Дело № 2-1237/2014
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Верхняя Пышма 21 мая 2014 года
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи – Мочаловой Н.Н.
при секретаре – Холкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юшкова Алексея Валерьевича об оспаривании решения главы администрации городского округа Среднеуральск: о признании постановления незаконным, о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Юшков А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения главы администрации ГО Среднеуральск: о признании незаконным постановления главы администрации ГО Среднеуральск №174 от 14.03.2014. «Об отказе в принятии Юшкова А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма», об отмене данного постановления, о принятии его на учет в качестве нуждающегося в представлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что 14.03.2014. глава администрации городского округа Среднеуральск Тарасов Б.А. вынес постановление «Об отказе в приятии Юшкова А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма», в соответствии с которым, ему было отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставляемых по договору социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, на основании п.п. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, по причине предоставления документов, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
10.02.2014. он обратился с заявлением к главе администрации городского округа Среднеуральск о принятии его на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. При написании данного заявления он указал, что его семья состоит из одного человека, он является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
Однако при рассмотрении заявления были собраны документы на всех совместно проживающих с ним в одном жилом помещении, граждан: его мать - Юшкову Александру Андреевну, и его совершеннолетних братьев: Юшкова Антона Валерьевича и Юшкова Даниила Валерьевича. Несмотря на то, что они все зарегистрированы и проживают по одному адресу: <адрес>, они не ведут совместного хозяйства, каждый имеет самостоятельней доход и живет своей личной жизнью. Считает, что администрацией ГО Среднеуральск неправильно учитывались доходы всех его родственников при рассмотрении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Кроме того, не было учтено то обстоятельство, что у него имеется несовершеннолетний ребенок – Юшков Артемий Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ, на содержание которого ежемесячно им добровольно выплачиваются алименты в размере <данные изъяты>.
Он является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> квартиры составляет № иного недвижимого имущества или транспортных средств в собственности, у него нет. При написании заявления он неоднократно консультировался со специалистом администрации, и полагает, что им были представлены все необходимые документы. Кроме того, Жилищный кодекс предусматривает возможность администрации самостоятельно запрашивать необходимые документы. Считает ссылку на данный подпункт в постановлении администрации об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, формальной.
Кроме того, расчет имущественного положения граждан, в целях признания их малоимущими и предоставлении им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, был сделан неправильно. При производстве расчета были учтены заработные платы всех его родственников, стоимость всей квартиры, стоимость автомобиля Ниссан Вингроад, принадлежащего его брату – Юшкову Антону Валерьевичу.
Считает, что имеются все основания для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебном заседании заявитель – Юшков А.В., заявленные требования поддержал. По обстоятельствам дела дал объяснения, аналогичные – указанным в заявлении. Просил признать незаконным постановление главы администрации ГО Среднеуральск № 174 от 14.03.2014. «Об отказе в принятии Юшкова А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма», отменить его; признать его нуждающимся в представлении жилого помещения по договору социального найма.
Представитель заинтересованного лица – администрации ГО Среднеуральск – Леонов И.П., действующий на основании доверенности от 18.08.2011. № 01-04-002345, в судебном заседании с заявлением Юшкова А.В., не согласился, пояснив суду, что в качестве основания для принятия его на учет было указано основание: обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. По результатам рассмотрения жилищно-бытовой комиссией городского округа Среднеуральск заявления и приложенных документов заявителя, главе администрации городского округа Среднеуральск было рекомендовано отказать Юшкову А.В. в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, на основании п.п. 2 п. 1ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решением Среднеуральской городской Думы от 27.10.2005. №19/6 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения на территории городского округа Среднеуральск», учетная норма площади составляет 15 кв.м. общей площади на одного человека. При производстве расчета нуждаемости заявителя в предоставлении жилого помещения, и принятии вышеуказанного решения об отказе в принятии заявителя на учет, руководствовались Законом Свердловской области «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области № 97-ОЗ от 2.07.2005., и Законом Свердловской области «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» № 96-ОЗ от 22.07.2005. При расчете учитывали всех совместно проживающих с заявителем граждан в жилом помещении, исходя из сведений справки о составе семьи, как одну семью. Установить иное из представленных заявителем документов для решения вопроса о постановке на учет, было невозможно. По критерию определения нуждаемости, исходя из площади занимаемого заявителем и членами его семьи жилого помещения, заявитель мог быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, по критерию малоимущности – нет, поскольку учитывался доход всех совместно проживающих с заявителем лиц, как членов одной семьи. Считал, что оспариваемое постановление является, в силу вышеизложенного, законным. Просил в удовлетворении заявленных Юшковым А.В., требований, отказать.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления, решение которого оспаривается.
Согласно ст. 255 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, по договорам социального найма, предоставляются гражданам, которые приняты на учет к качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма, устанавливаются ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с ч.4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Как установлено в судебном заседании, 10.02.2014. Юшков А.В. обратился в администрацию ГО Среднеуральск с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.8).
Постановлением главы администрации ГО Среднеуральск № от 14.03.2014., с учетом рекомендаций жилищно – бытовой комиссии ГО Среднеуральск (в протоколе от 12.03.2014. № 6/2014), расчета обеспеченности гражданина, подавшего заявление о принятии на учет, общей жилой площади, расчета имущественного положения граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, анализа доходов заявителей на предоставление им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расчета величины минимального потребительского бюджета, Юшкову А.В. отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, на основании подпункта 2 пункта 1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, по причине предоставления документов, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д.7).
Согласно представленному суду письменному отзыву администрации ГО Среднеуральск, и представителя администрации ГО Среднеуральск в судебном заседании, состоять на учете в целях улучшения жилищных условий, имеют право категории граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. К числу таких граждан закон относит малоимущих и иных определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации, категорий граждан.
Малоимущими гражданами, в целях применения норм жилищного законодательства, являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъкта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, такими гражданами признаются лица, указанные в данной норме закона.
При рассмотрении заявления Юшкова на заседании жилищно – бытовой комиссии, рекомендовавшей, в дальнейшем, отказать в постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для постановки заявителя на указанный учет, поскольку из представленных Юшковым А.В. документов, был установлен факт совместного проживания с ним членов семьи: матери – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и двух братьев: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. Основания считать указанных граждан, не относящихся к членам семьи ФИО2, у администрации ГО Среднеуральск, отсутствовали. Администрация ГО Среднеуральск, при этом, исходила и требований ст.1 Закона Свердловской области от 22.07.2005. № 96-ОЗ, в которой перечисляются, применительно в данным правоотношениям, лица, которых законодатель относит к совместно проживающим членам семьи: супруги, дети и родители, другие родственники и иные лица, признаваемые в случаях, предусмотренных федеральными законами, членами семьи. Поскольку каких-либо иных документов, кроме справки с места жительства о составе семьи, заявителем представлено не было, администрация ГО Среднеуральск исходила из того факта, что все граждане, зарегистрированные вместе с заявителем по вышеуказанному адресу, как по постоянному месту жительства, являются членами одной семьи с заявителем, поэтому расчет имущественного положения Юшкова А.В., в целях признания его малоимущим, производился администрацией Го Среднеуральск, с учетом всех членов семьи, совместно проживающих с Юшковым А.В. в жилом помещении пл адресу: <адрес>.
Как следует из ч.3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Как установлено в судебном заседании, единственным основанием для отказа заявителю в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, явилось то обстоятельство, что представленный заявителем документ – справка с места жительства с указанием граждан, зарегистрированных по месту жительства, в одном с заявителем жилом помещении по указанному выше адресу, был расценен администрацией ГО Среднеуральск, при проверке представленных заявителем документов на рассмотрение жилищно – бытовой комиссии, как подтверждающий проживание заявителя по указанному адресу с гражданами, перечисленными в справке с места жительства, одной семьи, в связи с чем, администрацией ГО Среднеуральск расчет на предмет определения малоимущности, производился исходя из имущественного положения не только заявителя, но и всех граждан, зарегистрированных в одном жилом помещении с заявителем.
Доводы представителя администрации ГО Среднеуральск о том, что по иному произвести расчет, в данном случае, не представлялось возможным, поскольку заявителем кроме вышеназванной справки с места жительства, какие -либо другие документы, не представлялись, и администрация ГО Среднеуральск, поэтому, исходила из сведений данных справки, посчитав установленным факт проживания заявителя по указанному адресу совместно с другими гражданами, зарегистрированными в жилом помещении, одной семьей, суд считает заслуживающими внимание, поскольку из системного толкования п.4 абз.2 ст.3 ст.5 Закона Свердловской области от 22.07.2005. № 97-ОЗ, и ст.2 Закона Свердловской области от 22.07.2005. № 96-ОЗ, следует, что органы местного самоуправления принимают решение о принятии граждан на учет, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на основании документов, представленных такими гражданами, и самостоятельно затребованных в органах государственной власти, в органах местного самоуправления, или в организациях, в распоряжении которых находятся документы являющиеся основаниям для принятия граждан на учет. Согласно п.2 ч.1 ст.5 Закона Свердловской области № 97-ОЗ от 22.07.2005., к числу документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, и которые такими гражданами предоставляются органам местного самоуправления, является справка, заверенная подписью должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, подтверждающая место жительство гражданина, подающего заявление, и (или) содержащая сведения о совместно проживающих с ним лицах. В случае представления гражданином такого документа, который содержит сведения о совместно проживающих в с ним лицах, в жилом помещении, в котором он зарегистрирован по месту жительства, размер дохода, в соответствии с ч.7 ст.2 Закона Свердловской области от 22.07.2005. № 96-ОЗ, рассчитывается исходя из дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и определяется как частное от деления суммы размеров дохода каждого члена семьи, исчисленных в порядке, указанном в ч.2 данной статьи, на количество членов семьи.
Какого-либо иного порядка для расчета и определения того обстоятельства, проживает ли гражданин, обратившийся с заявлением о постановке его на учет, в жилом помещении, в котором он зарегистрирован по месту жительства (согласно сведениям представленной этим гражданином справки с места жительства) один (для расчета дохода как одиноко проживающего гражданина, в соответствии с ч.8 Закона № 96-ОЗ от 22.07.2005.), либо совместно, одной семьей, с другими гражданами, которые также зарегистрированы в данном жилом помещении как по месту жительства (для расчета дохода на каждого члена семьи, в соответствии с ч.7 ст.8 Закона № 96-ОЗ от 22.07.2005.), вышеуказанный закон Свердловской области, определяющий порядок признания граждан малоимущими, в целях признания их нуждающимися в предоставлении жилого помещении по договору социального найма, не предусматривает.
Из объяснений заявителя в судебном заседании следует, что граждане, которые указаны в представленной, с его стороны, в администрацию ГО Среднеуральск, справки с места жительства: его мать и братья, членами его семьи не являются, он писал заявление в администрацию только от себя лично, и полагал, что расчет малоимущности для постановки его на усеет, будет производиться из расчета его одного как одиноко проживающего.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в данном случае, имеет место спор о праве Юшкова А.В. быть постановленным на учет, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в рамках которого заявителю следует доказывать вышеуказанный факт (что граждане, совместно зарегистрированные с заявителем в одном жилом помещении, по месту жительства, членами его семьи, не являются, что заявитель имеет право быть поставленным на учет на предоставление жилого помещения как одиноко проживающему).
При этом, суд обращает внимание на то, что и ст.1 Закона Свердловской области от 2.07.2005. № 96-РЗ, на которую ссылается представитель администрации ГО Среднеуральск, указывает на то, что лицами, которых законодатель относит к совместно проживающим членам семьи: супруги, дети, родители, другие родственники и иные лица, признаются в качестве членов семьи, в случаях, предусмотренным федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Поскольку между заявителем и администрацией ГО Среднеуральск, фактически возник спор, относительно установления вышеуказанного обстоятельства (являются ли граждане, совместно зарегистрированные с заявителем в одном жилом помещении, членами его семьи), указанное обстоятельство, в рамках данного гражданского дела, предмет рассмотрения которого касается лишь оспаривания заявителем постановления главы администрации ГО Среднеуральск, не может быть установлено, и должно доказываться заявителем только при разрешении соответствующего спора, в порядке искового производства.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, исходя из обстоятельств, установленных в судебном заседании, поскольку, в данном случае, имеет место спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства, заявление, поданное Юшковым А.В. заявление, подлежит оставлению без рассмотрения.
При решении вопроса об оставлении заявления Юшкова А.В., без рассмотрения, суд считает возможным руководствоваться, по аналогии закона, в соответствии с ч.3 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – частью 3 ст.247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей действия суда при установлении спора о праве, при подаче гражданином заявления для рассмотрения в порядке разрешения дел возникающих из публичных правоотношений, и ч.3 ст.263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей право суда оставлять заявление без рассмотрения, если установлено наличие спора о праве, при рассмотрении заявления в порядке особого производства.
Руководствуясь с ч.3 ст.11 ч.3 ст.247, ч.3 ст. 263, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 131, 132 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.