытовое и санитарно -гигиеническое обеспечение осужденных к лишению свободы, руководством ФКУ ИК -10 так и не устранены, при этом допускаются аналогичные нарушения закона.
Так, проведенной 11.10.2018 года проверкой установлено, что количество умывальников (рукомойников) и унитазов в отрядах учреждения не соответствует нормативам, установленным приложением №2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 года №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» ( один умывальник на 10 человек) и пунктом 9.11 Инструкции, утв. Приказом Минюста России от 02.06.2003 №130 -дсп «об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России ( СП 17-02 Минюста России) ( один унитаз на 15 человек).
Так в общежитии отряда №2, предназначенном для проживания 97 осужденных, в комнате для умывания установлено 7 умывальников(рукомойников), что на 3 меньше от необходимого количества( 10). При этом из 7 умывальников в рабочем состоянии находится только 5. В уборной отряда установлено 4 унитаза( чаши Генуя), что на 2 меньше от необходимого количества(6).
В общежитии отряда №3, предназначенном для проживания 100 осужденных, в комнате для умывания установлено 6 умывальников (рукомойников), что на 4 меньше от необходимого количества( 10).
При этом из 6 умывальников в рабочем состоянии находится только 5. В уборной отряда установлено 5 унитазов чаш Генуя), что на 1 меньше от необходимого количества (6). Сливные бачки 1 2 из 5 унитазов (чаш Генуя) не исправны ( не работает слив воды).
В общежитии отряда №8, предназначенном для проживания 128 осужденных, в комнате для умывания установлено 4 умывальника (рукомойника), что на 9 меньше от необходимого количества( 13). В уборной отряда установлено 6 унитазов, что на 2 меньше от необходимого количества( 8). Сливные бачки у всех 6 унитазов ( чаш Генуя) не исправны( не работает слив воды).
В общежитии отряда №10, предназначенном для проживания 173 осужденных. В комнате для умывания установлено 6 умывальников( рукомойников), что на 11 меньше от необходимого количества(17). В уборной отряда установлено 5 унитазов (чаш Генуя), что на 6 меньше от необходимого количества.
Кроме того, вопреки ч.1 ст.3 УИК РФ, предусматривающей строе соблюдение гарантий защиты осужденных от обращения, унижающего человеческое достоинство, для осужденных, проживающих в отрядах №№1,2,3.4,8,9,10, а также отбывающих меры взыскания в камерах штрафного изолятора №3,4.5 и в помещениях камерного типа №№1,2,3,4.5,6.7,не имеется возможности уединиться при пользовании туалетом (чашей Генуя) в связи с отсутствием перегородок, отделяющих их от остального помещения. Нехватка санитарно-технического оборудования сказывается на санитарно-гигиеническом состоянии уборных в отрядах №№2,3,8,10, в которых вопреки требованиям ст.101 УИК РФ, имеет место сильный канализационный запах, переполненные мусорные баки, грязь, пыль.
В связи с чем, прокурор обратился с требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации а именно:
Признать незаконными бездействие ФКУ ИК -10 УФСИН России по Самарской области, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований ст.ст.99101 УИК РФ, регламентирующих права осужденных на надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение.
Обязать администрацию ФКУ ИК -10 УФСИН России по Самарской области в срок до 01.07.2019 года устранить нарушения угнголовно-исполнительного законодательства, а именно:
- Оборудовать в отрядах №№2,3,8,10 умывальники( рукомойники) и унитазы в соответствии с установленными нормативами, из расчета один умывальник на 10 человек, один унитаз на 15 человек, а именно: в отряде №2 установить в комнате для умывания 3 умывальника (рукомойника) и в уборной 2 унитаза, обеспечив рабочее состояние всех необходимых 7 умывальников ( рукомойников) и 6 унитазов (чаш Генуя); в отряде №3 установить в комнате для умывания 4 умывальника (рукомойника) и в уборной 1 унитаз, обеспечив рабочее состояние всех необходимых 10 умывальников (рукомойников) и 6 унитазов ( чаш Генуя), в отряде №8 установить в комнате для умывания 9 умывальников (рукомойников) и в уборной 2 унитаза, обеспечив рабочее состояние всех необходимых 13 умывальников ( рукомойников) и 8 унитазов (чаш Генуя), в отряде №10 установить в комнате для умывания 11 умывальников (рукомойников) и в уборной 6 унитазов, обеспечив рабочее состояние всех необходимых 17 умывальников (рукомойников) и 11 унитазов ( чаш Генуя);
- Установить в уборных отрядов №№2,3.4,8,9,10, в камерах штрафного изолятора №№3,4,5 и в помещениях камерного типа №№1,2.3,4,5,6.7 перегородки отделяющие унитазы( чаши Генуя от остального помещения и обеспечивающие возможность уединиться при их пользовании;
- Обеспечить надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений уборных в отрядах №№2,3,8,10 ( провести уборку помещений, устранить сильный канализационный запах, убрать мусор, грязь, произвести дезинфекцию помещений..
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России пор Самарской области в срок до 01.07.2019 года организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК -10 УФСИН России по Самарской области для устранения нарушений ст.ст.99,101 УИК РФ, регламентирующих права осужденных на надлежащее материально- бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение: для оборудования в отрядах №№2,3.8,10 умывальников (рукомойников) и унитазов в соответствии с установленными нормативами, из расчета один умывальник на 10 человек, один унитаз на 15 человек, в камерах штрафного изолятора №№3.4.5 и в помещениях камерного типа №№1,2.3.4.5,6.7, перегородок, отделяющих унитазы ( чаши Генуя) от остального помещения, для обеспечения надлежащего санитарно- гигиенического состояния помещений уборных в отрядах №№2,3,8,10.
В судебном заседании административный истец прокурор Сядуков И.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК -10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области и административного ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области Салдаева В. В.А. заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении первого пункта исковых требований, так как Учреждение не бездействует, в подтверждение просила приобщить к материалам дела фотографии, на которых отражен объем работ выполненных на день вынесения решения суда, а также финансовые документы о получении оборудования. Также указала, что быстро исправить все нарушения Учреждение не имеет возможности, поскольку денежные средства необходимо запланировать и освоить. Кроме того, просила учесть, что в настоящее время в Учреждении содержится всего 422 осужденных вместо 1045. В случае удовлетворения требований установить срок устранения недостатков до декабря 2019 года. В остальной части дала пояснения согласно письменного отзыва.
Суд, выслушав стороны исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме в виду следующего.
Статьей 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно ст.ст.18,46 Конституции РФ права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст.99,100 УИК РФ в исправительных учреждениях обеспечиваются надлежащие материально-бытовые условия, а также выполнение санитарно -гигиенических и противоэпидемических норм и требований.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Согласно ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения. Исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, а также осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической быазы и социальной сферы.
Нормы материально-бытового обеспечения осужденных, обеспечение необходимыми коммунально-бытовыми зданиями и помещениями определены приказами ФСИН России от 27.07.2006 №512 и Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп.
ФКУ ИК -10 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий вид режима.
Пунктом 2.1 Устава ФКУ ИК -10, утвержденного приказом ФСИН России от 12.04.2011 №219 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области» (далее Устав ФКУ ИК -10) установлено, что целями деятельности исправительного учреждения являются создание осужденными условий содержания, соответствующих нормами международного права, положениям международных договоров российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по исполнению требований уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового и санитарно-гигиенического обеспечения осужденных лежит на ФКУ ИК -10. Отсутствие финансовых средств не может являться основанием для освобождения администрации учреждения от их исполнения.
Вместе с тем, Положением о Федеральной службе исполнения наказаний ( далее -ФСИН России), утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» установлено, что ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органами уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Закона РФ от 21..07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, в соответствии со ст.38 этого же Закона осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Пунктами 4.3 и 5.7 Устава ФКУ ИК -10 закреплено, что контроль за использованием по назначению и сохранность закрепленного за исправительным учреждениям имущества осуществляет ФСИН России и УФСИН России по Самарской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца. Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а так же персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Установлено, что наличие указанных прокурором в иске нарушений администрацией ФКУ ИК -10 не оспаривается. Их устранение запланировано на 2019 год при условии изыскания денежных средств. Суд принимает во внимание, что административным ответчиком ФКУ ИК -10 начата работа по устранению нарушений, однако до настоящего времени не закончена и будет закончена по сведениям представителя не ранее конца 2019 года.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя административного ответчика, что в Учреждении на день рассмотрения настоящего дела содержится всего 422 осужденных, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку наполняемость учреждения составляет 1045 человек и санитарно-гигиенические нормы и требования должны соблюдаться в отношении любого количества осужденных.
Доводы стороны административного ответчика, что здания общежитий Учреждения построены до 2003 года, т.е. до утверждения Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП 17-02 Минюста России) также лишены оснований, поскольку действие вышеуказанных приказов распространяется на здания и помещения исправительных учреждений независимо от дат их постройки.
Также доводы стороны ответчика, что необходимо определить срок исполнения требований прокурора до конца 2019 года, в виду большого объема работы нельзя принять во внимание, поскольку требования прокурора о необходимости устранения изложенных в иске нарушений были фактически предъявлены Учреждению в мае 2018 года и до настоящего времени нарушения не устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тольяттинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации удовлетворить частично.
- Признать незаконными бездействие ФКУ ИК -10 УФСИН России по Самарской области, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований ст.ст.99101 УИК РФ, регламентирующих права осужденных на надлежащее материально-бытовое и санитарно0-гигиеническое обеспечение.
- Обязать администрацию ФКУ ИК -10 УФСИН России по Самарской области в срок до 01.07.2019 года устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства, а именно:
- Оборудовать в отрядах №№2,3,8,10 умывальники( рукомойники) и унитазы в соответствии с установленными нормативами, из расчета один умывальник на 10 человек, один унитаз на 15 человек, а именно: в отряде №2 установить в комнате для умывания 3 умывальника (рукомойника) и в уборной 2 унитаза, обеспечив рабочее состояние всех необходимых 7 умывальников ( рукомойников) и 6 унитазов (чаш Генуя); в отряде №3 установить в комнате для умывания 4 умывальника (рукомойника) и в уборной 1 унитаз, обеспечив рабочее состояние всех необходимых 10 умывальников (рукомойников) и 6 унитазов ( чаш Генуя), в отряде №8 установить в комнате для умывания 9 умывальников (рукомойников) и в уборной 2 унитаза, обеспечив рабочее состояние всех необходимых 13 умывальников ( рукомойников) и 8 унитазов (чаш Генуя), в отряде №10 установить в комнате для умывания 11 умывальников (рукомойников) и в уборной 6 унитазов, обеспечив рабочее состояние всех необходимых 17 умывальников (рукомойников) и 11 унитазов ( чаш Генуя);
- Установить в уборных отрядов №№2,3,4,8,9,10, в камерах штрафного изолятора №№3,4,5 и в помещениях камерного типа №№1,2.3,4,5,6.7 перегородки отделяющие унитазы( чаши Генуя от остального помещения и обеспечивающие возможность уединиться при их пользовании;
- Обеспечить надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений уборных в отрядах №№2,3,8,10 ( провести уборку помещений, устранить сильный канализационный запах, убрать мусор, грязь, произвести дезинфекцию помещений..
- Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России пор Самарской области в срок до 01.07.2019 года организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК -10 УФСИН России по Самарской области для устранения нарушений ст.ст.99,101 УИК РФ, регламентирующих права осужденных на надлежащее материально- бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение: для оборудования в отрядах №№2,3.8,10 умывальников (рукомойников) и унитазов в соответствии с установленными нормативами, из расчета один умывальник на 10 человек, один унитаз на 15 человек, в камерах штрафного изолятора №№3.4.5 и в помещениях камерного типа №№1,2.3.4.5,6.7, перегородок, отделяющих унитазы ( чаши Генуя) от остального помещения, для обеспечения надлежащего санитарно- гигиенического состояния помещений уборных в отрядах №№2,3,8,10.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течение месяца. Со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 29.12.2018
Судья Челаева Ю.А.