дело № 2а-5794/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Глебовой А.Н.,
при секретаре Макуриной А.В.
с участием представителя административного истца Звездина Г.И. – Толкачевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Звездина Г.И. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Звездина Г.И. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, просит обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в следующих координатных точках границ: №
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, по адресу:. <адрес> на котором расположен жилой дом, также принадлежащий административному истцу на праве собственности. 28.06.2017г. Звездина Г.И. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с землями муниципальной собственности. Ответом № от 24.07.2017г. Департамент отказал Звездина Г.И. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, мотивируя тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной застройки жилыми домами (Ж-1), тогда как вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № – для ведения дачного хозяйства. Между тем, фактически земельный участок с кадастровым номером № используется административным истцом для эксплуатации жилого дома, что соответствует градостроительному плану города, утвержденному решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №№ Более того, испрашиваемый земельный участок используется административным истцом более 5 лет, он огорожен искусственной межой (забором). С учетом изложенного Звездина З.И. полагает отказ Департамента в перераспределении земельных участков незаконным.
В судебное заседание административный истец Звездина Г.И. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, доверила представление своих интересов своему представителю Толкачевой С.В. (доверенность от 08.08.2017г.), которая в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка не соответствует градостроительному плану. Однако вид фактического использования данного земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом, соответствует градостроительному плану и после заключения соглашения о перераспределении земельного участка истца с землями, находящимися в муниципальной собственности вид разрешенного использования вновь образованного земельного участка будет приведен в соответствие с Градостроительным планом. Истец, являясь собственником земельного участка, может обратиться с заявлением об изменении вида его разрешенного использования, но это очень долгая процедура, в связи с чем истец счел целесообразным обратиться в суд с данными требованиями. Кроме того, земельный участок расположен на территории СНТ «Такмак» и не находится в охранной зоне заповедника «Столбы».
Административный ответчик – Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Представитель административного ответчика – Чигжит-оол А.С., действующий на основании доверенности от 27.07.2017г., представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку испрашиваемый к перераспределению земельный участок не соответствует требованиям пункта 6 ст.11.9 ЗК РФ, так как в данной территориальной зоне не предусмотрено размещение земельных участков для ведения дачного хозяйства. Кроме того, по сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый земельный участок общей площадью 1795 кв.м расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (охранная хона заповедника «Столбы»). В соответствии с постановлением администрации Красноярского края от 20.05.1994 №262-п на землях в границах городской черты и пригородной зеленой зоны города Красноярска, относящихся к охранной зоне заповедника, допускается размещение объектов, имеющих рекреационное назначение, по согласованию с дирекцией заповедника и при наличии проекта, имеющего положительное заключение экологической экспертизы.
Заинтересованное лицо СНТ «Такмак» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представитель - председатель СНТ ФИО5 в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя СНТ «Такмак», а также указал, что не возражает против удовлетворения требований, изложенных в административном иске (л.д. 46).
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из части 1 статьи 11.2 ЗК РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Статья 39.1 ЗК РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно п.2 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.3 ст.39.28 ЗК РФ).
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.
Согласно ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (пункт 1).
Пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что Звездина Г.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства, площадью 1497 кв. м, находящегося по адресу: <адрес> Данные обстоятельства подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для возникновения права явился договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 14)
На указанном выше земельном участке расположен принадлежащий Звездина Г.И. на праве собственности жилой дом площадью 251 кв.м., право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании декларации об объекте недвижимого имущества и договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
28.06.2017 года Звездина Г.И. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков находящихся в частной собственности, в котором просила осуществить перераспределение земель, находящихся в муниципальной собственности в целях ведения дачного хозяйства. В качестве земельных участков, перераспределение которого планируется осуществить указала принадлежащий ей земельный участок площадью 1497 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и земли площадью 1795 кв.м по адресу: <адрес> (л.д. 5-7).
Письмом № от 24.07.2017г. Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска отказал истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка ввиду того, что Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №№ в целях определения территориальных зон, установлено в пределах границ города Красноярска территориальное планирование, зонирование территории города. Испрашиваемый земельной участок расположен в зоне застройки индивидуальными домами (Ж-1). В данной территориальной зоне не предусмотрено размещение земельных участков для ведения дачного хозяйства. Кроме того, испрашиваемый земельный участок общей площадью 1795 кв.м расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (охранная зона заповедника «Столбы»). В соответствии с постановлением администрации Красноярского края от 20.05.1994 №262-п на землях в границах городской черты и пригородной зеленой зоны города Красноярска, относящихся к охранной зоне заповедника, допускается размещение объектов, имеющих рекреационное назначение, по согласованию с дирекцией заповедника и при наличии проекта, имеющего положительное заключение экологической экспертизы (л.д. 21-22)
Из положений статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации усматривается, что правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Судом установлено, что зонирование территории города Красноярска предусмотрено Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №№
Материалами дела подтверждается и представителем истца не отрицалась, что земельный участок, принадлежащий Звездина Г.И. на праве собственности, и испрашиваемый ею путем перераспределения земельный участок находятся в разных территориальных зонах.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из изложенных норм права следует, что в случае расположения исходного и испрашиваемого земельного участка в разных территориальных зонах уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В этой связи отказ административного ответчика в заключении данного соглашения правомерен, и оснований для признания его незаконным не имеется.
Доводы стороны административного истца о том, что фактически земельный участок с кадастровым номером № используется в соответствии с территориальной зоной, предусмотренной Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, поскольку на данном земельном участке находится принадлежащий истцу жилой дом, не свидетельствуют о незаконности решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, изложенным в письме № от 24.07.2017г. При этом суд принимает во внимание пояснения стороны истца о том, что каких-либо действий по приведению вида разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка в соответствие с территориальным зонированием истцом не предпринималось.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного иска Звездина Г.И. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2017г.
Председательствующий подпись
<данные изъяты>
Судья А.Н. Глебова