Дело №2-6244/2020 г. Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2020 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Васильковой С.В.,
с участием представителя истца Мироновой Е.С., представителя третьего лица Боровичской межрайонной прокуратуры Ивановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства здравоохранения Новгородской области к УФССП России по Новгородской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Министерство здравоохранения Новгородской области обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. об освобождении от взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №, ссылаясь в обоснование заявленных требований, что истец является должником по названному исполнительному производству и обязан был обеспечить Старостину В.Ф. лекарственным препаратом и изделием медицинского назначения. Требования исполнительного документы Министерством здравоохранения Новгородской области исполнены. Истец полагает, что оснований для взыскания сбора не имеется, поскольку для исполнения судебного акта потребовалось провести государственные закупки. Проведение аукциона осуществляется в соответствии с процедурой, установленной Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Министерство является государственным заказчиком и в соответствии с законодательством обязано соблюдать сроки этапов электронных процедур, иной возможности приобретения лекарственных препаратов для государственных заказчиков законом не предусмотрено.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено УФССП России по Новгородской области.
Лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель истца Миронова Е.С. иск поддержал по изложенным в нём основаниям.
Представителя третьего лица Боровичской межрайонной прокуратуры Иванова Л.В. возражала против удовлетворения иска.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1 статьи 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона).
Таким образом, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Боровичского районного суда Новгородской области от 02.09.2020 удовлетворен иск заместителя Боровичского межрайонного прокурора, действующего в интересах Старостиной В.Ф. Признано незаконным бездействие Министерства здравоохранения Новгородской области, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в сфере здравоохранения при обеспечении граждан льготными медицинскими препаратами и лекарственными средствами. На Министерство здравоохранения Новгородской области возложена обязанности обеспечить Старостину В.. изделиями медицинского применения № для определения уровня глюкозы в крови в количестве 1 единицы 2 раза в день рецепт серии № от 29.01.2020 и лекарственным средством «№ от 29.01.2020 за счет средств бюджета Новгородской области. Решение в части обеспечения Старостиной В.Ф. изделиями медицинского назначения обращено к немедленному исполнению.
05.10.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области вынесено постановление о возбуждении в отношении Министерства здравоохранения Новгородской области исполнительного производства №
07.10.2020 постановлением судебного пристава-исполнителя с Министерства здравоохранения Новгородской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Исполнительное производство окончено 02.11.2020 в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что аптечным пунктом АО «Новгородфармация» №56 Старостиной В.Ф. 11.06.2020 отпущено лекарственное средство «глицирризиновая кислота+фосфолипиды» по рецепту от 29.01.2020, а 18.06.2020 – изделие медицинского назначения № для определения уровня глюкозы в крови по рецепту от 29.01.2020.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 05.04.2013 №-44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» основанием для осуществления закупок являются планы-графики, которые содержат перечень закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год.
Из ст. 21 указанного выше закона усматривается, что план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч.3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Порядок проведения электронного аукциона установлен статьями 69-71 Федерального закона от 05.04.2013 года №-44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
С учетом обстоятельств и принимая во внимание существующий порядок приобретения лекарственных препаратов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №-44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Освободить Министерство здравоохранения от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифоровой Е.А. от 07.10.2020 в рамках исполнительного производства №.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путём подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение изготовлено: 21 декабря 2020 года.