Дело № 21-152/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл 30 июня 2016 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., при секретаре Дарган Ч.Л., с участием прокурора ФИО3, рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Тоджинского районного суда Республики Тыва от 11 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя Территориальной избирательной комиссии Тоджинского района Республики Тыва Д.,
установил:
11 марта 2016 года ФИО1 обратилась в прокуратуру Тоджинского района Республики Тыва с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении председателя Территориальной избирательной комиссии Тоджинского района Республики Тыва Д.
Определением от 8 апреля 2016 года, вынесенным прокурором Тоджинского района ФИО4, в возбуждении в отношении председателя Территориальной избирательной комиссии Тоджинского района Республики Тыва Даргый-оол М.Б. дела об административном правонарушении по заявлению ФИО1 отказано.
Решением судьи Тоджинского районного суда от 11 мая 2016 года оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, ФИО1 подала жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судом решения. Считает, что судьей необоснованно отказано в ее ходатайстве об опросе свидетеля ФИО5 и со стороны прокурора не дана оценка действиям ФИО6 и Д. в части разглашения ее персональных данных, предоставленных ею в ходе предвыборной агитации. Судом оставлено без внимания предоставленное решение Территориальной избирательной комиссии, в котором ФИО6 в качестве члена рабочей группы не указан. Кроме того, судьей необоснованно применена ссылка на ч.5 ст.28.1 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала по указанным в ней основаниям и просила решение Тоджинского районного суда отменить ввиду незаконности и необоснованности.
Представитель прокуратуры Республики Тыва ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы ФИО1 и оставить без изменения решение Тоджинского районного суда.
Прокурор Тоджинского района ФИО4 также не согласилась с жалобой, указывая, что на момент проверки оснований для возбуждения дела в отношении Д. не имелось, о нарушениях федерального закона о противодействии коррупции, имеющихся в действиях ФИО6, в Избирательную комиссию субъекта направлено представление.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет назначение административного наказания.
В силу ст. 28.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором.
Согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Положениями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года № 2202-1 (далее – Федерального закона) предусмотрены полномочия прокурора, связанные с возбуждением производства об административном правонарушении по основаниям, установленным законом (п. 2 ст. 22, ст. 25, п. 3 ст. 27 Закона в соответствующей редакции), при этом каких-либо специальных норм относительно процедуры возбуждения таких дел данный Закон не содержит, из чего следует, что на прокурора в этих случаях распространяются общие требования КоАП РФ, включая требование о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1).
Статьей 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2). Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения (пункт 4).
В силу п. 1 ст. Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в статье 21 этого Федерального закона, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных", операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 4 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 Кодекса "Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях".
Из материалов дела следует, что 11 марта 2016 года в прокуратуру Тоджинского района Республики Тыва поступило заявление ФИО1 о том, что 15 января 2016 года ее оппоненту – кандидату в депутаты Хурала представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва ФИО7 стали известны ее персональные данные. ФИО1 просила рассмотреть вопрос о привлечении председателя Территориальной избирательной комиссии Тоджинского кожууна Д. к административной ответственности за нарушение Федерального закона Российской Федерации «О персональных данных» по ст.13.11 КоАП РФ. Указанные документы находились в Территориальной избирательной комиссии Тоджинского района.
8 апреля 2016 года по результатам проведенной прокуратурой Тоджинского района проверки установлено, что персональные данные, поданные в Территориальную избирательную комиссию кандидатом в депутаты Хурала представителей Тоджинского района Республики Тыва пятого созыва ФИО1 стали известны ФИО6 в ходе заседания рабочей группы. В последующем ФИО6 на основании доверенности в интересах ФИО7 подготовил и направил административное исковое заявление о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты.
Из справки о проведенной проверке, составленной помощником прокурора Тоджинского района ФИО8 8 апреля 2016 года, имеющейся в материалах прокурорской проверки, истребованной судьей Верховного Суда Республики Тыва следует, что порядок сбора, хранения, использования или распространения информации персональных данных заявителей председателем Территориальной избирательной комиссии Тоджинского района Даргый-оол М.Б. не нарушен. Персональные данные кандидатов в депутаты Хурала представителей Тоджинского района стали известны ФИО6 в ходе заседания рабочей группы, в котором он участвовал в качестве члена группы в связи с чем, оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по ст.13.11 КоАП РФ не имеется. Между тем, проверкой выявлено, что ФИО6 являясь уполномоченным представителем от избирательного объединения Тувинского регионального отделения ВПП «Единая Россия» не мог быть членом рабочей группы по приему и проверке документов кандидатов, что повлекло нарушение ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.25 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 года № 781 ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва».
8 апреля 2016 года прокурором Тоджинского района ФИО4 в адрес председателя Избирательной комиссии по Республике Тыва ФИО9 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по выявленным нарушениям по материалам указанной прокурорской проверки.
Судья районного суда рассмотрев дело, пришел к выводу, что определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является законным и обоснованным исходя из того, что факт нарушения председателем Территориальной избирательной комиссии Д. требований Федерального закона "О персональных данных" не подтвержден.
Между тем, в ходе прокурорской проверки не опрошены представители рабочей группы, указанные в решениях Территориальной избирательной комиссии от 21 декабря 2015 года № 4/11-3 заверенной председателем Д., от 21 декабря 2015 года № «Об организации работы по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями при проведении выборов в депутаты Хурала представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва пятого созыва 14 февраля 2016 года» и 21 декабря 2015 года № «О Рабочей группе по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, лицах, осуществивших удостоверение подписных листов, и их подписей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидатов при проведении выборов в депутаты Хурала представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва пятого созыва 14 февраля 2016 года», представленные заявителем. Также прокурором и судьей районного суда необоснованно отказано в вызове свидетелей ФИО5, ФИО10, ФИО11 и надлежащим образом не оценен факт наличия разных по субъектному составу решений Территориальной избирательной комиссии Тоджинского района.
В материалах прокурорской проверки имеется Положение о рабочей группе по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов депутатов Хурала представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва пятого созыва 14 февраля 2016 года утвержденное решением от 21 декабря 2015 года №, тогда как заявителем представлено решение 21 декабря 2015 года № «О Рабочей группе по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, лицах, осуществивших удостоверение подписных листов, и их подписей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидатов при проведении выборов в депутаты Хурала представителей Тоджинского кожууна Республики Тыва пятого созыва 14 февраля 2016 года» с подписью председателя Д., секретаря ФИО5, указанным обстоятельствам не дана надлежащая юридическая оценка.
Согласно п. 4.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 года № для обеспечения полноты и объективности проверок по любому обращению к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.
Так, согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О персональных данных" только субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
Доказательства того, что субъект персональных данных ФИО1 давала согласие на распространение персональных данных, обстоятельства, свидетельствующие о том, что сведения были распространены для защиты общественных интересов, в материалах дела также отсутствуют и проверкой не установлены.
Учитывая, что при проведении проверки прокурором района получены объяснения председателя Территориальной избирательной комиссии Д., ФИО6, ФИО7, остальные представители рабочей группы территориальной избирательной комиссии не опрошены и не установлены обстоятельства возникновения двух разных решений Территориальной избирательной комиссии с разным содержанием в указании членов рабочей группы, в связи с чем правовых оснований для признания проведенной прокурорской проверки по обращению ФИО1 полной не имеется. Поэтому вывод судьи районного суда и прокурора района об отсутствии в действиях председателя Территориальной избирательной комиссии Тоджинского района Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ, основан на противоречивых результатах проведенной прокурорской проверки. Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно установить юридически значимые обстоятельства, определить причастность председателя Территориальной избирательной комиссии в нарушении установленного порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о персональных данных.
Ввиду того, что все доказательства и материалы дела в совокупности достоверно не подтверждают объективность проведенной прокурорской проверки, выводы прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и судьи основаны на неполных данных, их законность и обоснованность ставится под сомнение. Поскольку в материалах дела не имеется доказательств, позволяющих с достоверностью установить факт нарушения председателем Территориальной избирательной комиссии Д. порядка распространения персональных данных заявителя, и обстоятельства появления двух разных решений избирательной комиссии за ее подписью не установлены, все указанные члены рабочей группы в этих решения не опрошены, то имеют место неустранимые сомнения в определении виновности председателя Территориальной избирательной комиссии и установлении юридически значимых обстоятельств по делу.
При таких обстоятельствах определение прокурора Тоджинского района Республики Тыва ФИО4от 8 апреля 2016 года вынесенное и решение судьи Тоджинского районного суда Республики Тыва от 11 мая 2016 года, вынесенные в отношении председателя Территориальной избирательной комиссии Тоджинского района Республики Тыва Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело – возвращению прокурору Тоджинского района для устранения допущенных процессуальных нарушений.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Определение прокурора Тоджинского района Республики Тыва от 8 апреля 2015 года по заявлению ФИО1 и решение судьи Тоджинского районного суда Республики Тыва от 11 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ, в отношении председателя Территориальной избирательной комиссии Торджинского района Д. отменить, дело направить прокурору Тоджинского района для устранения допущенных нарушений.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Тыва А.А. Салчак